КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Блумера
Символический интеракционизм Дж. Мида и Интерпретивные подходы в социологии США Данное течение тесно связано с социальной психологией и, по существу, является ее методологической базой. Родиной интерпретивных парадигм, развивающих традиции понимающей социологии и теорию социального действия М. Вебера, считаются США. Здесь в хронологической последовательности складываются три направления, представленные творчеством своих основоположников: · символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера; · феноменология А. Щюца; · этнометодология Г. Гарфинкеля. Символический интеракционизм («интеракция» -это взаимодействие) возникает в 1930-е гг. и приобретает популярность к середине XX века. Изначально он был направлен на эмпирические исследования социального поведения людей в различных ситуаций. К данной теории применима аналогия общения, так как, с точки зрения ее создателей, социальный мир демонстрирует такие же качества, как и повседневное, обыденное общение, и фактически состоит из «внутреннего» и «внешнего» общения. Основателем теоретических построений символического интеракционизма (хотя и не он дал имя новому направлению) считается американский социальный психолог Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.). Дж. Мид утверждает, что и человеческая мысль, и человеческое поведение являются сугубо социальными. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Мид подчеркивает, что без символов не будет человеческого общества, так как у людей нет инстинктов поведения в социачьной среде и чтобы существовать люди должны жить в мире значений. Причем, социальная жизнь может продолжаться только при условии, если значения символов воспринимаются и разделяются другими членами общества. Таким образом, символическая интеракция - необходимое условие для жизнедеятельности общества, а общепризнанные символы обеспечивают средства интеракции. Чтобы общественная жизнь (суть которой - интеракции) была непрерывна - каждый член сообщества должен интерпретировать значения символов и намерения других. Интерпретация происходит в процессе «принятия роли». Принятие роли - это когда индивид, путем воображения, ставит себя на место человека, с которым общается. Мид указывает, что через процесс принятие роли индивиды развивают «самость», т.е. способность людей представлять себя в качестве объектов собственной мысли. Самость имеет два уровня: • «Я» (I) - спонтанные, внутренние, субъективные представления индивида о себе; • «Мое» (Me) - обобщенные представления об индивиде других людей, то, как люди видят себя глазами других. Самость не является врожденным свойством, она развивается в два этапа: стадия игры и соревновательная стадия. Единство, целостность самости индивида обеспечивается «обобщенным другим». Обобщенный другой - это любое организованное сообщество, любая социальная группа, которые оказывают влияние на мотивы поведения индивидов и осуществляют контроль над их действиями. Таким образом, обобщенный другой, согласно Дж. Миду, создает основу для совместных действий в обществе. Герберт Блумер (1900-1986 гг.) - ученик Дж. Мида - ввел в научный оборот термин «символический интеракционизм» и на основе его познавательных принципов пытался системно изучать коллективное поведение в неструктурированных и слабо структурированных социальных группах. По мнению Блумера, основу коллективного поведения составляют общие значения и ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако в условиях нарушения устоявшихся значений возникает спонтанное (неструктурированное и слабо структурированное) коллективное поведение. Он выделяет несколько форм неструктурированного поведения: · толчея; · коллективное возбуждение; · социальная инфекция. Г. Блумер утверждает, что рассмотренные спонтанные формы поведения способны вылиться в новые, слабо структурированные формы групповых действий - это: • действующая толпа; • экспрессивная толпа; • масса; • общественность. Наряду со спонтанными группами, ученый исследовал и фиксированные (структурированные или институциональные) формы социального поведения: • общие социальные движения (демократическое, молодежное, женское, пацифистское); • специфические социальные движения (реформистские, революционные); • экспрессивные движения (религиозные, мода); • возрожденческие и националистические движения. С момента своего возникновения и по сей день символический интеракционизм подвергается справедливой критике по следующим поводам: • исследование поведения человека в структурном вакууме; • подчеркивание свободы человеческого действия; • отсутствие объяснения источника значений, которым придается особая важность.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |