КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная работа
Цель предлагаемых домашних заданий двоякая: во-первых, их выполнение закрепляет теоретический материал, усвоенный на лекциях, во-вторых, в процессе выполнения домашних заданий вырабатываются практические навыки анализа и систематизации литературных текстов. Предлагаемые образцы домашних заданий могут быть использованы и как материал для проведения миниконтрольных (аудиторных) работ – в рамках контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период. Задание 1. Содержание и форма художественного произведения 1. Определите тему и круг проблем следующих произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого», «Кому на Руси жить хорошо» А.Н. Некрасова, «Двенадцать» А.А. Блока, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Что в содержательном плане объединяет эти произведения? 2. Сформулируйте идею (содержательную концепцию) каждого из названных произведений и обозначьте способы ее художественного воплощения на уровне композиции, сюжета, жанра, системы образов.
Литература Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 88–107. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 25–34; 34–42; 43–56; 58–72. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 10–22. Задание 2. Ритмико-звуковая организация стихотворного произведения 1. Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения: а) сделайте графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги; б) подсчитайте число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности; в) определить тип и способ рифмовки в стихотворении; 2. Проанализируйте звуковую и строфическую организацию стихотворения: а) выявите особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы); б) проанализируйте состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы; в) определите строфику стихотворения, наличие композиционного членения. 3. В заключение установите взаимосвязь между ритмико-мелодической структурой стихотворения и поэтическим миром; определить ее роль в создании образа-переживания и выражении идейно-содержательной концепции стихотворения. Литература Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 133–140 – Гл.: Лирика. Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988. Задание 3. Жанровая специфика литературного произведения 1. Укажите жанровые критерии лирического произведения: а) дайте определения следующих лирических жанров: оды, гимна, сатиры, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, надписи, эпиграммы и привести примеры (по 1 образцу каждого жанра); б) определите, чем отличается один лирический жанр от другого и сформулируйте понятие авторской установки; в) покажите, каким образом можно объединить указанные жанры в системы (парадигмы). 2. Опишите сущность процесса стирания жанровых границ в литературе XIX–XX вв.: а) укажите, к какой жанрово-тематической разновидности относятся стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина, «Есть речи – значенье...», «Дума» М. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» А. Некрасова. б) объясните разницу между понятием жанр и жанровый канон в литературе. Литература Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. См. соответствующие статьи, касающиеся жанра, оды, гимна, сатиры, инвективы, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, сонета, песни, эпиграммы и пр. Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 65–70. Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340. Задание 4. Межродовые и внеродовые жанровые формы 1. Укажите родовые признаки эпоса и лирики в жанре поэмы (на примере поэм: «Медный Всадник» А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова и «Реквием» А. Ахматовой). 2. Приведите примеры произведений, соединяющих родовые признаки драмы и лирики. 3. Объясните, почему очерк, эссе, фельетон, литература «потока сознания» относятся к внеродовым жанровым формам?
Литература Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 61–78. Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |