КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип свободы науки от ценностных суждений
Выдвинутый Максом Вебером принцип свободы науки от ценностных суждений касается не только методологии социального знания, но и вопросов собственно науковедения, социологии науки, а также проблем мировоззренческой природы. В теоретико-методологическом аспекте исходным пунктом этого принципа является идущая от Канта дихотомия должного и сущего, переосмысленная неокантианством как дуализм реальности и сферы ценностей. Понятие «отнесение к ценности» было и остается ведущим в неокантианской методологии. Вебер признавал, что заимствовал это понятие у Риккерта. Однако в понимании собственно ценнностей их позиции расходятся. Во-первых, Вебер не принимает «абсолютную иерархию ценностей», на которой настаивает Риккерт. Во-вторых, он отрицает идею существования неизменного, отстраненного от социального мира «трансцендентального царства ценностей». В-третьих, Вебер не принимает иррационально-интуитивистского суждения Риккерта о некоем «начале», которое независимо от исследователя относит явление к наукам о природе или к наукам о культуре. В своей программной статье «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» он писал: «Без всякого сомнения, эти идеи о ценности субъективны и точно также они естественно-исторически изменяются с изменением характера культуры и самих идей, господствующих над людьми». Обратимся к понятию «ценность» в веберовском истолковании. Строго следуя гносеологии Канта, Вебер убежден, что действительность в целом непознаваема, не подчиняется детерминации и закономерностям. Лишь «конечная часть действительности» имеет познавательное значение, она существенна в каких-то отношениях для человека. Ценности являются основой фрагментации реальности, их связи и иерархии.
Предмет социальных наук - «воплощение ценностей». В своих теоретико-методологических трудах Вебер не ставит вопроса о причине и смысле выбора исследователем именно данного объекта, отнесенного им к сфере ценностей. Но в своем социологическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует становление норм и ценностей капиталистического общества. И все-таки в целом будет верным суждение о том, что Вебера не занимает абстрактный вопрос о том, как возникают ценности. Здесь Вебер отсылает за ответом в область философии. Отнесение к ценности, то есть условие включения явления в сферу «наук о культуре», - единственно принимаемое Вебером «соприкосновение» исследователя с ценностями и возможность выразить свои позиции. Процесс научной деятельности должен быть вне ценностных предпочтений. Этот отказ, по Веберу, служит прочным гарантом достоверности и объективности социального знания. К силам, воплощающим безличное принуждение и навязывающим чуждые человеку ценности, Вебер относит и науку. Современная наука определяющим образом влияет на все западноевропейское общество, на его культуру, на судьбу личности. Рационализированная наука развенчала старые, прочно устоявшиеся ценности, не дав взамен других, которые бы приняли люди добровольно. «Последние» ценности в их абсолютном смысле утрачены, едва ли имеет смысл и ценность научный поиск. Вебер предвидит невостребованность в ближайшем будущем фундаментальных наук и основополагающих гуманистических идей. Для самого человека наука дает знание средств действия, но не целей. Познание и действие - две стороны личности, и между ними пролегает глубокая пропасть. В этом раздвоении личности Вебер видит «судьбу всего нашего времени, вкусившего от древа познания».
Вплетенная в рационализированнный мир, наука строится по принципам крупного индустриального производства и нередко ставится ему на службу. Идеи Реформации, Просвещения, совпадавшие со временем становления раннего капитализма, идея призвания, а не профессии, идея, сопряженная с высокими мотивами и духовными порывами, умерла. Ее место заняла идея об узком одномерном профессионализме, став ответом на требование дня. Отвечая коллегам на разноречивые толкования принципа свободы науки от ценностей, Вебер разъяснял: «Исследователь должен безусловно разделять эмпирические факты и свою позицию, практически оценивающую эти факты... потому что здесь речь идет о различных проблемах». Он критикует распространенное представление, согласно которому путь к научной объективности можно проложить, сравнивая различные оценки и заключая джентльменское соглашение между ними. Но сам Вебер не смог сохранить верность выдвинутому принципу. Более того, его академические труды свидетельствуют о связи науки с ценностями мира. Социология Вебера - реакция на кризис гуманизма, начало которого совпало с эпохой взлета технической мощи, началом войны и революций, с появлением на исторической арене больших масс людей и массового общества.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |