Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье




Идея создания данного направления принадлежит французскому социологу Пьеру Бурдье (1930 г. р.). На формирование его социологического мировоззрения большое влияние оказали идеи структурализма как следствие полученного образования и общего направления социальной мысли во Франции, заложенного О. Контом и Э. Дюркгеймом. Однако П. Бурдье стремится преодолеть «монополизм объекта», присущий структурализму, и создает синтетическую концепцию субъекта и объекта, которая воплощается в его структуралистском конструктивизме. П. Бурдье предлагает использовать при изучении социальных реалий одновременно два принципиальных подхода.

Структурализм, под которым понимается, что в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, ни способные стимулировать те или иные их действия и стремления.

Конструктивизм, который предполагает, что действия людей, обусловленные жизненным опытом и типом социализации, формируют самого агента (субъекта).

Такой подход, по мнению Бурдье, позволяет социологической теории, с одной стороны, заниматься изучением обстоятельств, которые оказывают влияние на индивидов, а, с другой - исследовать, в рамках традиции понимающей социологии, избирательную способность людей, их предрасположенность к определенным действиям. Таким образом, структуралистский конструктивизм подчёркивает, диалектику структур и предрасположенность к действию.

Образ общества (или социальная реальность) предстает у Бурдье в виде социального пространства. В связи с этим социология, с его точки зрения, является по существу социальной топологией, так как социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства, которое построено по принципам дифференциации и распределения.

Социальное пространство - это иерархизированное (ранговое) расположение индивидуальных и коллективных субъектов, дистанции и взаимоотношения между которыми конкретизируются в социальных практиках (типах социального поведения).

Социальная реальность, по Бурдье, существует на двух уровнях: социальная позиция, которую индивид, в соответствии с имеющимися у него видами «капитала» (экономическим, социальным, культурным, символическим и др.), занимает в социальном поле. Габитус - приобретенные в процессе социализации знания, навыки, предрасположенности к определенным социальным действиям.

Двойственность социального пространства предполагает и двойственность структур. Социальные структуры существуют одновременно и как объективированная реальность (данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных, в социальном плане, благ и ценностей), и как инкорпорированная реальность (существующая в представлениях, в моделях мышления и поведения).

Выражением двойственности социальных структур становится у П. Бурдье различие позиции (это реальное положение индивида в социальном пространстве) и диспозиций (это представления индивида о своем положении в обществе). Таким образом, совокупность позиций отражает объективный срез социального пространства, а совокупность диспозиций - его субъективную сторону.

Бурдье подчеркивает, что социальное пространство многомерно, оно образуется из различных социальных полей. Поле - это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения и, вместе с тем, это реальные институты. Поле формируется на основе доминирования в нем какого-либо вида капитала (капитал - это статусный авторитет, степень доступа к определенным благам и услугам, мера компетентности агента).

Таким образом, все социальное пространство состоит из нескольких полей: политики, экономики, культуры, религии, образования и т. п. Позиция агента в каждом специфическом поле определяется объемом капитала (экономического, политического, интеллектуального, культурного, социального), которым он обладает. В каждом поле действуют свои «правила игры», поэтому поле, всегда предстает перед агентом уже заданным. Однако, чтобы поле функционировало, необходима не просто активность агентов, но и их предрасположенность действовать по правилам игры, т. е. наличие у них определенного габитуса, который включает в себя, наряду с опытом социализации, знание правил социального поля и готовность их признавать. Таким образом, конкретная индивидуальная практика может лишь воспроизводить и преобразовывать (но не изменить) социальное поле.

Концепция поля позволяет П. Бурдье учесть в социальной практике агента сознательное и спонтанное. Поскольку, с одной стороны, правила поля предполагают рациональность в постановке целей и выборе средств по их достижению, а с другой - личностно-субъективную ориентацию. Видение общественной жизни через призму поля оказывается для Бурдье эффективным инструментом при анализе реального противоборства, где поле выступает пространством борьбы и компромисса, союза самых различных сил, присутствующих в социальных практиках.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

· По Марксу, разделение труда порождает классовые антагонизмы, по Дюркгейму – солидарность. Кто из них ближе к истине?

· Известна древняя сентенция: «О времена! О нравы!». Каким понятием из социологической теории Э. Дюркгейма можно определить эту ситуацию?

· С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность, столь характерную для современного общества?

· О каких правилах исследования социальных фактов говорит Дюркгейм?

· С какими социологическими направлениями вы познакоми­лись? Опишите их.

· Охарактеризуйте структурно-функциональный подход в социологии и назовите его представителей?

· Как утверждала социология свое право на существование в Германии, России и США?

· Что такое операционализм, квантификация, бихевиоризм, физикализм Дж. Ландберга?

· В чем выражается принцип «открытого» поведения в бихеви­оризме?

· Охарактеризуйте роль Чикагской школы, ее тематику и представителей.

· Чем обусловлена популярность социологии в американском обществе в середине XX века? Каково место социологии в российском обществе?

· Почему в 60-е годы в СССР и в США была во многом сходная социальная ситуация с точки зрения развития социологии?

· Как вы поняли мысль Р. Миллса о том, что современная эпоха — это эпоха социологии?

· В чем заключается двойственный статус социологии?

· Охарактеризуйте позитивизм в социологии, этапы его разви­тия, принципы и основных представителей.

· Почему гуманистическая социология не ориентирована на количественные методы сбора данных?

· Раскройте основные методологические принципы пони­мающей социологии В. Дильтея.

· Что значит тезис М.Вебера: рассматривать общественный институт и общество с точки зрения интересов индивида?

· Раскройте содержание, принципы символического интеракционизма и его роль в развитии современной социологии.

· Что такое жизненный мир как ключевая категория феномено­логической социологии?

· Какие идеи лежат в основании драматургической социологии Эрвина Гоффмана?

· Какими приемами исследования пользовались Г. Гарфинкель и другие представители этнометодологии?

· Какие идеи лежат в основании школы «ультрадетальных эмпирических исследований»?

Раскройте содержание основных принципов методологии М. Вебера.

· Почему лидерами студенческих беспорядков в конце 60-х годов выступали студенты-социологи?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 8782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.