Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы социологии




Измерение в социологии - это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок. В современном понятии измерение - это процедура, с помощью которой объекты социологического исследования отображаются на определенную числовую или графическую систему. Порядок проведения измерений описывается в методической части программы, которая определяет методику и технику проведения социологического исследования. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов, т.е. методическое обоснование. Основные компоненты измерений: 1. объекты измерения. 2. свойства (т.к. измеряются не объекты, а их свойства), 3. шкалы, на которых отображаются измерения. Методологическими основами измерений в социологии является определение и обоснование объекта измерения, свойств, шкалы, выборки, методов сбора информации и инструментов.

В процессе разработки программы социологического исследования определяют и обосновывают совокупность, на которой будут проводиться измерения, для чего определяют: генеральную совокупность (объекты, которые территориально и во времени локализованы и на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность (это часть генеральной совокупности, выбранная по строго заданным правилам).

Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих отношение к исследуемой проблеме.

Выборка (выборочная совокупность) - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения. Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой ча­сти соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка все­гда должна представлять все основные характеристики генеральной совокуп­ности. Существует теория выборки. К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют многоступенчатый отбор.

Элементы выборки - единицы анализа (ими могут быть и индивиды и группы).

Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема выборки. Дизайн - это способ проектирования выборки определяется ха­рактеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

Социологические исследования обычно бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку, которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки. К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические, стратификационные выборки. Результат выборочного исследования несет в себе ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Кроме того, обосновываются методы сбора информации и инструментов измерения и технических приемов.

Различают 3 основных класса методов сбора информации:

1. Прямое наблюдение

2. Анализ документов

3. Опросы, которые делятся на два подкласса: интервью и анкетный опрос.

Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться (с использованием каких программ для компьютера).

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы, связанные с письменной или устной формой общения с респондента­ми.

Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривает­ся как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда ре­спонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбиниру­ют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследова­ниях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информа­ции плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенарод­ных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в пер­вом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные крите­рии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хро­нометражи суточных бюджетов времени и т.д. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабо­чих местах или по месту жительства респондента. Групповое анкетирование от­личается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 чело­век: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для запол­нения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонден­ту. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, e-mail).

Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах со­знания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные - предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности).

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая пря­мой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись от­ветов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механиче­ски (на диктофон). При соблюдении надлежащих предосторожностей интервью позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследова­ния. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью. Имеет­ся множество разновидностей интервью.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

o Какую роль в жизни общества играет познание?

o Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?

o Как вы поняли суть методологии выборочного исследования? Раскройте ее на конкретных примерах.

o Как строится выборочное исследование? Приведите примеры генеральной и выборочной совокупностей.

o Как строится программа социологического исследования?

o Чем различаются между собой фундаментальные и приклад­ные исследования? Аргументируйте свой ответ.

o С какими типами прикладных социологических исследований вы познакомились?

o Каковы исходные категории социологии и как они связаны между собой?

o Каковы функции, структура и роль научной теории в социологии?

o Чем различаются между собой теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение?

o С какими типами и видами теории в социологии вы познако­мились? Опишите их.

o Что такое идеализированные объекты и какую роль они играют в теоретическом познании?

o Что такое микросоциология? Приведите примеры.

o Почему научная теория служит проявлением вероятностного знания? Какова ее роль в построении теории?

o Какими свойствами и функциями обладает гипотеза в социологии? Какие ее виды вы знаете, и как происходит ее разработка?

o Каким способом гипотезы связывают с методами и инструментом исследования в социологии?

o В чем заключаются сходство и различие между теоретической моделью предмета исследования и эмпирической схемой объекта исследования? Приведите примеры.

o Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты и научные факты? Приведите примеры.

o Чем различаются между собой тенденция, закономерность и закон? Какую роль в познании они играют?

o Что такое первичные данные в социологии и как происходят их сбор, обработка и анализ?

o С какими элементами и типами выборки вы познакомились. Расскажите о них.

o Что такое репрезентативность, случайные и систематически ошибки?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.