Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация




Ключ к тесту

· избегание: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23А, 27А, 29Б.

· приспособление: 1Б, ЗБ, 4Б, 11Б, 15А 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.

· конкуренция: ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.

· компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.

· сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23Б, 26Б, 28Б, ЗОБ.

Сопоставьте ваши ответы с данными, приведенными в ключе к тесту по каждому из пяти способов реагирования на конфликтную ситуацию. Подсчитайте, какое количество ваших ответов приходится на каждый из них.

Полученные числа умножьте на 3,33 процента и Вы увидите, как часто приходится Вам прибегать к каждому из способов решения конфликтов. Результаты, близкие к 20 процентам, по всем пяти позициям, свидетельствуют о равномерной представленности всех приведенных стилей в вашем поведении, т. е. о достаточной гибкости, необходимой для успешного разрешения конфликтов в конкретных ситуациях.

Числа, превышающие 20 процентов, говорят о соответствующем преобладании того или иного способа реагирования в вашем поведении, о том, что этому типу решения конфликтов Вы отдаете предпочтение.

Стиль конкуренции человек применяет тогда, когда он активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Человек не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но способен на волевые решения. Человек стремится в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение. Для достижения цели человек использует свои волевые качества, и если воля сильна, то человеку удастся решить конфликт.

Этот стиль может быть эффективным в том случае, если человек обладает определенной властью, есть уверенность в том, что в данной ситуации правильное решение именно такое. Однако это не тот стиль, который можно использовать в личных отношениях. В ситуациях, когда человек хочет ладить с людьми, то стиль конкуренции может вызвать у них чувство отчуждения. Такой стиль мало применим, если точка зрения подчиненного расходится с точкой зрения руководителя. При использовании данного стиля человек может быть не очень популярным, но в то же время могут быть сторонники, если использование стиля даст положительный результат. Но если человек хочет сохранить хорошие отношения со всеми, то он не будет прибегать к данному стилю. При условии, что человек верит в победу, он прибегнет к данному стилю, так как обладает для этого достаточной волей и властью.

Стиль уклонения реализуется тогда, когда человек отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения или просто уклоняется от разрешения конфликта. Человек может использовать этот стиль, когда проблема не очень для него важна, или нет необходимости тратить на нее силы, или когда человек чувствует себя неправым, или другой человек обладает большей властью. Таким образом, человек имеет серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда человек вынужден общаться со сложным человеком и нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным в том случае, когда при решении конфликтной ситуации человек не знает, что предпринять, да в этом и нет острой необходимости. Вместо того чтобы создавать напряжение, человек позволяет себе отсрочить решение и сознательно уклониться от выбора способа. Стиль уклонения подходит в тех случаях, когда человек для решения конкретной проблемы не располагает достаточной информацией. Уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Стиль приспособления используется тогда, когда человек совместно действует с другим человеком, но не пытается отстаивать свои интересы. Этот стиль поведения полезен в ситуациях, в которых человек не может одержать власть, так как другой человек обладает большей властью. В таком случае человек смиряется с тем, что хочет оппонент, действует в стиле, когда жертвует своими интересами в пользу другого, уступая ему. При таком стиле человек откладывает свои интересы в сторону, не делает ставку на положительное для него решение и тем самым чувствует себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Если человек, уступая другим, чувствует неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Стиль эффективен в том случае, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, но потом вернуться к данному вопросу и отстоять свою позицию. Стиль приспособления напоминает стиль уклонения, поскольку человек может использовать его для получения некоторой отсрочки в решении конфликта. При стиле уклонения человек не делает ничего для удовлетворения интересов другого человека, он просто отталкивает от себя проблему.

Стиль сотрудничества является довольно популярным стилем; человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту. Стиль сотрудничества особенно эффективен, когда стороны имеют разные скрытые нормы. При этом человеку затруднительно определить источник неудовлетворенности. При сотрудничестве кажется, что оба хотят одного и того же, или имеются между людьми противоположные цели на отдаленное будущее, что является источником конфликта. В то же время существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и невидимыми интересами, нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации. Стиль сотрудничества побуждает человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Для успешного применения стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Поскольку обе конфликтующие стороны понимают, в чем состоит причина конфликта, то они имеют возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы. Сотрудничество - это дружеский, мудрый подход к разрешению конфликта, удовлетворяющий обе стороны, но требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить время, усилия, умение объяснить желания, выработать альтернативные варианты решения проблем. Несмотря на то, что сотрудничество является самым трудным стилем, оно позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обеим сторонам решения.

Стиль компромисса представляет собой особое поведение человека. Обе стороны конфликта немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их. Стороны конфликта сходятся на удовлетворении своего желания и частичного выполнения желания другого человека, делая это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Действия сторон конфликта при таком стиле могут напоминать сотрудничество, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Стиль компромисса возможен только при условии обоюдных уступок, на основании которых можно придти к общему решению.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда обе стороны конфликта хотят одного и того же, но осознают, что одновременно это невозможно. При этом люди вырабатывают некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. В отличие от стиля сотрудничества, который предполагает выработку долгосрочного взаимовыгодного решения, стиль компромисса может предполагать сиюминутный подходящий вариант; результатом удачного компромисса является достижение согласия, например, «Я могу смириться с этим».

Компромисс является удачным отступлением или даже последней возможностью найти обоюдное решение. Прибегая к стилю компромисса, необходимо помнить, что он всегда требует длительных переговоров, обсуждения, выслушивания сторон, быть готовыми к уступкам, обмену услугами и т. п.

Исследователи часто приходят к выводу о том, что каждый из вышеперечисленных стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Каждый человек должен уметь эффективно использовать каждый из предложенных стилей и сознательно делать выбор, учитывая конкретные ситуации и обстоятельства. Предпочтение одного стиля другим может ограничить возможности человека при разрешении конфликтных ситуаций. Человек может определить для себя приоритеты, возможные альтернативные варианты, что позволит ему быть свободным в выборе стиля при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.

Тест «Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации» (К.Томас)

Тест позволяет определить, какой из стилей Вы используете чаще, какой – лучше всего, какой - меньше, какой – наиболее удобен для вас. Постарайтесь записать первый ответ, пришедший Вам в голову.

Поставьте в каждой колонке свою оценку стилям разрешения конфликта от 1 (высокая) до 5 (низкая) в зависимости от того, насколько этот стиль, по вашему мнению, используется вами в большинстве конфликтных ситуаций. После этого Вы сможете определить, насколько комфортно себя чувствуете, применяя предпочитаемый подход, и что можно получить, развивая способности в использовании других стилей.

Стиль разрешения конфликта Отношение к стилю
Использую чаще Предпочитаю Использую реже Чувствую себя наименее комфортно
Конкуренция (активно отстаиваю собственную позицию)        
Уклонение (стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Сотрудничество (ищу пути совместного решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны)        
Компромисс (ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Приспособление (действую совместно, но не пытаюсь отстаивать свои интересы)        

Тест «Как Вы действуете в условиях конфликта»

Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:

5 – весьма типично;

4 – часто;

3 – иногда;

2 – редко;

1 – совсем нетипично.

Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.

I II III IV V
         
         
         
         
         
         
         
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как Вы хотите, заставьте его делать так, как Вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спину, и я Вам почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, что первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь, не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Вы – мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину. Сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие горы сдвигают.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно дела решают.

35. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

Интерпретация. У каждого человека есть две жизненные заботы – достижение личных целей и сохранение хороших взаимоотношений с другими. Их соотношение составляет основу типологии поведенческих стратегий:

Тип I, черепаха – стратегия ухода под панцирь, то есть отрыв как от достижения личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.

Тип II, акула – силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III, медвежонок – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV, лиса – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и отношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V, сова – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

«Шкала тактики поведения в конфликтах»

Это список того, что Ваши родители могут делать, когда у них конфликт. Вспомните все, а не только самые серьезные размолвки, и укажите, как часто при этом каждый из них совершает поступки, перечисленные ниже. Обведите кружочком число, которое лучше всего показывает, как Ваши родители решают свои проблемы:

0 - никогда,

1 - почти никогда,

2 - иногда,

3 - почти всегда,

4 - всегда.

  МАМА ПАПА
А. Стараются обсуждать спокойно 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Б. Обсуждают вопрос спокойно 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
В. Ищут информацию для решения вопроса 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Г. Призывают кого-то еще, чтобы рассудили и помогли 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Д. Много спорят, но не кричат и не визжат 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Е. Кричат, визжат и оскорбляют друг друга 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Ж. Надуваются и отказываются разговаривать 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
3. Бросают что-нибудь (но не друг в друга) или разбивают что-нибудь 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
И. Бросают чем-нибудь друг в друга 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
К. Выбегают из комнаты 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Л. Толкают, хватают или тащат друг друга 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
М. Бьют (или пытаются ударить) один другого чем-нибудь тяжелым 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Н. Угрожают ударить или бросить чем-нибудь друг в друга 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
О. Бьют (или пытаются ударить) другого, но не чем-нибудь 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4

Хотя приведенный выше пример предназначен для оценки конфликтов между родителями, инструкции легко переделать для анализа конфликтов между любыми другими членами семьи.

Фрагмент методики исследования межличностного восприятия

в конфликтной ситуации (А. И. Тащева)

Перед вами список слов, в различной степени связанных между собой с понятием «конфликт». Слова в списке расположены в случайном порядке. Вам необходимо распределить все слова списка на отрезке прямой справа и слева от термина «конфликт» таким образом, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт» отражало их смысловую близость. Важны именно эти расстояния, справа и слева распределяются лишь для удобства, так как примерно в одной точке может быть помещено несколько слов.

Список синонимов


1.Диспут

2.Стычка

3.Раздор

4.Перебранка

5.Столкновение

6.Распря

7.Брань

8.Размолвка

9.Сражение

10.Несогласие

11.Дискуссия

12.Разлад

13.Скандал

14.Неполадки

15.Разногласие

16.Драка

17.Ссора

18.Битва

19.Нелады

20.Схватка

21.Перепалка

22.Рукопашная

23.Свалка

24.Спор

25.Потасовка





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.