Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа




Цель предлагаемых домашних заданий двоякая: во-первых, их выполнение закрепляет теоретический материал, усвоенный на лекциях, во-вторых, в процессе выполнения домашних заданий вырабатываются практические навыки анализа и систематизации литературных текстов. Предлагаемые образцы домашних заданий могут быть использованы и как материал для проведения миниконтрольных (аудиторных) работ – в рамках контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период.

Задание 1. Содержание и форма художественного произведения

1. Определите тему и круг проблем следующих произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого», «Кому на Руси жить хорошо» А.Н. Некрасова, «Двенадцать» А.А. Блока, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Что в содержательном плане объединяет эти произведения?

2. Сформулируйте идею (содержательную концепцию) каждого из названных произведений и обозначьте способы ее художественного воплощения на уровне композиции, сюжета, жанра, системы образов.

 

Литература

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 88–107.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000.

Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 25–34; 34–42; 43–56; 58–72.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 10–22.

Задание 2. Ритмико-звуковая организация стихотворного произведения
(на примере произведений: «Зимний вечер», «Поэту», «Бесы» А. Пушкина)

1. Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения:

а) сделайте графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги;

б) подсчитайте число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности;

в) определить тип и способ рифмовки в стихотворении;

2. Проанализируйте звуковую и строфическую организацию стихотворения:

а) выявите особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы);

б) проанализируйте состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы;

в) определите строфику стихотворения, наличие композиционного членения.

3. В заключение установите взаимосвязь между ритмико-мелодической структурой стихотворения и поэтическим миром; определить ее роль в создании образа-переживания и выражении идейно-содержательной концепции стихотворения.

Литература

Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 133–140 – Гл.: Лирика.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

Задание 3. Жанровая специфика литературного произведения

1. Укажите жанровые критерии лирического произведения:

а) дайте определения следующих лирических жанров: оды, гимна, сатиры, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, надписи, эпиграммы и привести примеры (по 1 образцу каждого жанра);

б) определите, чем отличается один лирический жанр от другого и сформулируйте понятие авторской установки;

в) покажите, каким образом можно объединить указанные жанры в системы (парадигмы).

2. Опишите сущность процесса стирания жанровых границ в литературе XIX–XX вв.:

а) укажите, к какой жанрово-тематической разновидности относятся стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина, «Есть речи – значенье...», «Дума» М. Лер­монтова, «Размышления у парадного подъезда» А. Некрасова.

б) объясните разницу между понятием жанр и жанровый канон в литературе.

Литература

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. См. соответствующие статьи, касающиеся жанра, оды, гимна, сатиры, инвективы, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, сонета, песни, эпиграммы и пр.

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 65–70.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.

Задание 4. Межродовые и внеродовые жанровые формы

1. Укажите родовые признаки эпоса и лирики в жанре поэмы (на примере поэм: «Медный Всадник» А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова и «Реквием» А. Ахматовой).

2. Приведите примеры произведений, соединяющих родовые признаки драмы и лирики.

3. Объясните, почему очерк, эссе, фельетон, литература «потока сознания» относятся к внеродовым жанровым формам?

 

Литература

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 61–78.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.