Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме 9. Стихосложение




Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

Размеры классического (силлабо-тонического) стихосложения: двухсложные (ямб, хорей), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Рифма в классическом стихосложении. Строфа. Виды строфических построений. Понятие верлибра.

 

Стихосложение – это система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста – звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т.к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны – не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в XVII в. усвоено силлабическое, с XVIII в. – силлабо-тоническое стихосложение, в XX в. рядом с ним возрождается чисто тоническое).

Этот способ организации стихотворной речи, противопоставлен прозаическим принципам. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.

1. Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, – свободный стих.

2. Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения – количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).

3. Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром.

Тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных – русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

Силлабо-тоническое стихосложение – это разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых – безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Метрическое стихосложение – это система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом – метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., «ямб»), стихотворный размер (напр., «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (напр., «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»).

Двухсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Ср.:

Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил... (А.С. Пушкин).

– / – / – / – / -

4 стопы (каждая состоит из безударного и ударного слога), значит это 4‑стопный ямб.

Ямб – самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры – 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX–XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII–XIX вв., комедия XIX в.).

Хорей – двухсложный стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха. Ср.:

Я пропАл, как звЕрь в загОне… (Б.Л. Пастернак).

/ – / – / – / –

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и безударного слога), значит это 4-х стопный хорей.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея – 4-, 6-стопный, с сер. XIX в. – 5-стопный.

Трехсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Дактиль – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 1-м слоге стопы. Ср.:

ВЫрыта зАступом Яма глубОкая… (И.С. Никитин).

/ – - / – - / – - / – -

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и двух безударных слогов, значит это 4-стопный дактиль.

2-стопный дактиль был наиболее употребителен в XVIII в., а 4- и 3‑стопный в XIX–XX вв.

Амфибрахий – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 2-м слоге. Ср.:

Не вЕтер бушУет над бОром…

– / – – / – – / –

3 стопы (каждая стопа состоит из безударного, ударного и безударного слогов), значит это 3-стопный амфибрахий.

Анапест – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами, с сильным местом (ударением) на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение. Ср.:

Там, в ночнОй завывАющей стУже (А. Блок).

- – / – - / – - /

3 стопы (каждая стопа состоит из двух безударных и одного ударного слогов, значит это 3‑стопный анапест.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста – 4- и 3-стопный (с сер. XIX в.).


Рифма – это созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы классифицируют по разным критериям: по объему – 1-сложные, 2-сложные; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м,... слоге от конца) – мужские («... огнев-ой»), женские («огнев-ою»), дактилические («огнев-еющей»), гипердактилические («огнев-еющею»); по точности созвучия – точные (белый – смелый), приблизительные (белым – смелым), неточные (я – меня, пламя – память, неведомо – следом); по лексическим и грамматическим признакам – однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные; по взаимному расположению рифмующихся строк – смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные – aabccb), двойные, тройные.

Строфа – это группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и/или рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы – повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

Виды строф:

Двустишие ( дистих) – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши.

Трехстишие (терцет)– простая строфа из трех стихов.

Четверостишие (катрен) – простая строфа из четырех стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Пятистишие (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Шестистишие – строфа из шести стихов.

Семистишие (септима) – сложная строфа из семи стихов.

Восьмистишие (октава) – строфа из восьми стихов.

Одическая строфа – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутсяторжественные оды.

Онегинская строфа – 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А.С. Пушкиным.

Балладная строфа – строфа, в которой, как правило, четные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечетные.

Сонет (прованс. sonetto – песенка) – стихотворение твердой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Терцина (лат. terzа rima – третья рифма) – 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии XV–XVIII вв.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем силлабо-тоническая система стихосложения отличается от тонической?

2. Что такое стихотворный метр и размер?

3. Какие трехсложные стихотворные размеры вы знаете? Приведите примеры.

4. Дайте определение строфы. Какие виды строфической организации вы знаете?

5. Что такое рифма? Назовите виды рифм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.