КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 49. Причины речевых нарушений
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. 2. Неблагоприятные факторы, способствующие возникновению чевых нарушений у детей: • внесенные — экзогенные; • внутренние — эндогенные; • условия окружающей среды. Различают следующие критические периоды развития речв! функции: • в 1—2 года; • в 3 года; • в 6-7 лет. Основные причины патологии детской речи: • различные внутриутробные патологии; • родовая травма и асфиксия (удушье) во время родов; • различные заболевания в первые годы жизни ребенка; • травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга; • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводя к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы дефициту в развитии речи.
Вопрос 50. Классификации нарушений речи
1. Клинико-педагогическая классификация Г.В. Чиркиной объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии. Нарушения устной речи: расстройство фонационного оформления речи: афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;. брадилалия — патологически замедленный темп речи;. тахилалия — патологически убыстренный темп речи;. заикание — нарушение темпо-ритмической организации и, обусловленное судорожным состояние мышц речевого аппарата; дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата; риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;. афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения; дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. 2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р.Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО: • нарушение языковых средств общения (компонентов речи): • фонетика-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; • общее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы); • нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): • заикание; • проявления речевого негативизма и др. Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления ФФН и (или) ОНР, обусловленные у детей несформированнбстью фонетических и морфологических обобщений в устной речи. Использованные источники:
Вопрос 51. Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой)
Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) ре-1 чевого аппарата. Причина — аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию.
Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение твердого неба; аномально большой или маленький язык; короткая уздечка языка. Функциональная дислалия чаше всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье; неправильным звукопроизношением взрослых; педагогической запущенностью; незрелостью фонематического восприятия; нередко с одновременным изучением нескольких иностранных языков. Нарушения произношения проявляются в отсутствии, искажениях или заменах звуков: сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипяцщЯ -звуков; ротацизм — недостаток произношения звуков р - р'; ламблацизм — недостаток произношения звуков л ~ л'; дефекты произношения небных звуков (к — к', г — г', х - х', дефекты озвончения; дефекты смягчения. Нарушения голоса: частичное отсутствие голоса — дисфония: полное отсутствие — афония. По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются; на органические - в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений (хронические ларингиты, паралич мышц гортани, опухоли и состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе); функциональные — голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотрпвмирующие ситуации. Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей. Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроюнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Отмечается невнятность речи; в тяжелых случаях речь становится непонятной для окружающих. Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью — на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Нередко эти расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает как у детей так и у взрослых.
Причина — органическое поражение нервной системы. Наблюдаются расстройства: звукопроизношения; голосообразования; темпоритма речи; интонации. Степень выраженности: от полной невозможности произнесения речевых звуков до стертой дизартрии (еле заметной нечеткости произношения). В детском возрасте: смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени; развитие речи происходите задержкой; чаше страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с — с', з - з', ц, ш, щ, ч, р — р'. л — л'); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; фонематическое восприятие недостаточно сформировано; бедность словаря; овладение письмом и чтением затруднено; почерк неровный, буквы несоразмерные. Заикание — нарушение тем по-ритмической организации. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Является результатом: изменений речевой нагрузки; психической травмы; поражения определенных структур центральной нервной темы. Судороги мышц возникают только в момент речи или при пытке начать речь. Характеризуется: повторениями звуков, слогов или ело удлинением звуков; обрывом слов; вставками. Сопровождается сопутствующими движениями. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться логофобия - стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Проявляется в определенных ситуациях; возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерные особенности: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря. Различают две формы: экспрессивную; импрессивную. Экспрессивная форма: не формируется звуковой образ слова;
упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе; степень выраженности — от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками; дети понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение - только в рамках конкретной ситуации. Импрессивная (сенсорная) форма: нарушение восприятия (при полноценном слухе); расстройство фонематического восприятия — основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух); дети либо совсем не понимают речь, либо понимают ограниченно; повышенная чувствительность к звуковым раздражителям; речь не формируется без специального коррекционного воздействия. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых - нарушение понимания речи иди ее производства. При тяжелых формах нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Возникает чаще у пожилых в результате мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазия диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью. Приводит к нарушению дальнейшего развития речи, к распаду сформированной речи. Компенсаторные возможности (и у детей, и у взрослых) резко ограничены. Афазия вызывает нарушения поведения: агрессию; конфликтность; раздражительность. Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |