Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфоэпия




Из биографии слов и фразеологизмов

Латинский корень терр(а) — «земля» — содержится в ряде исторически родственных слов.

Территория — пространство земли с определёнными границами; терраса — 1) насыпь, площадка; 2) летнее открытое помещение в доме; террариум — место в зоопар­ке, где содержатся мелкие пресмыкающиеся и земновод­ные; терракота (буквально «обожжённая земля») — род глины жёлтого или красного цвета или изделие из этой гли­ны, не покрытое глазурью; терракотовый цвет — крас­но-коричневый. Слово заимствовано из французского язы­ка (букв, «на земле»); партер — нижний этаж зрительно­го зала.

91. Объясните значение следующих фразеологических оборотов.
Составьте с ними восемь предложений.

I. Пиррова победа, или...; перейти Рубикон, или ...;
пожинать
лавры, или...; дамоклов меч, или...; дойти до
геркулесовых столпов, или....

II. Проходить красной нитью, или...; сжечь свои ко­
рабли,
или...; оказаться первой ласточкой, или...; при­
нять сражение, или...; стать в тупик, или...; стоять гру­
дью,
или...; ручаться головой, или...; согласиться скрепя
сердце, или...; добиваться во что бы то ни стало, или...;
класть под сукно, или...; лежать под сукном, или....

92. Напишите сочинение-миниатюру по одной из данных тем:

1) Словари — наши друзья и помощники.

2) «Словарь — это книга книг». (А. Франс)


§ 15. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как указывалось выше (см. § 3), в литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым нор­мам. Рассмотрим некоторые из них.

1. В русском литературном языке в безударном положе­нии не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а], например: /с[а]за (ср.: к[6]зы), [а]писание (ср.: [6]писъ). Поэтому, например, произносятся одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишут­ся по-разному.

2. После мягких согласных на месте гласных, обозна­чаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [6], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близ­кий к [и], например: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветитьпосвя­тить (от свет и свят), хотя их написание различно.

3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глу­хими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб ([п]), глубь ([п']), ловко ([ф]), кровь ([ф']), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вце­питься ([ф]), подщёлкнуть ([т]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з']), молотьба ([д']).

4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и неко­
торых других) происходит выпадение звука, хотя на пись­
ме буква и пишется, например: устаустный; ездить
наездник; солнышкосолнце; лестница, окрестности,
поздно, чувства.


5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответст­
вии с написанием, например: античный, вечный, дачный,
качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный,
прочный, точный
и мн. др. Однако в некоторых словах со­
четание чн произносится как [шн], например: конечно,
скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, пра­
чечная, Саввична, Никитична, Фоминична
и др.

В некоторых словах допускается двоякое произноше­ние, т. е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответ­ствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ни­чтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что, а также в производных от них словах пишется чт, а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что.

7. В иноязычных словах часто встречаются двойные со­гласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла; в других — как одиночные, на­пример: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигно­вать, грамм.

8. Во многих иноязычных словах после согласных пи­шется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), ка­фе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([Дэ]).

Однако в целом ряде заимствованных слов согласные пе­ред е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель.

9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или
-тся {умываться,, умывается), а произносится одинако­
во — [цца].

10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносит­
ся [щ*], например: счастье, счёт.

11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
Агент, аргумент, арест, аристократия; баловать, биб­
лиотека, буржуазия; верба; демократия, деятельность, диа­
лог, диспансер, договор, дозвониться, документ; завидно,
заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба; издавна, изобре-


тёние, индустрия; каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, кра­сивее, кремень; магазин, медикаменты, молодёжь; намере­ние, недоимка, некролог, ненависть; обеспечение, облег­чить, обострить, осведомиться, отчасти; паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобре­тение, простыня, процент; револьвер, ремень, ржаветь; сантиметр, сирота, мн. ч. сироты, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр; таможня; усугубить; фарфор, форум; ханжество, характерный (танец, поступок), ха­рактерный (человек), ходатайствовать, хозяева; цыган; черпать; шофёр; щавель.

Следует обратить внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях:

а) брать — брал — брало — брали — брала, спать — спал — спало — спали — спала; б) груб — грубо — грубы — груба, прав — право — правы — права; в) принят — приня­то — приняты — принята, продан — продано — проданы — продана и продана.

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или в «Школьном орфоэпическом словаре русского языка» П. А. Леканта и В. В. Леденёвой.

93. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенны­
ми буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов,
указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения; 2) глас­
ные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие;
3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звон­
кий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; 4) количе­
ство звуков и букв в слове.

1) Отлет (птиц) — (молодой) атлет; развеваться (по вет­ру) — (бурно) развиваться; везти (сено) — вести (беседу). 2) Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.

94. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произне­
сение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком по­
рядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт,
произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн, произносимым как
[шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].


Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то из­вестное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, довольно скучно, молочные продук­ты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

95. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение ино­
язычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Вы­
пишите слова с двойными согласными, которые произносятся
как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э].
Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный чело­век, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фане­ры, молодёжное кафе, чашка кофе, модное ателье, участво­вать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, громадный стенд, шёлковое кашне.

96. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите, обозначая его. При затруднении проверьте это по списку
слов в п. 11 настоящего параграфа.

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заклю­чить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, по­лезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облег­чить боль, место в партере, выразить соболезнование, сред­ства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайст­вовать о зачислении на курсы.

97. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите
в них ударение.

Братьбрал, брала, брало, брали; гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, по­нять, принять.

98. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них
ударение.

Быстрыйбыстр, быстра, быстро, быстры; густой, глухой, глупый, дикий, добрый, правый; близкийблизок, близка, близко, близки; гладкий, мягкий, редкий,


робкий, сладкий; горькийгорек, горька, горько, горьки; грустный, честный, ясный.

99. От данных глаголов образуйте краткие страдательные при­
частия прошедшего времени и укажите в них ударение.

Взятьвзят, взята, взято, взяты; начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.

100. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите. На каких правилах основано написание пропущенных
букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже ог­ни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были со­всем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скот..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плака­тами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египет­ской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изо­бражена была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и МНОГОЧИСЛ..НЫ города, разбросные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

101. Спишите. Правильно прочитайте эти слова. Объясните зна­
чение выделенных слов.

Цвет сп..ктра, забавный..пизод, диетическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тун..ль, прекрасное шос, картофельное пюр.., горячий коф.., опасный инцидент, медленная..волюция, плавательный бас.йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенен.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами, новый про..кт, тёплое кашн.., м..р города.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.