КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Георг Зиммель
Социологическая программа Зиммеля Опубликованная в 1894 г. программная работа Зиммеля «Проблемы социологии» является вехой в развитии этой дисциплины. Зиммель определяет здесь социологию как науку о процессах и формах взаимодействия. Индивиды попадают в поле зрения социолгии постольку, поскольку они, с одной стороны, создают это взаимодействие и, с другой стороны, являются его участниками. Положение индивида концентрируется в исследовательской программе как двойственный интерес социологии к индивиду как творцу взаимодействия и как участнику процессов и форм взаимодействия, которые выделяют его пассивную сторону, делая своим предметом его переживания или «страдания». Можно составить аналитическую схему, выражающую структуру социального знания, которая будет состоять из понятий: взаимодействие, форма, поведение, страдание, содержание, обобществление. Центральный концепт «взаимодействие» содержит, по крайней мере, три стратегических требования, важных для исследования. Во-первых, оно содержит требование изучать взаимоотношения между индивидами, группами и другими аналитическими единицами. Во-вторых, понятие «взаимодействие» требует вполне определенного типа причинного объяснения, который выходит за рамки обычной причинно-следственной схемы. С привлечением метафоры «круг» Зиммель объясняет, что два элемента в процессе взаимодействия могут себя так стимулировать, что возникает «имманентная безгpаничность, сравнимая с кругом». В-третьих, понятие «взаимодействие» указывает на динамический принцип. Зиммель стремится к тому, чтобы «растворить всё субстанциальное, абсолютное, вечное в потоке вещей», чтобы исходить из «исторической изменчивости», из «живой взаимосвязи элементов». Образование социальных форм является, по Зиммелю, необходимой предпосылкой реализации человеческих потребностей, интересов, желаний, чувств. Примером таких форм он выбирает господство и подчинение, спор и тайну. Зиммель принципиально не придает никакого значения систематизации и обобщенному целостному истолкованию исторически преходящих социальных форм. Поведение и страдание (или переживание) - два аспекта взаимодействия, в которых индивид выступает в своей двойственности: и как творец, и как участвующий во взаимодействии. Благодаря этому он и попадает в поле зрения социологии. Оригинальность позиции Зиммеля в том, что он не ограничивается сферой социальной активности индивида, но обращает не менее пристальное внимание и на “переживание”. «Содержание», побуждения, интересы, цели, склонности, психическая принадлежность к чему-либо образуют «материю обобществления». Без форм не может реализоваться это содержание, а без содержания не могут выжить формы. Хотя они взаимосвязаны, между ними нет прочных, устойчивых отношений. Скорее, одна и та же форма (например, конкуренция) может воплощать совершенно различное содержание (ревность, поиск экономической выгоды, стремление к академическим достижениям или партийное соперничество), как и наоборот - одно и то же содержание (например, любовь) может реализоваться в крайне различных формах (в браке, партнерстве или проституции). Содержание может стимулировать образование форм, и тогда речь идет о первичном содержании. О вторичном содержании речь пойдет тогда, когда оно становится продуктом определенных заданных форм, как, например, побуждение к конкуренции в многопартийных системах или любовь в институте брака. Когда Зиммель анализирует такие чувства, как стыд, любовь, зависть, ревность, он превращается не в психолога (даже когда он использует это понятие за недостатком более точного социологического концепта и сам нередко злоупотребляет им), а в социолога - исследователя эмоций. По Зиммелю, «следует говорить не об обществе, а об обобществлении», ибо общество есть процесс, в котором отдельные явления связаны в силу взаимовлияния и определенности друг другом. Эта «динамика действия и страдания» есть постепенный процесс, в котором «более или менее» создается общество. Общество является событием, утверждает Зиммель. Таким динамическим и релятивистским поворотом в понятии «общество» Зиммель выражает то, что для него речь идет не об образовании глобальных теорий общества, а об исследовании форм обобществления. Как возможно общество? Небольшая статья Г. Зиммеля под таким названием остаётся одним из важнейших социологических сочинений. В ней кратко и точно описываются те основания и границы, в которых может существовать социальное знание. Неокантианец Зиммель идёт путём, проторенным своим учителем. Как в своё время Кант, задавая вопрос “как возможна природа”, приходит к выяснению тех границ, на всесилие внутри которых только и может претендовать чистый разум; так и Зиммель пытается обнаружить как место представления об обществе в структуре теоретического знания, так и отличие социальных a priori (до опытных оснований) от тех, которые Кант обнаруживает в основании человеческого познания. Главное отличие единства общества от единства природы Зиммель усматривает в том, что второе “осуществляется исключительно в наблюдающем субъекте, производится только им среди элементов, которые сами по себе не связаны, и из их числа”; общественное же единство, напротив, “реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны, синтетически активны, и оно (общество – ред.) не нуждается ни в каком наблюдателе”[8]. Если природа – это единство субъективное, осуществляемое на основании разумной деятельности познающего субъекта, то общество это уже объективное единство. Зиммель приводит здесь такой пример: вещи в природе не связаны между собой так, как связаны люди в обществе – между вещами нет понимания, любви, совместного труда и т.д. Вопрос об общественных a priori становится для Зиммеля путём нахождения тех индивидуальных оснований, которые делают возможным социализацию. Таких оснований оказывается три. 1. В социуме мы видим другого человека сквозь призму того типа, к которому его причисляем. “В процессе познания человека мы видим в нём не чистую индивидуальность, но то как его поддерживает, возвышает или же унижает тот всеобщий тип, к которому мы его причисляем”[9]. Итак, та же причина, что делает невозможным восприятие чистой индивидуальности Другого, является первой априорностью, лежащей в основе общества: я, в первую очередь, вижу в другом представителя какого-то типа (учитель, продавец, мужчина, ребёнок и т.п.), что и делает возможным первоначальное общение между нами. 2.Индивид не исчерпывается полностью своей социальностью. “Каждый элемент группы есть не только часть общества, но и, помимо того, ещё нечто”[10]. Эта несоциализируемая часть индивида является позитивным агентом социализации, более того, в ней заключено одно из условий социализации. Эта часть – своего рода точка зрения на общество, из-за его пределов. Благодаря тому, что я не всецело социальное существо, я сохраняю возможность критического и перспективного взгляда на социум, что и является необходимым условием общественного прогресса. Но, подчёркивает Зиммель, “существование индивида не просто отчасти социально, отчасти индивидуально”[11]. Напротив, индивид воспринимает себя единым в каждом из своих проявлений – и в этом одна из важнейших черт социального бытия. 3.Люди принципиально не равны: у каждого из нас свои склонности, способности, исторические обстоятельства, - но каждый индивид стремится реализовать только одному ему присущие черты. И идеальным пространством для такой реализации как раз и становится общество, как система, образованнная взаимодополняющими элементами. Сам Зиммель так выражает третье социальное a priori: “Общество образовано из неравных элементов”[12].
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |