КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция идеальных типов
Основные положения социологии Макса Вебера Макс Вебер. Современные обществоведы едины в признании того, что основополагающая трактовка понятий социальных наук дана Максом Вебером (1864-1920) в его концепции идеальных типов. Их функция познание действительности. Свою концепцию идеальных типов Вебер создавал в условиях, когда перед наукой возникла настоятельная потребность дать решение многих вопросов теоретико-методологического характера. В теории идеальных типов Вебер выступает против психологизации социальных процессов. Эта теория направлена против натуралистических установок позитивизма, особенно против его претензии выводить законы социального бытия на базе методологии естествознания. Острие критики Вебер направляет и против марксистской теории отражения. По его мнению, признание объективной закономерности в социальных процессах лишает исторические явления их своеобразия. Говоря его словами, «нет ничего опаснее» признания, что теоретические понятия отражают объективное содержание и сущность исторической реальности. Ни одна научная абстракция не выполняет функции отражения, настойчиво подчеркивает Вебер. Ключ к решению проблемы соотношения научных абстракций и эмпирических явлений он предлагает искать в кантианской и неокантианской методологии. Идеальные типы являются понятиями, представляющими собой вариант кантовских синтетических понятий, которые описаны во «Введению) К «Критике чистого разума”. Но в отличие от Канта Вебер четко определяет поле их применимости: социальное знание. Вместе с тем это сложные генетические образования, заключающие в себе такой высокий уровень информации, который недостижим другими путями, например индукцией. Идеальный тип, по Веберу, - основное теоретическое понятие социологии, не имеющее ничего общего ни с идеалом, ни с усредненным типом. Это генетическое понятие, то есть понятие, создаваемое исследователем. Оно создается в несколько этапов. 1. Соединение определенных отношений и явлений исторической реальности в лишенный противоречий комплекс мысленно создаваемых связей. По своему содержанию эта конструкция носит характер утопии, создаваемой мысленным усилением определенных элементов действительности. Отдельные элементы действительности, выделяемые “из хаотического потока бытия”, объединяются исследователем в “рациональную замкнутость”, по выражению Вебера, то есть в конструкцию, в которой нет противостоящих друг другу, несоединимых частей. 2. Вебер особо подчеркивает применение теории “понимания”, категорий “объективная возможность” и “культурное значение” в процессе создания идеального типа. 3. Процедура “рационализацию”, как ее называет Вебер, одного или нескольких элементов, включенных в эту конструкцию, то есть усиление элемента, доведение его качества, в соответствии с которым он включен в эту конструкцию, до предельного, пограничного состояния этого качества. Эта процедура в современной методологии научного исследования называется идеализацией. Главная функция идеального типа - познание фрагментов реальности в их своеобразии. Сам же идеальный тип является лишь инструментом познания. Ценность идеального типа, по Веберу, заключается в его эвристическом характере, и потому для социологии он необходим. Не будучи сам гипотезой, он “указывает путь образованию гипотез”. Не являясь самим знанием, идеальный тип служит для него вспомогательным средством. Процесс познания осуществляется сравнением идеального типа и реальности. Приемлемость его проверяется “успехом” в таком сравнении. Производной от основной - эвристической - функции, служащей цели познания элементов действительности, выступает классификационная функция. Она осуществляется в сфере самой науки. Идеальные типы являются средством упорядочения ее категорий. Они служат целям познания посредством указания степени приближения социального явления к одной или нескольким идеально-типическим конструкциям. Однако идеальные типы не являются схемой, под которую подгоняется действительность и которая навязывается ей извне. Если для естествознания методом и инструментом познания являются законы, то для социологии такое же место занимают идеальные типы. Идеальный тип не дает однозначной трактовки исследуемых явлений. Он показывает лишь «возможность и адекватность» такой трактовки. Большая роль в построении идеальных типов отводится исследователю. В зависимости от его установок особо выделяется какой-то определенный элемент исторической реальности. Появляется возможность создания многочисленных утопий одного вида, из которых ни одна не сравнима с другой, но все они имеют равное право на существование. Вебер поясняет это на примере понятия «капитализм». Он упоминает, по меньшей мере, три трактовки такого понятия: К. Маркса, В. Зомбарта и свою. Все они – это утопические конструкции, но ни одна не может быть рассмотрена как имеющая точный прообраз в эмпирической действительности. В социальной науке применимость идеальных типов во многом зависит от уровня ее развития. Смена систем идеальных типов в науке, по Веберу, есть свидетельство прогресса научного знания. Бесспорно, исследователь вправе на каких-то стадиях своей работы конструировать предельные понятия с целью объяснения, более глубокого осмысления изучаемого объекта. Они играют роль средства эвристического познания, способствуют разработке гипотез и теорий, но лишь в качестве вспомогательного инструмента. Концепция идеальных типов в таком ее понимании обогащает методологию социального знания, социологии в частности. Вебер нашел объяснение приему, используемому в исследовательской практике. С точки зрения осмысления методологии научного творчества процесс конструирования идеального типа можно сравнить с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью, которая одинаково успешно применяется как в естественных, так и в социальных науках. Как и модель, идеальный тип занимает промежуточное положение между теорией и реальностью, является специфической формой выражения и закрепления результатов познания, отличной от понятия, гипотезы или теории. Как и модель, он, далее, ориентирован на исследование объектов, отличающихся сложной структурой. Идеальный тип имеет своей задачей создание и осмысление не родового понятия, не «усредненного» типа, а, напротив, он призван способствовать лучшему пониманию своеобразия явлений культуры, фактов и процессов социального бытия. Особенность воспроизведения реального объекта моделью и идеальным типом состоит в том, что они являются его упрощенной, идеализированной копией, воспроизводящей основные элементы объекта, отношения между ними, главные и определяющие связи. В таком аспекте идеальный тип, как и модель, воплощает в себе единство общего и единичного.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |