КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционно-органический подход Г. Спенсера
Английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) является основоположником натуралистической школы в рамках позитивистского направления в классической социологии. Основной задачей своего творчества Г. Спенсер считал создание всеохватывающей философской системы которая синтезировала бы естественные и общественные науки на основе общих для них закономерностей -принципах эволюции. В этой системе «синтетической философии» Спенсер отводил особое место социологии как науке о высших формах эволюции. К числу наиболее ярких отличительных черт концепции Г. Спенсера относятся: · широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании явлений общественной жизни и обосновании своих социологических взглядов; · трактовка общества как организма и детальная аргументация своего подхода с помощью целого ряда аналогий между биологическими и социальными организмами; · утверждение идеи закономерной эволюции общественной жизни. (По Спенсеру, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от воли людей, т. е. социальная эволюция совершается сама собой, и чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.) Спенсер обосновывает возможность существования социологии в качестве самостоятельной позитивной дисциплины, выдвигая такой тезис: социология возможна уже потому, что общество часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Задача социологии, по Г. Спенсеру, - изучение массовых, типичных явлений; социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер уделял много внимания уточнению понятийного аппарата социологии, в частности, анализируя понятия общества, социальной структуры, социального роста, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. При этом он придавал большое значение сопоставлению человеческого общества и биологического организма.
Спенсер выделил следующие черты сходства общества и организма: • общество, как и биологический организм, наращивает массу (т. е. численность населения и материальные ресурсы); • как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры; • усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями; • в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей; • как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, где стабильность обеспечивается сохранением функций и структур. Однако Спенсер обращает внимание и на существенные черты различия социального и биологического организмов, к которым относит следующее: • в отличие от биологического организма, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией; • пространственная рассеянность элементов делает необходимой существование символической коммуникации; • в обществе нет единого органа, способного чувствовать и мыслить; • общество отличает пространственная мобильность элементов структуры; • главное отличие: в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей (т. е. общество существует для блага своих членов, а не наоборот). По Г. Спенсеру, общество -это агрегат индивидов, целостность которого поддерживается с помощью механизмов совместной самоорганизации жизни людей — социальных институтов. Он указывает, что структуру общества составляют такие типы социальный институтов, как домашние, обрядовые, политические, церковные,, профессиональные и промышленные. Все институты общества составляют единое целое, а функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. (Данная идея позволяет говорить о Г. Спенсере как о родоначальнике структурно-функционального подхода в социологии.) Центральным понятием в концепции Г. Спенсера выступает эволюционизм, которое он формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Эволюция, у Спенсера, - это интеграция общества, сопровождающаяся рассеянием движения, в течение которого вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности. Предел, за который эволюция не может перейти - равновесие системы. При нарушении равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс.
Г. Спенсер выделял три вида эволюционных процессов, которые подчиняются общим законам, однако, специфические законы высших фаз несводимы к низшим ступеням, - это: • неорганическая эволюция; • органическая эволюция; • надорганическая (или социальная) эволюция; Исследуя процессы социальной эволюции, Спенсер выделил - два этапа в развитии общества: военное и индустриальное. Для военного общества характерны преобладание натурального хозяйства; сильный централизованный контроль и иерархический порядок власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине; церковь похожа на военную организацию; индивид принудительно подчинен социальному целому. Индустриальное общество отличает преобладание промышленности и торговли, в нем появляется политическая свобода. Социальная организация становится более гибкой. А главное, власть рассматривается в таком обществе как выражение воли индивидов, которые объединяются на основе добровольности. При помощи данной типологии, Г. Спенсер не только обозначает этапы социальной эволюции и выясняет ее направленность (от военного общества к индустриальному). Он также решает вопрос о прогрессе и о предпочтительном типе развития (индустриальное общество - предпочтительнее, а смысл социального прогресса заключается в его формировании).
Г. Спенсер пытался раскрыть движущие силы социального развития, в итоге у него сложилась система факторов эволюции. Он классифицирует движущие силы эволюции на две группы факторов: первичные и вторичные (производные). В каждой из этих групп Спенсер различает: внешние и внутренние факторы. Первичные внешние факторы - это природная среда: климат, почва, географическое расположение, которые сильнее всего воздействуют на первобытного человека. Первичные внутренние - это психические и физические свойства природы человека. Вторичные (или цивилизационные) факторы, как внутренние, так и внешние, вводятся самой социальной эволюцией. Это изменившаяся, социализированная природа человека, измененная человеческой деятельностью природная среда и все возрастающее влияние неорганической среды. Рассматривая движущие силы эволюции, Спенсер подчеркивал, что действие первичных факторов хотя и сохраняется, но ослабевает роль вторичных факторов все более возрастает и усиливается.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |