Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская школа структурного функционализма




Классификация современных социологических парадигм

Тенденции в развитии современной социологии определяются базовыми методологическими позициями классического этапа. Продолжая и расширяя положения классического обществознания, в современной социологии складывается несколько парадигм.

Парадигма (или способ научного мышления) — это совокупность общих положений и принципов познания, которые лежат в основе той или иной теории (или ряда родственных теорий), оперируют единым категориальным аппаратом и признаются группой ученых.

Панораму современных социологических парадигм представляют три типа подходов, которые различаются в соответствии с взглядами на сущность предмета социологии и декларируемыми принципами анализа фактов общественной жизни.

Структурные парадигмы вырастают на почве классического позитивизма, а посему рассматривают организацию, функционирование и развитие общества в качестве единого системного целого (в основном на макроуровне). С данной точки зрения, предмет социологии определяется как закономерности функционирования и развития общества. Основным принципом познания здесь выступает объективизм. Эти парадигмы представлены двумя разновидностями:

• функционализмом;

• конфликтными подходами.

Функционалисты видят общество как целостную систему взаимозависимых структур и, в основном, исследуют назначение составных элементов общества для интеграции (поддержания единства и целостности) системы.

Конфликтологи воспринимают общество как целостную систему, в которой сосуществуют группы людей с различными интересами, извлекающие для себя пользу за счет других, поэтому в социальной системе всегда присутствует конфликтный потенциал, выступающий источником ее развития.

Интерпретивные парадигмы восходят к традициям понимающей социологии, а потому делают акцент на изучение и толкование человеческого поведения (главным образом на микроуровне), считая, что общество с его социальными институтами по своей сути есть то, чему люди сами дают определение. С этой точки зрения, предмет социологии – закономерности социального поведения людей. Ведущим приемом анализа здесь является субъективизм. Данные парадигмы воплощаются в трех вариантах:

• символический интеракционизм;

• феноменология;

• этнометодология.

Символический интеракционизм утверждает, что люди обретают свою человеческую природу благодаря взаимодействию с помощью символов, которые не просто обозначают предметы или явления, но и предполагают определенную реакцию на них.

Феноменология сосредотачивает внимание на способах возникновения и сохранения человеческой социальности, а также формирования обыденного знания.

Этнометодология делает акцент на изучении методов, используемых людьми при трактовках окружающего мира и конструировании социальной реальности.

Объединительные парадигмы являются новейшими подходами, которые стремятся совместить в исследованиях структурное и интерпретивное направления, а посему воспринимают социальную реальность через призму единства объективного и субъективного, структуры и индивида, макро- и микроуровней. Предмет социологии формулируется здесь как закономерности функционирования и развития общества в зависимости от социального поведения людей. Объединительные парадигмы находятся в стадии формирования и представляют собой отклик на потребность в обновлении социологического знания и методологии исследования социальной реальности. Это направление обществоведческой мысли оценивается как попытка устранить разногласия между преувеличением влияния социального целого на социального субъекта (в структурных парадигмах) и излишней актуализацией субъективного начала при умалении роли социального контекста (в интерпретивных парадигмах).

Обзор направлений современной зарубежной социологии отражает изменения в развитии обществоведческой мысли. Если в период своего возникновения и становления (классический этап) центром социологической мысли выступал европейский континент, то на современном этапе он смещается в сторону Нового Света. Продолжателями классических традиций, воплощенных в структурных и интерпретивных парадигмах, становятся американские исследователи. Однако Европа остается генератором социологических идей. Именно западноевропейским ученым принадлежат попытки создания принципиально новых методологических основ обществознания — объединительных парадигм.

 

Самая содержательная страница в истории современной социологии представлена сложившейся в первой половине XX столетия школой структурного функционализма, ключевыми фигурами которой признаны американские ученые Т. Парсонс и Р. Мертон. Данное направление получает теоретическое обоснование в работах Т. Парсонса (который и считается его основоположником). А приспособление методологии к нуждам эмпирико-социологических исследований осуществляется учеником, последователем и конструктивным критиком Т. Парсонса Р. Мертоном. Таким образом, знаковыми этапами становления структурных парадигм становятся:

· структурный функционализм Т. Парсонса;

· динамический функционализм Р. Мертона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.