КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Непрерывным обновлением художественных форм
С понятием художественного метода соотносится понятие литературного направления, которое отражает принципиальную общность художественных явлений на протяжении той или иной фазы литературного развития. Характерными чертами каждого литературного направления является совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей (общность художественного метода) и их реализация на уровне эстетической прагматики (общность целевых ориентиров искусства) и творческой практики (общность жанрово-стилевых тенденций). В возникновении, борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Литературное течение (часто отожествляется с литературной группировкой и школой) обозначает совокупность творческих личностей, принадлежащих к одному направлению, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Таким образом, литературное течение (школа) образуется творческим сообществом (а зачастую и содружеством) писателей, объединенных а) общим миросозерцанием, б) общим стилем эстетического мышления, в) общими принципами поэтики (находящими отражение в стилевых соответствиях). Причем писатель, принадлежащий к тому или иному течению (школе), должен эту принадлежность осознавать, в противном случае следует говорить о типологической близости, влиянии, а не о принадлежности к данному течению. Таким образом, литературное течение – это модификационная разновидность направления. Например, в русском реализме вычленяют «психологическое», «социологическое» и «экспрессивное» течения, в русском модернизме выделяют такие течения как символизм, акмеизм и футуризм. Для уяснения типологии литературно-исторического развития рассмотрим основные методы и направления, характерные для русской литературы. Начиная с XVII–XVIII вв., в литературно-историческом развитии России (равно как и Европы) принято выделять следующие литературные направления и художественные методы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм модернизм. Классицизм – это литературный метод и направление, возникшие в XVII в. в Европе, опиравшиеся на культ разума и подражание античным образцам (образцовыми моделями классицизма принято считать произведения П. Корнеля, Ж. Расина и др.). Жизнь, ее безобразные проявления должны предстать в литературе облагороженными, эстетически прекрасными. Но эстетическое наслаждение для классицистов не самоцель: оно лишь – путь к совершенствованию человеческой натуры. Русский классицизм, испытавший влияние французского классицизма, возник во 2-й четверти XVIII в., то есть на век позже, чем последний. Он впитал в себя ценности и веяния эпохи Просвещения и отразил решающий сдвиг, происшедший в литературе послепетровского периода. Развиваясь под влиянием французских классицистических и просветительских идей и в связи с русской государственной идеологией, характерной для продолжателей реформ императора Петра I, классицизм служил художественным выражением ее идеалов. Для русских классицистов в отличие от их французских предшественников на первый план выходили задачи решение насущных вопросов русской жизни. Существенное отличие литературы русского классицизма – «боевой наступательный дух и гражданский пафос» (В.И. Федоров). По представлениям русских просветителей-классицистов, писатель – как носитель общепризнанных мировоззренческих ценностей – должен смело вторгаться в жизнь, чтобы упорядочить ее. Одна из основных задач искусства – воспитание сограждан. Классицисты в борьбе за просветительские ценности уповали на силу разума, художественного слова и морального примера. Отсюда назидательная направленность их творчества. Искусство для них – прежде всего средство морального воздействия. Другая особенность русского классицизма – его тесная связь с русской национальной культурой и историей. В соответствии с этими задачами складывается жанровая система, для которой характерна апелляционная форма бытования текстов, обращенных к аудитории. Поэтому опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке; в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (Ломоносов, В.П. Петров, Г.Р. Державин). В тематике трагедий и комедий преобладают национально-исторические и социальные сюжеты (А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин), а в их стиле – лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора. Следующим литературным направлением и методом, пришедшим на смену классицизму, является сентиментализм Русский сентиментализм появился в конце XVIII – начале XIX вв. и, наследовав традицию западноевропейского сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, Т. Грэй и др.), сразу стал противовесом классической теории и художественной практике. Писатели-сентименталисты (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев и др.) ставили своей задачей отображение «интимной жизни человеческой души и сердца», поэтому «провозглашали право художника на выражение своей индивидуальности и стремились преодолеть просветительский рационализм с его культом разума, противопоставив ему чувства как основной критерий ценности человеческой личности» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 46). В творчестве сентименталистов меняется система ценностных ориентаций художника. Философской основой сентиментализма был, как известно, сенсуализм. В противовес классицистическому культу разума, идее государственности на первый план выдвигается частная жизнь человека, культивируется ценность интимных чувств, эмоций отдельной личности. Поэтому в карамзинскую эпоху, как указывает Ю. Тынянов, происходит разрушение «грандиозной лирики». Высокая ода, равно как и эпистола (где автор обезличен и является лишь проводником просветительских идеалов), уходят на периферию литературного процесса. Небывалую значимость приобретает установка на интимно-доверительный контакт с читателем, в процессе которого раскрывается внутренняя сфера бытия автора. Если в классицистической практике XVIII века поэзия и проза жизни строго разграничивались, чему соответствовала четкая жанрово-стилевая дифференциация, то начиная с сентиментализма эта грань пошатнулась и стала разрушаться. Наметилась своеобразная экспансия быта в литературу. В связи с этим в жанровой иерархии на первый план выдвигаются эпистолярные жанры: письмо, исповедь, путевые записки, дневники. Среди крупных эпических форм становятся популярными такие жанры как сентиментальная повесть (в которой на первый план выдвигалось изображение частной жизни отдельного человека) и сентиментальное путешествие (где сквозь призму авторского видения показывалась обыденная жизнь и быт разных народностей). Романтизм в литературоведческой практике принято определять как «литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса, когда происходила смена социальных отношений и перемена общественного сознания» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 48). В Европе романтизм возникает после Великой французской революции 1879 г. (основные представители – Гёте, Шиллер, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли). В России же появление романтизма связано с общественным подъемом, охватившем страну после Отечественной войны 1812 г. В центре философии и эстетики романтизма находится идея «самодовлеющей личности». Романтическая картина мира, по справедливому суждению Ю. Манна, предполагала новую систему ценностей, в центре которой стояла человеческая личность в полноте своих проявлений, не скованная жесткими канонами и нормативами, свободно раскрывающая свои качества вне предписанных социально-ролевых установок. «Культ свободной личности в ее душевной отъединенности был, – по словам Г.А. Гуковского, – одной из основ романтизма. <...> Романтизм признал примат частного над общим, индивидуального над общественным или общечеловеческим, конкретного над абстрактным» (Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 43). Романтизму как методу и направлению свойственны следующие особенности: 1. Принцип двоемирия, заключающийся в противопоставлении идеального мира посюсторонней реальности. 2. Отвержение ценностей окружающего мира, проявляющееся в идее ухода (мотиве бегства) от действительности в поисках идеала. 3. Утверждение приоритета интуитивного познания мира над рассудочным. 4. Субъективация образа романтического героя, предстающего «проекцией» картины сознания авторского «Я» (Ю. Манн). Отсюда внутренняя статичность героя-романтика, не способного к психологическому развитию. 5. Выдвижение свободы как главной ценности в романтической аксиологии. Отсюда «бунтарская», внесоциальная модель поведения романтического героя и как следствие – его трагическое одиночество (ср. героев произведений западно-европейских романтиков Шиллера, Гофмана, Новалиса, Гейне, Байрона, Шелли). Русский романтизм имеет свои особенности. Наиболее существенные из них выделены Н.И. Якушиным (Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 50–51): 1. Ориентация русских романтиков на просветительскую философию Руссо. 2. Ослабление (по сравнению с западно-европейским романтическим каноном) индивидуалистического начала. 3. Постановка общечеловеческих и общественно значимых проблем. Новая философско-эстетическая миромодель русского романтизма и новая концепция личности обусловила выдвижение на первый план двух ведущих жанров – элегии и послания. Однако эти жанры находились в противостоянии друг к другу: элегия – жанр рефлексивный; она строила «внутреннего человека». Являясь, по своей сути, формой интроспекции, она отображала переживание «внутреннего диссонанса» человека с миром или с самим собою (Л.Г. Фризман), в то время как в послании начала XIX века сокровенное переживание мира опосредовано общением, поэтому послание воплощало «коммуникативные интенции романтической личности». Неканонизированная структура послания идеально подходила для воплощения нового чувства личности в ее устремленности к другому личностному «я», поскольку постижение собственного «я» предполагало уважение и интерес к «ты» адресата – как к другой (но столь же самоценной) личности. Эти философско-коммуникативные установки инспирировали ситуацию диалога – в трех его разновидностях: а) дружеского (поэты «пушкинского круга» – Н. Языков, А. Дельвиг, Д. Давыдов); б) общественно-политического (поэты-декабристы – К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер); в) экзистенциально-философского (Е. Баратынский, К. Батюшков, поэты-«любомудры» – В. Одоевский, Д. Веневитинов). Проблема вычленения различных течений внутри романтизма как литературного направления различными исследователями решается по-разному. Еще М. Горьким было предложено разделение романтизма на активную и пассивную разновидность, которое в настоящее время представляется упрощенным. В классификации У.Р. Фохта выделяются свыше восьми разновидностей романтизма: а) отвлеченно-психологический, б) гедонистический, в) гражданский, г) социальный, д) философский, е) славянофильский, ж) синтетический, з) эпигонский и др. В другой классификации, предложенной Е.А. Майминым, выделяется пять течений романтизма: а) созерцательный (Жуковский, Батюшков, Козлов, Вяземский); б) гражданский или революционный (поэты-декабристы); в) философский (Веневитинов, Баратынский, Тютчев); г) синтетический (ранний Пушкин, Лермонтов).
Реализм – в широком смысле – свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.Если исходить из широкого смыслового значения этого термина, то можно выделить ренессансный реализм, то есть реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, то есть реализм эпохи Просвещения, и другие «метасторические» виды реализма. Реализм в узком (историческом) смысле определяют как художественный метод и направление, возникшее в начале XIX века и отражающее конкретно-историческое своеобразие действительности и социально детерминированную личность в ее взаимоотношениях с обществом. Задачей реализма как художественного метода является изображение сущности явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла. Другая важнейшая задача реализма состоит в воссоздании обобщенно-типологической картины конкретно-исторического бытия, что предполагает воссоздание типических обстоятельств и характеров в чувственно конкретных и неповторимо индивидуальных формах. Укажем принципы реализма как метода (по С.М. Петрову): 1) принцип всестороннего изображения человека (принцип универсальности); 2) принцип социального и психологического детерминизма, то есть изображение жизни и деятельности человека в причинной зависимости как от собственного внутреннего мира, так и от окружающей действительности; 3) принцип историзма, предполагающий изображение человека и общества в движении, развитии в соответствии с духом времени, в национально-историческом и эпохальном контексте; 4) принцип объективированного изображения героя и мира (в противовес романтическому слиянию автора с героем); 5) принцип народности, «в основе которого лежит отображение специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт» (цит. по: История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М., 2001. С. 129). В русском реализме У.Р.Фохт вычленяет три основных течения, которые имеют разные фазы развития в различные периоды русской литературы: 1. Психологическое течение (представители – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский). Психологический реализм тяготел к повести и роману. При этом в основе произведения лежала любовная интрига, а система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку. При этом общественные отношения освещаются через внутренний мир героя. Отсюда представители этой ветви реализма ориентировались на этические, а не на политические идеалы. 2. Социологическое течение. Его появление было связано с «натуральной школой». Представители этого течения (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Успенский; теоретики – Чернышевский, Добролюбов) смещают художественный акцент на анализ социального окружения и общественного положения героя. Отсюда – социальный принцип типизации и тенденциозность художественного изображения действительности. Основные жанры социологического реализма – очерк, хроника, эпическая поэма, публицистический роман. 3. Экспрессивный реализм. Его представители (Горький, Короленко и др.) разрабатывали малые эпические жанры – рассказ, небольшая повесть. Своеобразие этого течения, согласно У.Р. Фохту, заключается в сочетании реалистического и романтического миросозерцания.
Модернизм – направление в искусстве и литературе конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующееся: – разрывом с историческим опытом художественного творчества; – стремлением утвердить новые начала искусства; – условностью стиля;
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |