КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное действие
Революционность научных воззрений Макса Вебера состояла в том, что именно он выделил в качестве предмета социологии элементарную единицу, которая лежит в основе всей социальной деятельности людей, процессов, организаций и т. п. Социология, определяет Вебер, есть наука, которая хочет понять и причинно объяснить социальное действие в его течении и проявлениях. В этом определении заключено теоретическое представление о предмете гуманитарного знания. Это подчеркивается указанием на первую часть задачи социологии - понять социальное действие. Вебер выдвигает и вторую часть задачи - причинно объяснить социальное действие. Вебер показывает причины неприемлемости категории «взаимодействие». Их несколько. Во-первых, сама эта категория является сложной, имеет структуру, меняющуюся в зависимости от того объекта, который она образует. И в этом смысле она не может служить ядром социального знания. Во-вторых, взаимодействие уже по определению содержит представление об участии в нем как минимум двух людей или объектов. Это еще раз свидетельствует о сложной структуре этой категории и дает новый аргумент для ее отклонения. В-третьих, само взаимодействие может носить случайный, механический характер, не связанный с феноменом социальности. Поэтому взаимодействие не может служить необходимым и достаточным гарантом отнесенности к сфере социального бытия. По этим же причинам Вебер отклоняет и еще более расплывчатое понятие «поведение». Он жестко и четко формулирует: «Социальные отношения существуют только как совокупность социальных действий». Главной характеристикой социального действия как фундамента социального бытия является смысл. Это означает, что действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл». Собственно «социальным» действием, с намеренным акцентом на «социальное», по Веберу, должно называться такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нем действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своем течении». Способ, каким совершается действие или система действий, Вебер называет «поведением, адекватным смыслу». Только осмысленное действие понятно. Поэтому социология, опирающаяся на такое социальное действие, должна понятно объяснить действие из этого субъективного смысла. Напротив, бессмысленные действия, процессы воспринимаются просто как «даты», как явления природы. Основными компонентами социального действия являются цели, средства, нормы. Само социальное действие, содержащее смысл и ориентированность на других и их действия, является идеальным типом. Критерием выделения типов социального действия является рациональность, точнее, ее мера. Таких типов четыре. 1. Целерациональное действие заключает самую высокую степень рациональности действия. Цель, средства и нормы в нем взаимно оптимальны и соотнесены друг с другом. Наиболее показательным примером целерационального действия является действие в сфере капиталистической экономики. 2. Ценностно-рациональное действие связано с усилением давления норм, например убеждений. Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, церковь, тратящий их на игру в карты и т. п., а не вкладывающий их в производство с целью достижения дальнейшего успеха, ведет себя в соответствии с этим типом социального действия. 3. Традиционное действие Вебер рассматривает по аналогии с «тупым пребыванием» в рутинных обстоятельствах. Это действие - по трафарету, по привычке, по традиционному установлению. Осмысление такого «пребывания» возможно в двух случаях: как прорыв традиционности и как сознательное его оправдание с целью прагматического использования. 4. Аффективное действие также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т. п. Цель и средства не соответствуют друг другу и часто вступают в противоречие. Пример - поведение футбольных болельщиков. Это действие характеризуется самым низшим уровнем рациональности в нем.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |