Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства




Для символизма важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления, которая в их картине мира и является сущностной, подлинной. В поэтике это сказывается в использовании принципа символизации, предполагающего принципиальную многозначность, иносказательность и семантическую неопределенность словесного выражения. Основные представители – В. Брюсов, Ф. Со­ло­губ, Д. Мережковский. К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

Сближением духовно-нравственного с религиозным.

Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт. В русском модернизме наиболее значительными стали следующие течения – символизм, акмеизм, футуризм.


Символизм – художественное течение модернизма, характеризующееся:

– дуализмом идеального и материального;

– противопоставлением социального и индивидуального;

Акмеизм – художественное течение модернизма, возникшее как противовес символизму (представители – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Го­родецкий, М. Зен­кевич и др.). Для акмеизма характерны:

– ориентация на посюсторонние земные ценности; утверждением аксиологической значимости и самоценности бытия как такового, во всех его формах и проявлениях;

– отождествление онтологических, культурных и психологических феноменов;

Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общих структурных связей, общего смыслового кода, с помощью которого можно прочитать «письмена бытия». Установка на самоценность чувственно явленного бытия приводит к разработке в акмеизме пластических принципов письма, формированию квазиэпических жанров, близких к балладе и лирической новелле, ибо воплощение реального мира с его событийной динамикой требовало сюжетной организации материала.

Футуризм – литературное течение модернизма, возникшее в России в середине 1910-х гг. Традиционно футуризм считается авангардистским течением, которое представляло собой своеобразную «реакцию» на «старое» («классическое» и новое «модернистское» искусство). Пафос футуризма состоит в отрицании «устаревших» эстетических норм. Так, в «Пощечине общественному вкусу», главном манифесте футуристического искусства, находим типичный для футуристов призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

Одной из главных черт футуристической эстетики является «синтетизм». Однако если символисты ориентировались на музыку, то футуристы во главу угла ставят – живопись. Так, литература футуризма была связана с авангардными течениями в изобразительном искусстве (с группой М.Ф. Ларионова «Ослиный хвост», с петербургским «Союзом молодежи», с Н. Гончаровой и М. Ларионовым). Кроме того, многие из поэтов-футуристов были художниками (В. Маяковский, Е. Гуро и др.).

Футуризм был внутренне неоднородным течением, внутри него выделялись разнообразные поэтические «группы» (кубофутуризм, эгофутуризм, «Центрифуга»). Наиболее радикальная программа обновления старого искусства была предложена кубофутуристами, в число которых входили В. Маяковский, В. Хлебников и А. Крученых. Эти поэты отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности. Слово, таким образом, мыслилось ими как «материальное» средство постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затрудненность» его восприятия, кубофутуристы следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего живописи кубизма, отсюда их название), стремились к семантической «уплотненности», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики – «плоскость», «фактуру», «сдвиг». Это вело к поискам «самовитого слова», «слова как такового», то есть к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой (ср. знаменитой «стихотворение» А. Крученых: «Дыр бул щыл убещур»).

Имажинизм – литературное течение, существовавшее в России в 1920-е гг. (участники – С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков). В теории имажинисты утверждали примат самоценного образа и формотворчества над смыслом. Однако на практике в трактовке природы образности имажинизм весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой «Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители имажинизма – Шершеневич и Мариенгоф, – напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя ее живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов». Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду.

 

Произведения, относящиеся к одному национальному направлению или течению, как правило, характеризуются и единством стиля. Это обусловливает функционирование понятия большого стиля (в противовес индивидуальному авторскому стилю)как совокупности наиболее характерных средств и приемов художественной выразительности, обусловленных принадлежностью произведений к одному направлению, течению. В нормативной (классицистической) поэтике под стилем («штилем») подразумевалась система выразительных средств, применявшихся в литературе соответственно важности описываемого явления. Эта система была разработана и описана М.В. Ломоносовым, который в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» дал развернутое и обоснованное учение о трех штилях – высоком, посредственном (среднем) и низком, каждому из которых соответствовал определенный жанровый комплекс. Однако в постклассическую эпоху стиль становится категорией, отражающей устойчивое единообразие формальных элементов произведений, объединенных принадлежностью к одному направлению, течению, школе.

С категорией стиля связано явление стилизации. Стилизацией называютпоследовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя, литературного течения, разговорного стиля какой-либо общественной или этнографической группы и т. д. Существенные черты стиля, взятого за образец («прототипного»), при стилизации, в основном, сохраняются, но выступают уже как художественное средство. Стилизацию следует отличать от подражания, воспроизводящего внешние черты стиля безотносительно к какой-то определенной художественной задаче, и от пародирования, в котором подчеркнуто резко изменяются, гиперболизируются черты «прототипного» стиля.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое художественный метод?

2. В чем отличие русского классицизма как направления от западно-европейского?

3. Под влиянием каких социально-исторических причин сформировались метод и направление романтизма? Каковы специфические черты русского романтизма?

4. Каковы типологические черты реализма как направления? Какие течения русского реализма вы знаете?

5. Какие течения русского модернизма вы знаете?

6. Как соотносятся понятия художественный метод, литературное направление, течение, литературная школа, литературный стиль?

 

К теме 11. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование

Художественную литературу целесообразно рассматривать как форму межличностного общения. Всякое художественное высказывание характеризуется конститутивно присущей ему адресованностью.

Проблема адресации литературного произведения предстает в качестве одной из важнейших авторских установок, влияющих на жанровое содержание и форму. М.М. Бахтин утверждал, что «всякое литературное слово более или менее остро ощущает своего слушателя, читателя, критика, и отражает в себе его предвосхищаемые возражения, оценки, точки зрения» (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 228). Если же адресат художественного текста не занимает этой уготованной ему позиции, то акт коммуникации может не состояться.

В связи с вышесказанным категория «читателя» в литературоведении рассматривается в трех аспектах: во-первых, исследуется феномен «читателя» как мыслимого адресата, то есть образ читательской аудитории, на которую ориентируется создатель произведения; во-вторых, исследуется образ читателя, присутствующий в произведении; и, в-третьих, рассматривается реальная читательская аудитория в ее культурно-историческом многообразии. Изучением закономерностей читательского восприятия – включая авторские установки на ту или иную аудиторию – занимается рецептивная эстетика. Ее основоположники (Яусс, Изер, Науман и др.) считали, что произведение целесообразно изучать с точки зрения создателя и с точки зрения читателя, поскольку художественный опыт имеет две стороны – продуктивную (закономерности творения творческого процесса, авторской позиции и пр.) и рецептивную (сфера восприятия).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.