Метод относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования структуры малых групп и выступает методом изучения личности как элемента группы. С помощью социометрии можно изучать социально-психологическую совместимость членов групп, их социометрический статус, систему неформальных отношений, психологическую атмосферу и сплоченность в группе.
Вопросы-критерии выявляют стремление к общению с товарищами в различных видах деятельности (труде, учебе, досуге). Оптимальное количество критериев и выборов – 3-4. Если численность группы не более 10-12 человек, социометрическое ограничение можно не вводить.
«Звезды» получают максимальное количество выборов, чуть меньше – «принятые» и «предпочитаемые», «пренебрегаемые» и «изолированные» - 0-1 выборов, чуть больше - «непринятые», образуя при этом две статусные категории: с благоприятным и неблагоприятным статусом. Как приблизительную норму можно рассматривать следующее процентное соотношение людей: «звезды» - 14-17%, «выше среднего» - 22-26%, «ниже среднего» - 39-41%,
Результаты по каждому критерию заносятся в социоматрицу:
№
Кто выбирает, ФИО
Кого выбирают (+)
∑ сделанных выборов
∑ полученных выборов
Можно вычислить коэффициент взаимности как соотношение взаимных выборов к общему числу выборов.
Социограммная техника как схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга дает возможность более глубокого качественного описания. Описываются центральные, наиболее влиятельные члены группы, затем взаимные пары и группировки.
Разновидностью социометрического измерения является Методика парных сравнений, применяемая для изучения статуса личности в группе по какому-либо показателю (например, активность, авторитетность и т.п.).
Сравнивается первый по списку со вторым по выраженности определенного качества (например, авторитетность). Если выраженность одинакова, то оценивающий ставит каждому 1 балл, если нет, то человек, имеющий большую выраженность данного качества, получает 2 балла, меньшую – 0 баллов.
№
ФИО
∑
Ранговое место
Можно предложить два способа проведения указанного исследования:
1) Каждый член группы оценивает всех остальных. Затем оценки, полученные каждым учеником, складывают и делят на общее количество (находят среднее значение), ранжируют и переводят в десятибалльную систему.
2) Оценку производит группа экспертов, которые их хорошо знают.
Социометрическое изучение личности можно дополнить аутосоциометрией, направленной на измерение осознанности межличностных отношений (сколько выборов человек предполагает получить) и референтометрией, позволяющей определить членов группы, чье мнение наиболее значимо для других (чьи ответы человек хотел бы увидеть).
Тест «Пульсар» и уровень развития группы (Л.Г.Почебут)
Так как человек – существо социальное, он всегда состоит в группах. Просим Вас оценить качества группы, в которой Вы работаете. В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по Вашему мнению, соответствует развитию данного качества в Вашей группе.
Баллы
Оцениваемое качество
1. Подготовленность к деятельности
Все члены нашей группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде.
Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике.
В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету компании.
Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов – это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий.
2. Направленность
Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая сознается и принимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.
Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения.
У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами группы.
Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность.
3. Организованность
Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовывать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы.
Наша группа часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Нечетко представляется план работы и возможности каждого.
При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику.
Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен справиться с группой.
4. Активность
Все члены нашей группы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу.
Большинство членов нашей группы люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу.
Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально.
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладает соперничество, конкуренция.
5. Сплоченность
В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями, и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться совместно.
В новых условиях большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга.
Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность.
Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы.
6. Интегративность
При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.
При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного голосования.
При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании.
В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно.
7. Референтность
Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи и неудачи отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении. У нас есть чувство гордости за свою группу.
В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение.
Большинство членов нашей группы люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное.
Члены нашей группы люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление