Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические положения взглядов Эриксона




Считая себя последователем концепции Фрейда о психосексуальном развитии, с учётом новых открытий в социальных и биологических науках,

Эриксон отступил от классического психоанализа по нескольким пунктам.

1. Смещение акцента от ид к эго, что и сам Фрейд частично признавал в последние годы своей деятельности. Именно эго, по Эриксону, составляет основу поведения человека. Эго, по Фрейду, борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями. У Эриксона эго - автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.

Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится всё более компетентным.

В отличие от Фрейда, которого интересовало влияние родителей на становление личности ребёнка, Эриксон подчёркивает исторические условия, в которых формируется эго ребёнка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащих к различным культурам, пытаясь доказать, что развитие эго неизбежно связано с изменяющимися особенностями социальных систем и ценностей.

Теория развития эго охватывает всё жизненное пространство человека (младенчество, зрелость, старость), тогда как Фрейд не уделял внимания вопросам развития человека за пределами генитальной стадии.

Фрейд и Эриксон придерживались различных взглядов на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Фрейд ставил своей целью раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон видел свою задачу в привлечении внимания к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория делает основной акцент на качестве эго (достоинства эго, раскрывающиеся в различные периоды развития).

Фрейдовский фатализм, утверждающий, что люди обречены на социальное угасание, если полностью отдадутся своим инстинктивным стремлениям, опровергается Эриксоновским оптимистическим положением: каждый личный и социальный кризис представляет собой собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.

Но есть положения, по которым Фрейд и Эриксон имеют общее согласие. Например, в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признаёт биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго и суперэго).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.