КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы социологии
Измерение в социологии - это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок. В современном понятии измерение - это процедура, с помощью которой объекты социологического исследования отображаются на определенную числовую или графическую систему. Порядок проведения измерений описывается в методической части программы, которая определяет методику и технику проведения социологического исследования. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов, т.е. методическое обоснование. Основные компоненты измерений: 1. объекты измерения. 2. свойства (т.к. измеряются не объекты, а их свойства), 3. шкалы, на которых отображаются измерения. Методологическими основами измерений в социологии является определение и обоснование объекта измерения, свойств, шкалы, выборки, методов сбора информации и инструментов. В процессе разработки программы социологического исследования определяют и обосновывают совокупность, на которой будут проводиться измерения, для чего определяют: генеральную совокупность (объекты, которые территориально и во времени локализованы и на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность (это часть генеральной совокупности, выбранная по строго заданным правилам). Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих отношение к исследуемой проблеме. Выборка (выборочная совокупность) - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения. Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности. Существует теория выборки. К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют многоступенчатый отбор.
Элементы выборки - единицы анализа (ими могут быть и индивиды и группы). Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема выборки. Дизайн - это способ проектирования выборки определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования. Социологические исследования обычно бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку, которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки. К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические, стратификационные выборки. Результат выборочного исследования несет в себе ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Кроме того, обосновываются методы сбора информации и инструментов измерения и технических приемов. Различают 3 основных класса методов сбора информации: 1. Прямое наблюдение 2. Анализ документов 3. Опросы, которые делятся на два подкласса: интервью и анкетный опрос. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться (с использованием каких программ для компьютера).
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, e-mail).
Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные - предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности). Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на диктофон). При соблюдении надлежащих предосторожностей интервью позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью. Имеется множество разновидностей интервью.
Вопросы и задания для самостоятельной работы o Какую роль в жизни общества играет познание? o Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия? o Как вы поняли суть методологии выборочного исследования? Раскройте ее на конкретных примерах. o Как строится выборочное исследование? Приведите примеры генеральной и выборочной совокупностей. o Как строится программа социологического исследования? o Чем различаются между собой фундаментальные и прикладные исследования? Аргументируйте свой ответ. o С какими типами прикладных социологических исследований вы познакомились? o Каковы исходные категории социологии и как они связаны между собой? o Каковы функции, структура и роль научной теории в социологии? o Чем различаются между собой теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение? o С какими типами и видами теории в социологии вы познакомились? Опишите их. o Что такое идеализированные объекты и какую роль они играют в теоретическом познании? o Что такое микросоциология? Приведите примеры. o Почему научная теория служит проявлением вероятностного знания? Какова ее роль в построении теории? o Какими свойствами и функциями обладает гипотеза в социологии? Какие ее виды вы знаете, и как происходит ее разработка? o Каким способом гипотезы связывают с методами и инструментом исследования в социологии? o В чем заключаются сходство и различие между теоретической моделью предмета исследования и эмпирической схемой объекта исследования? Приведите примеры. o Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты и научные факты? Приведите примеры. o Чем различаются между собой тенденция, закономерность и закон? Какую роль в познании они играют? o Что такое первичные данные в социологии и как происходят их сбор, обработка и анализ? o С какими элементами и типами выборки вы познакомились. Расскажите о них. o Что такое репрезентативность, случайные и систематически ошибки?
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |