Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные общности как формы социальной организации и индивидов и источник социальных изменений




3.3.1. Модели социальной реальности [16]

Модели социального, рассматриваемые в социологии, имеют место не только в ней. Они обнаруживаются в социальной философии и социальной психологии, в юриспруденции и в политической философии, в других социальных науках. Различные модели выражают не только разные области социального, но и разные философские позиции.

Мы берем четыре модели социальной реальности: натуралистическую, реалистическую, деятельностную и фе­номенологическую. Натуралистическая модель рассматривает по преимуществу ту гипостазированную сферу, которая именуется как "Природа". Деятельностная модель сосредоточивает внимание на сфере производства, политики и власти («Экономическая и политическая жизнь общества»). Реалистическая видит по преимуществу существование и развитие духа в обществе, поскольку он существует объективно, независимо от индивидуального сознания («Духовная жизнь общества»). Наконец, для феноменологической модели наиболее интересным является то, как из субъективных оценок, переживаний и мыслей возникает некоторое целое, именуемое обществом.

Мы бесконечно далеки от полной истины. Мы идем многими путями, мы ис­пытываем альтернативные возможности. Ни одна из предлагаемых ниже гипотез-моделей не является удовлетворительной сама по себе. Они все раскрывают лишь какие-то отдельные стороны социального, причем раскрывают своим специфическим видением. Именно здесь наилуч­шим образом подходит притча о слоне, которого ощупывают слепцы. Одному достался хобот («слон – это змея!»), другому – уши («слон – это вид растения с большими листьями!»), третьему – нога («Слон – это колонна!»), и т.д.

Что касается принципов классификации этих четырех моделей, то они эмпиричны. Можно заметить только, что в этой классификации играет важ­ную роль понятие социальной субстанции. По существу здесь два типа моде­лей. Одни принимают идею социальной субстанции, другие либо сомневаются, либо начисто отказываются от субстанции.

Вопрос о субстанции, то есть о том, что существует благодаря самому себе и в самом себе это вопрос о реальности. Реальность[17] вообще это то, что существу­ет. Реальность принадлежит всему, что может возникнуть, и всему, что суще­ствует, что является преходящим. Мы можем принимать такую субстанцию или, вслед за Д. Юмом утверждать, что субстанция это только фикция, сосу­ществование свойств.[18]

Натуралистическая и реалистическая модели отчетливо субстанциалистиче­ские. Постулируется некоторая субстанция, являющаяся конечной причиной всего, что происходит в обществе. Для обеих чрезвычайно существенна идея со­циального детерминизма. Натуралистическая (или - виталистическая) модель объясняет социум "снизу", из природы. Другая - реалистическая (или - идеали­стическая) объясняет социум "сверху" - из Абсолюта, Бога.

Как бы "между Небом и Землей" две другие модели, более или менее последо­вательно проводящие антисубстанциалистическую позицию.

Во-первых, к антисубстанциалистским может быть с известными оговорка­ми отнесена деятельностная (или, в частном случае, - "материалистическая") модель. Во-вторых, - феноменологическая модель. Она, по-видимому, наиболее последовательно стремится объяснить социум из него самого, - и не из "земли" и не из "неба".

Модели социального имеют вполне определенную культурную среду, как и определенное место в историческом развитии. Реалистическая (идеалистиче­ская) модель наиболее древняя. Она, очевидно, сложилась уже у Аврелия Авгу­стина. Натуралистическая и деятельностная модели - это продукты Новоевро­пейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие галилеевой науки. На­конец, феноменологическая модель - порождение Новейшего времени, продукт кризиса Новоевропейской цивилизации.

Итак, общество организуется социальным порядком. Социальный порядок задается моделью социальной реальности. Перейдём к последовательному рассмотрению этих моделей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.