КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Омонимы и их употребление
Воетволк — воетбуря. 5) Гладитьбельё — гладитьво лосы. 6) Подошватуфель — подошвагоры. 7) Светлая аудитория— внимательная аудитория. 8) Работана про изводстве — сдать работу.9) Читать Чехова— произведе ния Чехова. 10) Штыквинтовки — отряд в тысячу шты ков. 31. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие 1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в по-стеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..нил Гомера, Фео-крита; за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет (А. Пушкин) 32. Прочитайте. Укажите, в каких целях используются много 1) Называю её [повесть] великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (не)волнуют (не)греют § 6. ТРОПЫ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА На употреблении слова не в прямом, а в переносном значении основаны многие стилистические приёмы, придающие яркость и выразительность нашей речи. Эти приёмы называются тропами (от греч. tropos — поворот, оборот речи). Тропы начали изучать в глубокой древности. Основные их типы были выделены уже в античных риториках. Это метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет. Метафора (от греч. metaphora — перенос) — переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков. Ср.: медведь (название животного) — медведь (неуклюжий человек). Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Не случайно её часто называют сокращённым сравнением; ср.: волосы, как копна — копна волос. Разновидностью метафоры является олицетворение. Это стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в образе человека или другого живого существа, например: Улыбнулась солнцу сонная земля. (Ее.) Олицетворение может выражаться не только метафорой, но и сравнением, например: А тайная боль разлуки застонала белою чайкой... (Ахм.); А солнышко, словно кошка, тянет клубок к себе. (Ее.) Олицетворением является и обращение к неодушевлённому адресату, которому в результате приписывается способность участвовать в диалоге: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей! (Ее.) Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи, например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (П.) — в основе тропа — связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на серебре — на золоте едал (Гр.) — связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен. Синекдоха (от греч. synekdoche — соподразумевание) — троп, в основе которого замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку, например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.); Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. (С. Орлов) Особое место среди тропов занимает эпитет. Эпитет (от греч. epitheton — приложенное, прибавленное) — троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это образное определение, придающее речи выразительность: Тихие долины полны свежей мглой. (Л.); Лениво и бездумно... стоят подоблачные дубы. (Г.). Эпитетом может быть метафора или метонимия, ср.: Вся комната янтарным блеском озарена. (П.); Гремят раскаты молодые (Тютч.) — метафорический эпитет; Идёт-гудёт зелёный шум (Н.) — метонимический эпитет. Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления, например: Хлестаков... .На столе... арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров. (Г.) 33. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. 1) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый ок..ан. (П.) 2) Шум увеличивается; по всем лестницам раздаётся беготня. Бегут армяки, полушубки, чепцы, немецкие долгополые кафтаны купцов, треугольные шляпы и... шинели всех родов... (Г.) 3) Там, где кончалась тропинка, далеко (в)низу у песча..ого побережья лениво пенились и нежно мурлыкали (н..)высокие волны. (Ч.) 4) Поднялся (в)друг весь псарний двор... (В)мину-ту псарня стала адом. (Кр.) 5) Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разр..велась так (по)детски. (Маяк.) 6) И-.олит Матвеевич провёл щёткой по коротко остри -же..ым алюминиевым волосам. (И. и П.) 7) Раздалось мета..ическое кряканье и клёкот мотора. (И. и П.) 8) В лампах как(будто) прибавили свету, и (в)друг... заплясали оба зала, а за ними заплясала и в..ранда. (Булг.) 9) Первый лёд. Это в первый раз. Первый лёд телефо..ых фраз. (Возн.) 10) (Черно)глазых белых берёз жёлт и зелен речной откос. (Сок.) 11) Осенний дождь, двойник мой серый, долдонил в уши свой рассказ. (А. Тарковский) 34. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Ка Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей... 35. Прочитайте текст В. Рождественского. Определите тип речи и тему текста. Озаглавьте текст. Продолжите ряд сравнений своими примерами. Составьте схему первого предложения текста. Определите тип сказуемого в выделенном предложении. Когда мы замечаем сходство между двумя явлениями или предметами, у нас возникает законное желание сравнить их. Нередко такое сравнение помогает нам лучше понять то и другое явление. Поэтам очень часто приходится иметь дело с таким приёмом, как сравнение, для того чтобы пояснить свою мысль. И конечно, сравнение должно быть образным, картинным. Как правило, мало понятное или непривычное сравнивается с более понятным. Но, разумеется, никак нельзя делать наоборот... В нашей классической поэзии мы найдём много интересных и художественно ярких сравнений. Приведём здесь некоторые из них. Нева металась, как больной В своей постели беспокойной. (А. Пушкин) Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится. (А. Пушкин) И гор зубчатые хребты Причудливые, как мечты. (М. Лермонтов) Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые. (Н. Некрасов) 36. Прочитайте. Найдите сравнения. Укажите их синтаксиче 1) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (П.) 2) Семь лет словно семь ослепительных дней. (Ахм.) 3) Лежал закат костром багровым. (Ахм.) 4) Заря как пожар на снегу. (Ее.) 5) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Рубц.) 6) Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.) 7) Пыхтит вокзал, как самовар на кухне. (Маяк.) 8) Сыплются листья дождём золотым. (Бун.) 9) И как пламя, рдеют алые цветы. (Бун.) 10) Луна плывёт, как круглый щит давно убитого героя. (Гум.) 11) Рогатым копьём ударила молния. (М. Семёнова) 37. Учёные расходятся в оценке сравнения. Одни относят это выразительное средство языка к тропам, другие нет. Выскажите свою точку зрения. Подготовьте небольшой текст-рассуждение на тему «Можно ли считать сравнение тропом?». 38. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому он относится, и тип речи. Какие выразительные средства языка использует автор? Какие тропы сближают жизнь человека и жизнь природы? Спишите, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания. Я шёл лесом затоптанным побитым пошарпанным, в... петлях троп и дорог. (В)переди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла (некрупная коленом изогнутая (чёрно)пегая берёза вся прошитая солнцем трепещущая от тепла и лёгкого, освежающего дуновения происходящего в кроне... Я приостановился приложил ладонь к корявинам ствола и услышал горькой струёй сквозящую печаль — так может пахнуть только увядающее дерево и (не)слухом (не)зрени-ем, а каким(то) во мне ещё (не)отжившим ощущением природы уловил (не)слышное движение заметил искрой светящийся, парящий в воздухе берёзовый листок. Медленно, (не)охотно и в то(же) время торжественно падал он цепляясь за ветки за изветренную кожу за отломанные сучки братски приникая ко встречным листьям. (В. Астафьев) Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 (скамья) — лавка2 (магазин); кормовой1 (находящийся на корме) — кормовой2 (служащий для корма); заставить1 (загородить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить). Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например: Слово звучит Сёлам, и школам, Над разбуженным краем: И сельсовету. — Свет добываем! И всему свету\ Свет добываем! И всему ceemyl (А. Твардовский) В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузнач- 2 — В. Ф. Греков SS ность, мешающая быстрому восприятию смысла, например: Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует. 39. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, 1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстаканник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8) Бархатное платье — бархатный голос. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост. 40. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следую 1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.) 41. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использо 1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным. 42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Спишите, расставляя знаки препинания. (Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон) § 8. УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ I. Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: кавалерия — конница; большой — огромный, громадный; бояться — робеть, страшиться; жара — зной. Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов. Так, синонимы красный, алый, багряный, багровый обозначают разные оттенки одного цвета. Наиболее точно понятие о таком цвете выражено в слове красный, обозначающем «имеющий цвет крови», например: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (П.) Слово алый значит «ярко-красный»: Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. (Т.) Слово багряный имеет значение «густо-красный»: Роняет лес багряный свой убор. (П.) Багровый — это «густо-красный со слабым синеватым или лиловым оттенком»: Дубровский затрепетал — бледное лицо покрылось багровым румянцем. (П.) Некоторые синонимы, называя одно и то же понятие (предмет, действие, признак) и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной1 окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности. Сравним, например, слова глаза, очи, зенки. Все они обозначают орган зрения и являются синонимами. При этом слово глаза служит простым названием данного понятия, не несёт никакой дополни- 1 Экспрессивный (от лат. expressio — выражение) — содержащий выражение чувств, настроений, положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений. 2* тельной экспрессивной окраски, широко употребительно как в разговорной, так и в книжной речи, например: И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (П.) Слово очи, обозначая глаза, одновременно имеет окраску некоторой торжественности, оно употребляется преимущественно в поэтических произведениях, например: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край! (Исак.) Наоборот, слово зенки имеет оттенок крайней резкости, грубости, употребляется в устной, ненормированной речи, например: Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». (М. Г.) Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно как оттенками лексического значения, так и экспрессивной окрашенностью и стилистической закреплённостью, например: жаловаться («высказывать обиду, огорчение», общелитературное) — ныть («надоедливо, назойливо жаловаться», разговорное); изучать («заниматься», общелитературное) — штудировать («тщательно изучать», книжное). Наконец, есть небольшая группа таких синонимов, которые имеют одинаковое лексическое значение и не отличаются друг от друга ни экспрессивной окрашенностью, ни стилистической закреплённостью (полные синонимы), например: термометр — градусник, языкознание — языковедение, осьминог — спрут. Богатство синонимов в русском языке даёт возможность пишущим избегать однообразия речи, устранять в ней неоправданные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также для уточнения мысли, для усиления выразительности речи, являются одним из средств экспрессивной оценки, например: 1) Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов... И действительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца. (Кор.); 2) Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (Т.); 3) Вронский был в высшей степени бережлив и расчетлив на хозяйственные мелочи. (Л. Т.) П. Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: друг — враг, горячий — холодный, убеждать — разубеждать. Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста, например: 1) Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег. (Маяк.); 2) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Поел.); 3) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. В.); 4) Я хотел бы окать и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва! (Маяк.) 43. Прочитайте и укажите значение выделенных синонимов. Ка 1.1) В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. 2) Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. 3) «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве. — Ты лжёшь самым бесстыдным образом!» (А. Пушкин) П. 1) И знают все на свете страны, все острова, материки: сроднились воды океана и Волги-матушки реки. (Твард.) 2) Спортсмены всех континентов участвовали в Олимпийских играх. (Газ.) III. 1) Лунёв медленно пошёл по широкой аллее, вдыхая глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2) Прибой набросал на камни пахучей морской травы. (М. Г.) IV. 1) Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась недолго. (Т.) 2) Восемь дней сраженье длилось. (П.) 3) В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои. V. 1) Маша улыбнулась, её лицо оживилось. (Т.) 44. Спишите, подбирая к каждому выделенному слову сино I. 1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежливым молодым человеком. 3) Узнать подлинную правду. 4) Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |