Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тeмa 3. Сущность и строение общества




Темы рефератов и докладов

 

1.Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты.

2.Социологическая теория Э. Дюркгейма и ее значение.

3.Основные принципы и методологические установки марксистского анализа общественных процессов.

4.М. Вебер как основоположник «понимающей социологии».

5.Позитивистская социология в России.

6.Социологические взгляды П. Сорокина.

7.Проблемы и перспективы социологии в современной России в конце ХХ вв.

8.Возникновение социологической науки: европейская и американская социологическая мысль.

9.Социологические воззрения К. Маркса.

10. Современная западная социология: аналитический обзор концепций.

 


 

3.1. Социологические теории общества. 3.2. Гражданское общество как реальность и как идеал. 3.3. Социальные общности как формы социальной организации и индивидов и источник социальных изменений.

3.1. Социологические теории общества [14]

Общество состоит из людей, которые, как природные существа, представляют собой автономные и независимые существа. Однако для поддержания своей жизни в обществе, человек должен удовлетворять свои потребности - в пище, жилье, безопасности, воспроизведении потомства. Эти потребности человек может удовлетворять лишь в совместной деятельности с другими людьми, в коллективной жизни. Поэтому существование человека в обществе проходит во взаимодействии с другими людьми, которые взаимосвязаны друг с другом различными функциями и совместными обязательствами.

Общество это система связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социологи по-разному подходили к пониманию общества как целостного явления. Так, например, Э. Дюркгейм определял общество, как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях; М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий; К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий, а Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Каковы же признаки общества? Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие, которое выражает сущность всех форм жизнедеятельности людей: во-первых, - это исторический результат естественно складывающихся отношений людей; во-вторых, - это самая большая группа людей, проживающих на данной территории и существующая относительно автономно от всей совокупности людей.Исходя из этого, важнейшим признаком общества считают территорию. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами;

Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальнымценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействиювласти,обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно и окончательно определить факторы устойчивости пока невозможно.

На ранних этапах развития человеческого общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной основе. По мере роста населения устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые обладали болееустойчивыми социальными связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор наиболее оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда.

Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Таким образом, общество - это немеханическая сумма индивидов, а совокупностьсоциальных связей и социальноговзаимодействия,поддерживающих и развивающихих институтов и норм.

Исходя из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна”(территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Формы развития общества: община, общность и общество

Рассмотрение данного вопроса является главным для понимания эволюции форм развития общества. На сегодня имеется много подходов к типологии общества. В качестве определяющих моментов выделяются различные признаки. Все это говорит о том, что нам пока не удалось определить существенные характеристики или механизмы общественного развития.

В современной литературе выдвигается множество теорий понимания человеческого общества, в том числе его современной формы. Однако все они за основу общественного развития выдвигают те или иные критерии, которые, по их мнению, являются определяющими.

Анализ форм развития общества показывает, что общество проходит в основном три этапа (или формы) своего развития:

· община первичная форма социальной организа­ции, возникшая на основе родовых связей и характеризу­емая непосредственным типом социальных отношений.

· общность это совокупность людей, социальных групп, связан­ная сходством условий жизни, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной иден­тичности. В основе общности лежат интересы основных классов, больших социальных групп, общностей, с которыми, так или иначе, связано воспроизводство общество.

· общество современная форма общественной жизни (социальной органи­зации), характеризуемая усложнением системы социальных связей, приводящим к формализации (и обезличенности) межчеловеческих отношений. Общество – это современное общество, имеющее сложную структуру.

Выяснить различия между этими формами обществ необходимо для того, чтобы проанализировать, какие существуют изменяемые и неизменяемые факторы развития общества, какие из них претерпевают изменения в силу исторических обстоятельств, а какие остаются постоянными независимо от времени и места.

Первым исследователем, кто пытался рассмотреть социальные формы развития человеческого общества, был Г. Зиммель. Еще в эпоху классической социологии Г. Зиммелем в рамках своей формальной социологии, впервые поставили вопрос о взаимодействии человека, его форм социальной жизни с культурой. Согласно Г. Зиммелю, предмет социологии следует искать не в содержании предмета, а во взаимоотношениях культуры и форм общественной (социальной) жизни в процессе исторического развития. Поэтому он предлагал изучать чистые (или формальные) формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.

Проблема социальных форм, их смены, поставленная Г. Зиммелем, приобретает в современных условиях другой оттенок. В современной социологической литературе эта проблема стала рассматриваться как понятия «общность» и «общество»

Одно из наиболее важных исследований в этом направлении было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855—1936). Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт», которые переводятся как «община» и «общество». Эти понятия выражают различия между социальными формами традиционного и современного общества. Первый термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а второй - «гезельшафт» — к городскому индустриальному обществу.

Переход от одной формы к другой (от общины к общности) - это длительный процесс культурной эволюции, связанный с изменениями в общественной жизни. Эволюция форм человеческой жизни есть отражение тех глубоких изменений, которые осуществляются в культуре народа, его развитии.

Переход от общности к современному обществу по-своему интерпретировали другие социологи и социологические школы. Все они отмечали различия между традиционным (архаическим) и со­временным обществом.

Сегодня социологическая мысль, выделяя существенную взаимосвязь между общиной и обществом, выд­вигает ряд теорий. В целом в их основе лежат три гипотезы:

· эволюционного перерастания (община, усложняясь, развивается в общество);

· интеграционного слияния (взаимодействие двух «разноуровневых» систем приводит к облагораживающей перестройке архаичной социальной организации по образу и подобию современной, более «продвинутой»);

· параллельного сосуществования разных «об­щин»: поселенческих религиозных этнических клановых корпоративных, которые вкрапливаются в структуру современного общества, сохраняя относительную замкнутость, и свой особый характер воспроизводства.

 

Традиционное общество характеризуется:

· естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку);

· персонализацией межличностного общения (непос­редственно индивидов, а не должностных или ста­тусных лиц);

· неформальным регулированием взаимодействий (нормами «неписаных» законов религии и нравствен­ности);

· связанностью членов отношениями родства («се­мейным» типом организации общности);

· примитивной системой управления общностью (на­следственной властью, правлением старейшин).

Современное общество отличается следующими признаками:

· ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным ста­тусом и социальными функциями индивидов);

· развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связан­ной с образованием и опытом работы);

· формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, до­говоров и т. п.);

· сложной системой социального управления (выде­лением института управления, специальных орга­нов управления: политического, хозяйственного, тер­риториального и самоуправления);

· секуляризацией религии (отделением ее от системы управления);

· выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

 

3.1.1. Теоретические концепции индустриального общества [15]

Деление общества на традиционное и современное общество способствовало разработке нового направления в социологии – социального эволюционизма. В рамках этого направления работали многие западные социологи, которые создавали различные концепции. Так появилась теория индустриального общества. Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р. Ароном и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960).

Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны:

· развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;

· массовое производство товаров на широкий рынок;

· механизация и автоматизация производства и управления;

· научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности — индустрии — обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х гг. XX в. теория индустриального общества в 70-х гг. получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные ее представители — американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, а также французские социологи и политологи А. Турен и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии, как уже говорилось выше, проходит три основные стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную, постиндустриальную.

Таким образом, теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.

Специфика теорий социального эволюционизма связана с прогрессом техники. И, несмотря на то, что технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, они все же не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.

В настоящее время концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании развития форм общества

Как видно, все эти теории не связывают изменения форм социального развития с культурой. Поэтому они не могут объяснить общие закономерности развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.