Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности




Проверка теоретических знаний.

Что такое интерес, познавательный интерес?

Почему воспитание познавательного интереса является одним из важнейших условий эффективности учебного процесса?

Как вызвать познавательный интерес у детей на уроках?

Согласиться или опровергнуть следующие высказывание: «Ученик должен учиться, чтобы потом ощутить, как сладок плод учения».

Ряд учителей считают, что увлекательное учение не способствует развитию воли, дисциплинированности, чувства долга. Ваше мнение по данному вопросу. Обоснуйте свой ответ.

Маленький принц, король крошечной планеты, задает вопрос: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я?». Перефразируем: «Если ребенок престает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается», то кто виноват: он или учитель?». Как этого избежать?

Почему важно именно в школе привить интерес к умственному труду?

Учитель, прогнозируя взаимодействия с ребенком, может предположить, что вызовет познавательный интерес со стороны ученика, а что нет? Как?

Достаточно ли учителю спланировать урок, спрогнозировать взаимодействие с учениками, подобрать задания, материал, который будет интересен учащимся, для того, чтобы урок был успешен?

Установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. Выполнение условия гуманизации школы связано с определенными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи выдвигают три таких требования:

1. обеспечение «чувства свободного выбора», т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;

2. внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолевать трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»;

3. предоставление ребенку возможности «радоваться жизни» в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.

Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия школьника в школе.

С чем связано их выдвижение?

Первое требование - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Ш.А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в процесс учения, воспитания с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса [2; с. 51]. Чтобы ребенок не скучал на уроке, занятии, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебно-воспитательная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.

Второе требование — требование развивающего обучения - также имеет отношение к самочувствию ребенка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперед вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребенка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задает наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселяет уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создает «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребенок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности [2; с. 55 - 56].

Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величайшей ценностью жизнь ребенка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок, внеклассное занятие, с этой точки зрения - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Ребенок никогда не расстается с тем, что его огорчает и радует, что он любит, к чему стремится. Он идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.

Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные истории и превращения, когда задачи, уравнения звучат как загадки, а рассказ по истории - как путешествие, учиться ребенку интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения учащегося.

Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А. Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют день важным для них смыслом. Поздравить именинника и посвятить ему весь урок или классный час, обменяться мнениями о телепередаче, посоветоваться, что читать вместе на уроке чтения, пошутить, вспомнить веселую историю, провести одну игру вместо другой, запланированной и т. д. - все это и создает непринужденную обстановку в школе.

Рассмотрев важнейшие условие гуманизации школы, которые позволяют стимулировать активную познавательную и развивающую деятельности учащихся в учебной и внеучебной работе, необходимо остановиться на особенностях организации игры учителем.

Организуя перемены, прогулки учитель создает специальную игровую среду, которая время от времени целенаправленно меняется им, в зависимости от настроения ребят, от вида игры (физические или интеллектуальные игры, познавательные, воспитывающие или развивающие, предметные или сюжетные; настольные или уличные и др).

Хорошо, когда учитель играет вместе с детьми, не боится, что это снизит его авторитет. Ведь без участия взрослого знакомая детям игра быстро надоедает, а новые игры школьники не всегда могут сами освоить. Это зависит не только от умения школьника объяснять правила, но и от умения организовать, проконтролировать, грамотно объяснить ошибки, заинтересовать игрой всех ребят и т.д.

Поэтому задача учителя - сформировать у детей интерес к коллективным подвижным играм; продумать, как сделать игру более интересной; организовать школьников для начала игры и на первых порах взять на себя объяснения правил игры; присутствовать самому во время проведения игр, так как получаемые при этом наблюдения помогут правильно определять перспективы в постановке целей и конкретных воспитательных задач в работе как с целым классом, так и с отдельными детьми. Присутствие педагога необходимо еще и потому, что в процессе игры между детьми возникают конфликты, учащиеся могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех подобных ситуациях педагог должен разбираться.

Главными звеньями технологии игровой деятельности является подготовка, проведение, анализ. Каждое звено как часть единого целого включает соответственно определенные действия педагога и учащегося по подготовке, проведению и подведению итогов (по анализу) конкретной игры. Проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником игры. Затем сама игра с учетом правил, атрибутов и др. Подведение итогов игры предусматривает коллективный анализ и оценку действия каждого ее участника.

Известный педагог-новатор И.П. Иванов разработал технологию коллективной творческой деятельности (КТД), включающей шесть последовательных и взаимосвязанных этапов:

I. предварительная работа воспитателей;

II. коллективное планирование;

III. коллективная подготовка дела;

IV. проведение КТД;

V. коллективное подведение итогов;

VI. последствие.

Каждый из этапов, в свою очередь, имеет свой алгоритм совместных действий педагога и воспитанников, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Например, предварительная работа включает следующий порядок действий: выдвижение задач, разработку вариантов дела, обсуждение и выстраивание перспективы возможного КТД.

В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности с целью стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.