КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологический «базис» и идеологическая «надстройка» в марксизме
Исходной категорией исторического материализма является понятие труда. Труд определяется Марксом как сущностная функция человека. Именно в процессе труда - целесообразной деятельности по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни - индивид сохраняет, выявляет и развивает свою человеческую сущность. Сущность человека, по Марксу, есть не абстракт, принадлежащий отдельному индивиду, а вся совокупность исторически сложившихся общественных отношений. Таким образом, труд с необходимостью существует как общественное отношение. Совокупный труд - это общественное производство. Технико-экономический процесс создания материальных благ одновременно является процессом создания и поддержания общественных отношений. В процессе общественного производства своей жизни люди, знают они от ом или нет, с необходимостью вступают в отношения, которые Маркс определил как производственные. Все исторические формы производственных отношений характеризуются общественным разделением труда и, как следствие, отчуждением человека от природы, от собственной сущности и людей друг от друга. Речь у Маркса идет именно об общественном, а отнюдь не о техническом разделении труда. Закрепление индивида как исполнителя частичной функции общественного производства превращает его деятельность из обмена веществ с природой в борьбу с ней, в ее эксплуатацию. Человек в процессе труда воплощает в результатах своей деятельности энергию, знания, фантазию. Тем самым он отчуждает себя в вещь. Результаты своего труда человек в силу общественного разделения труда вынужден обменивать как вещи на вещи. Производство как взаимодействие, общение между людьми превращается в обмен и конкуренцию между изолированными производителями и владельцами вещей. В результате человек самоотчуждается от своей сущности, от труда как деятельности и сосредоточивается на стремлении обладать вещами. Следствие этого стремления - возникновение и развитие товарного обмена и отношений частной собственности. Товар, стоимость, капитал - это общественные отношения, отчужденные от человека, воспринимаемые им не как формы его деятельности, а как внешняя, объективно существующая сила, направляющая ход его жизни. Это так называемый товарный фетишизм. Разоблачению этого фетишизма и посвятил свою критику политической экономии Маркс. В «Капитале» он анализирует категории товара, стоимости, капитала и выявляет, в противоположность классикам политической экономии, их не материальную, а социальную субстанцию. Маркс выделял и другие виды фетишизма: религиозный, государственный и т. д. Основа всех видов фетишизма одна - превращение деятельности и мышления в представлении людей в независимые сущности, более реальные, чем люди, которые становятся функциональными элементами, ресурсом для этого отчужденного бытия. Частная собственность как экономический институт интересует Маркса лишь в той мере, в какой она является общественным отношением. В качестве такового она - основа деления на классы. Социальный класс - это также общественное отношение, возникающее в силу существования частной собственности, а отнюдь не совокупность или категория людей, выделяемая по способу получения дохода. Буржуа или пролетарий, феодал или серв – это определенный образ жизни, тип отношения к себе и другим, а не физически конкретный индивид. Только если класс рассматривается как общественное отношение, а не как статистическая категория, возможной становится теория становления классов и классовой борьбы. Классовое сознание - осознание существующего общественнoгo устройства, обусловленное положением в системе общественного разделения труда. Классовая борьба - конфликты между людьми, обусловленные их позициями в классовой структуре общества. Таким образом, отчуждение труда приводит к отчуждению между людьми, которое проявляется в классовой борьбе. Капитализм - система тотального отчуждения, его исторический пик. Но нарастание отчуждения на протяжении истории не означает его неустранимости. Люди таковы, каков их образ жизни, образ жизни таков, каков способ производства, а способ производства таков, каков уровень развития производительных сил. Уровень развития производительных сил и в эпоху каменного топора, и в эпоху паровой машины недостаточен для устранения общественного разделения труда. Беспрецедентно быстрое развитие производительных сил в условиях капитализма дает, по Марксу, надежду на скорое достижение такого уровня, при котором станет возможным снятие всех форм отчуждения и превращение общества из системы институтов в свободное сообщество. Однако высокий уровень производительных сил - это необходимое, но недостаточное условие эмансипации. Вторым необходимым условием он полагал революционную борьбу, в ходе которой будут ликвидированы отчужденные общественные отношения. Марксова критика политической экономии - это своего рода социологический аналог его первоначальной философской концепции современного общества как общества тотального отчуждения. В завершенном виде социологическая версия исторического материализма изложена Марксом в предисловии «К критике политической экономии» (1859). Общество, по-Марксу, - это система отношений, образующих структуры - экономическую, классовую, структуру семьи, государственных и юридических институтов. Между структурами есть связи, соответствия, характер которых должен выявляться эмпирическим наблюдением. Обусловленность надстройки базисом - это отнюдь не тезис экономического детерминизма. По Марксу, структура социальных отношений одного типа - производственных отношений - задает структуру социальных же отношений всех других типов. В «Немецкой идеологии» Маркс пишет, что задача исторического материализма - выявление путем эмпирического наблюдения связи «общественной и политической структуры с производством». Логика структурных соответствий легко выявляется в общественных отношениях феодализма и капитализма. Описание ее Марксом в «Немецкой идеологии» на языке современной социологии можно представить следующим образом: для феодальной собственности характерен неполный суверенитет собственника, когда его функции - владение, распоряжение, использование - рассеяны между разными людьми - сеньорами, вассалами, крестьянами ли цеховыми старшинами, мастерами, подмастерьями. В результате экономические отношения превращаются в сеть взаимных обязательств между всеми, кто так или иначе причастен к собственности. Эти особенности структуры - неполный суверенитет и корпоративность воспроизводятся и в иерархии сословных статусов и системе корпоративных привилегий, и в поддержании разветвленной сети отношений родства в так называемой большой семье, и в режиме «феодальной раздробленности» государств. Для частной капиталистической собственности характерен полный суверенитет собственника, и такие особенности экономической структуры, как полнота суверенитета и межиндивидуальная конкуренция, воспроизводятся и в открытости статусов в классовой структуре, и в сужении отношений родства в так называемой нуклеарной семье, и в монолитности национального государства и унификации в нем прав и обязанностей граждан. Вся совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки скреплены подобной цепью взаимных соответствий, называется у Маркса общественной формацией. Процесс смены формаций - это естественный процесс развития и разрешения фундаментального противоречия между трудом как творческой деятельностью (а вовсе не как занятием обездоленных) и системой отчужденных отношений. На некоторой ступени своего развития производительные силы общества, в которых и воплощается труд, приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Исторически сложившийся способ распределения функций и результатов производства, закрепленный юридически в праве собственности, больше не стимулирует участников производства к совершенствованию технологий, к большей интенсивности труда. Тогда наступает эпоха социальной революции. Маркс пишет именно о социальной, а не о политической революции, и именно об эпохе, а не о моменте или революционной ситуации. Социальная революция - это процесс, растягивающийся на два-три столетия. В ходе революции, во-первых, складываются новые производственные отношения, соответствующие их структуре новые социальные классы и новые идеологические формы - политические, юридические, религиозные, художественные. Новые структуры находятся в противоречии со старыми. Во-вторых, с началом социальной революции обостряется борьба внутри старой классовой структуры. Таким образом, противоречия в базисе передаются и находят выход в противоречиях в надстройке: брожение умов, конфликты между приверженцами традиционного и нового образов жизни, восстания и перевороты. Поскольку развитие производительных сил - процесс перманентный, постольку вытеснение старых структур новыми неизбежно, хотя и сопровождается ожесточенной борьбой. После того как в ходе нескольких политических переворотов (революций) юридически оформляются в качестве господствующих новые структуры отношений, старые формы собственности и классы как образ жизни вытесняются полностью. Характер социальной революции находит выражение в лозунгах и требованиях представителей нового класса - гегемона, занимающего позицию собственника в новой структуре отношений. Новые производственные отношения способствуют дальнейшему развитию производительных сил общества, но лишь до тех пор, пока их рост не приведет к новому противоречию их динамичности со стабильностью структуры. Утверждая, что общественное развитие совершается путем революции, Маркс подчеркивал, что созревание предпосылок социальной революции строго обусловлено процессом развития производительных сил: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах старого общества»[7]. Маркс выделял четыре формации - азиатскую, античную, феодальную, буржуазную. Считая буржуазную формацию исторически последней, он тем самым не считает социализм (коммунизм) будущей формацией. Формацию образуют отчужденные отношения собственность, классы, государство и т.д. Так что Маркс здесь вполне последователен: теория формаций, описывающая процесс их становления и смены, не может предложить никаких суждений о социализме. Теория коммунистической формации, возникающей на основе государственной собственности, устанавливаемой в результате мировой пролетарской революции и диктатуры пролетариата, никак не встраивается в логическую структуру исторического материализма. Теория формации в первоначальном виде остается весьма эффективным инструментом анализа. С тем же успехом, с каким многочисленные факты европейской истории XV-XVIII вв. Маркс обобщил в модели перехода общества от феодализма к капитализму, можно, используя методологию исторического материализма, построить модель наметившегося в середине-конце ХХ в. перехода от индустриального капитализма к постиндустриальному.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |