Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях




Буквы а, о, у на конце наречий

Буква ь после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, на­отмашь, настежь* Исключения: уж, невтерпёж, замуж.

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, например: изредка, досуха, слева. Эти наречия об­разуются от основ прилагательных (редкий, сухой, левый) приставочно-суффиксальным способом.


Примечания: 1. Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставки, но образованных суффиксальным спо­собом, например: изустно (ср.: изустный), дословно (ср.: дослов­ный), исправно (ср.: исправный).

2. В некоторых наречиях с приставкой с- (например, смолоду, сослепу, сроду) на конце произносится звук [у] и пишется буква у.

В наречиях с приставками в~, на-, за- на конце слова в суффиксе пишется буква о, например: влево, направо, заново. Такие наречия образуются от прилагательных (левый, правый, новый) приставочно-суффиксальным способом.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях явля­ются приставками и пишутся слитно, причём под ударени­ем пишется не, без ударения — ни: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочём, незачем (бесцельно), также нимало, ничуть.

Примечание. Надо отличать указанные местоименные наре­чия от местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ни­чей. При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишут­ся раздельно (ни у кого, не у кого, ни на какой, ни в чьей), отве­чают эти местоимения на падежные вопросы или на вопросы какой? чей?

330. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтак­сический разбор выделенного предложения.

I. 1) Море взволновало. 2) Охотник взволновало рас­сказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожи­данным выстрелом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул.

5) Всё в этом деле взвеше..о и обдума..о. 6) Докладчик
отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступле­
ние было организовало драматическим кружком школы.
8) Выступление прошло очень организовало, по строгому
плану. 9) Мой товарищ — всесторо..е развитой человек.
10) Я очень ветре..о, быть может, поступила. (Гр.)

П. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскач(?). (Па-уст.) 2) Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш(?). (Т.) 3) Было далеко за полноч(?). (Г.) 4) Она [Наташа] рас­пахнула настеж(?) окно. (А. Г.) 5) Чёрные тучи, сплош(?) покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь. (Нов.-Пр.)

6) Пётр упал навзнич(?). (Нов.-Пр.) 7) Анна Сергеевна не-


давно вышла замуж(?). (Т.) 8) Уж(?) небо осенью дышало. (П.) 9) И стало спорить ей [Неве] невмоч... (П.)

331. Спишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях,
в которых были пропущены буквы.

1) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. (Н.) 2) Смотри, гроза поднимается слев... (Маяк.) 3) Русское население издавн.. живёт на Белом море. (Т. С.) 4) Снов.. тучи надо мною собралися в вышине. (П.) 5) Обстоятельст­ва разлучили их надолг... (П.) 6) Береги честь смолод... (Поел.) 7) Кирила Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища. (П.) 8) Стало сызнов.. смеркать­ся; средний брат пошёл сбираться. (Ерш.) 9) Гостиная и за­ла понемног.. наполнялись гостями. (Л. Т.) 10) У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Н. Т.) 11) Нева точно спала; изредк.., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит. (Гонч.) 12) Представители вра­ждебной стороны вели себя на конференции вызывающ...

13) Он поглядел на меня и угрожающ., поднял руку.

14) Публика горяч., аплодировала певцу.

332. Прочитайте словосочетания. Укажите, в каких примерах
используются отрицательные местоименные наречия, в ка­
ких — отрицательные местоимения. Спишите. Отрицательные
местоимения и наречия подчеркните. Расставьте в местоимениях
и наречиях ударение.

(Ни)кому не говорить, (ни)(к)кому не обращаться, (ни)куда не ездить; (ни)кого не спрашивать, (ни)(от)кого не зависеть, (ни)(от)куда не получать писем; (не)кем заме­нить, (не)(с)кем переслать, (не)где разместить; (не)(о)чем говорить, (ни)(о)чём не спорить, (не)(за)чем понапрасну беспокоиться; (не)кого позвать, (не)(от)кого ждать теле­граммы; (не)(от)куда позвонить по телефону, (ни)мало не беспокоиться, (ни)сколько не волноваться, (ни)чуть не тре­вожиться, приобрести (не)сколько книг, (ни)когда не уны­вать, (ни)(от)чего не падать духом, (ни)чего не скрывать.

333. Спишите. Расставьте в словах с пропущенными буквами
ударение.

1) Настала ночь. (Н..)кто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2) Обломовцы (н..)(от)куда не получали но­вейших известий, да и (н..)откуда их было получать.


(Гонч.) 3) Сочувствий он [Лучков] (н..)(в)ком возбуждать не мог. (Т.) 4) (Н..)сколько тощих ракит боязливо спуска­ются по песчаным его [оврага] бокам. Невесёлый вид, (н..)чего сказать. (Т.) 5) (Н..)(в)какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. (Т.) 6) Он [Моргач] (н..)когда был кучером. (Т.) 7) Я остался (н..)(с)чем, (н..)(при)чём, (Даль) 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему (н..)(по)чём. (Л.) 9) Дожди иногда лились потоками, но (н..)сколько не прохлаждали атмосферы. (Гонч.)

334. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Со­ставьте схемы выделенных предложений. Какие выразительные средства языка используются в этом тексте?

Анна Сергеевна была довольно странное существо. (Н..)имея (н..)каких предра..удков (н..)имея даже (ника­ких сильных верований она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её зани­мало и (н..)что (не)удовлетворяло её вполне да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и рав­нодушен в одно и то же время; её сомнения (не)утихали (ни, не)когда до забывчивости и (ни, не)когда (не)дор..ста­ли до тревоги. (Не)будь она богата и независима она быть может бросилась бы в битву узнала бы страсть.

Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она про­должала провожать день за днём (не)спеша и лиш(?) из-редк.. волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами но она отдыхала когда они уг..сали и (не)жалела о них. Воображение её уносилось даже за преде­лы того что по законам обыкновенной морали считается доз­воленным; но и тогда кровь её (по)прежнему тихо катилась в её об..ятельно стройном и спокойном теле. (И. Тургенев)

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Дефис пишется:

1. В наречиях с суффиксами -и, -ому (-ему) и пристав­кой по-: по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-преж­нему, по-пустому.

Примечание. Приставка по- пишется слитно: а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -енъку, -оньку, например: попро­сту, попусту, поровну, помаленьку, потихоньку;


б) с формами сравнительной степени наречий, например: по­
выше, покрасивее, поглубже;

в) в наречиях потому, почему, поэтому.

2. В словах на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образован­ных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вторых, в-третъих (они употребляются в речи лишь как вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).

3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -ли­бо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где.

4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, мало-маль­ски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-не­волей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Примечания: 1. Словосочетания, имеющие значения обстоя­тельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точ­ку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу на глаз. Сочета­ния точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.

2. Пишется через дефис наречие на-гора (технический термин).

Слитно пишутся:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с на­
речиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив,
насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.

Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).

3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплот­ную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, на­верное, а также впервые и вничью.


Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем,

4. Как правило, наречия, образованные соединением
предлога и существительного, например: наверх, вниз, вна­
чале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ
и др. В от­
личие от существительных с предлогами такие наречия по
большей части не могут иметь при себе определений, напри­
мер: В дали голубой виднелись горы (в дали — существи­
тельное, имеющее определение — прилагательное голубой),
но: Вдали мелькнул парус (вдали — наречие, имеет значе­
ние «далеко»). Ср.: Во время отпуска он много путешест­
вовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой.

Примечание. Следует иметь в виду, что в современном рус­ском языке есть много таких сочетаний существительных с пред­логами, которые по значению похожи на наречия. К этим нареч­ным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени при­ближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, на­пример: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочета­ния с предлогами без и до, например: без устали, без толку, до упаду, до зарезу; в) сочетания существительных с другими пред­логами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного, метафориче­ского характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку, (попасть) в тупик.

Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.

5. Наречия, образованные путём соединения предлога с
вопросительными и указательными местоимениями, на­
пример: почему, отчего, потому, поэтому, оттого, зачем,
затем.

Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с место­имением, надо помнить, что наречие можно заменить толь­ко наречием, а местоимение с предлогом молено заменить прилагательным или существительным. Ср.:

1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, по­тому (поэтому) и не пришёл.По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по


этому (по новому) учебнику. По тому (по старому)

учебнику заниматься не надо.

2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому), что хочет получить консультацию.

3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я при­шёл за тем, что ты мне обещал. Я пришёл за словарём.

4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона.

335. Спишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.

1) Фёдор Фёдорович что(то) сказал солдату (по)немец-ки. (Ф.) 2) (По)настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 3) Мало (по)малу стемнело. (Пришв.) 4) Ямщики засвистели (по)степному, сытые тройки рвану­ли (в)скачь. (А. Н. Т.) 5) Печорин (чуть)чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 6) (По)прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 7) Боцман (всё)таки поступил (по)своему. (Нов.-Пр.) 8) Герман (волею)неволею согласился быть мо­им помощником. (Акс.) 9) В чертах у Ольги жизни нет, точь(в)точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 10) Где(то), ко-гда(то), (давно)давно тому назад, я прочёл одно стихотво­рение. (Т.) 11) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во)первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во)вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону овра­га. (Л. Т.) 12) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)еле освещала дорогу. (Ч.)

336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, гово­рить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопо­тать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)ли-бо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)ша-гом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч-ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.

337. Спишите. Подчеркните наречия.

(На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отло­жить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, све­сти (на)нет, сохранить (до)ныне, сложить (в)двое, разде-


лить (на)двое, идти (по)одному, думать (по)своему, плыть (по)двое, увеличивать (по)немногу, сказать (с)горяча, бить­ся (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать ^от­крытую, решить (в)общем, говорить (во)обще.

338. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при по­
мощи соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и за­
пишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

Образец. Смотреть вверх.

339. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наре­чия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

340. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Для справок используйте орфографический словарь.

Запомнить (на)век, (на)веки, записаться (на)кануне, прийти (тот)час, побежать (в)догонку, разбить (в)дребезги, сгореть (до)тла, обращаться (за)панибрата, подготовить (ис)подволь, смотреть (ис)подлобья, ударить (ис)подтишка, схватить (в)охапку, глядеть (в)упор, рассчитывать (на)вер-няка, считать (под)ряд, соскочить (на)ходу, стрелять (на)лету, спрашивать (по)одиночке, собираться (с)позаран-ку, измучиться (в)конец, сделать (в)отместку, покупать (на)расхват, нужно (до)зарезу, работать (без)устали, танце­вать (до)упаду, заполнить (до)отказа.

341. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте по орфографическо­
му словарю.

Прикинуть (на)глаз, (на)глазок; разбить (в)пух и прах; поднять (на)смех; подняться (на)дыбы; наскочить (с)разма-ху; добавить (в)заключение; сказать (в)насмешку; попробо­вать (на)вкус; выучить (на)память; поработать (на)славу.

342. Спишите, раскрывая скобки.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), в(вось-меро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дро­би. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.)

4) Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.)

5) Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ива-


новна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)

П. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красо­ты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все за­молкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.

443. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно) написание наречий.

1) Маленькие домики спят (бе.-)пробудно. (Вер.) 2) От­рядом книг уставил полку, читал, читал, а всё (б..)толку. (П.) 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё)время толкуя о пережитых нами страхах. (Леек.) 4) (Без)умолку шумит вода. (Жук.) 5) Третий день уже се­ет ветер осиной, а земля (без)устали требует всё больше и больше семян. (Пришв.) 6) Ромашов угрюмо смотрел (в)бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. (Купр.) 7) Следующую речку Павел решился переехать (в)брод. (Писем.) 8) Онегин (ни)когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый че­ловек, не переписывался (в)век ни (с)кем. (П.) 9) Жёлтые, (на)половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на)право и (на)лево с обеих сторон дороги, уходили (в)даль, пересе­кали холмы. (А. Н. Т.) 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в)двое. (Кр.)

344. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в напи­сании справляйтесь в орфографическом словаре.

1) Варя исходила полдеревни без всякого результата и, расстроившись (в)конец, повернула обратно. (Ф.) 2) Стали гости расходиться, но мало побрело (во)свояси: много оста­лось ночевать у есаула на широком дворе. (Г.) 3) Хозяйки


глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что-нибудь. (П.) 4) Александр задумался и говорил (в)полголоса, как будто с собою. (Гонч.) 5) Дерево росло почти (в)плотную около скалы. (Аре.) 6) Матросы двигались (по)морскому — чуть (в)развалку, с особой, только им присущей лихостью. (Степ.) 7) Птицы щебетали как(то) (в)разлад. (Г.) 8) У од­ного из юношей (по)верх зелёного кафтана — шубка (в)на-кидку. (Марш.) 9) Дядя Мизгирь лежал (в)растяжку и дре­мал. (Григ.) 10) (На)отрез старик отказал вчера. (Кольц.) 11) Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь (о)земь крылом. (Н.)

345. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в напи­
сании справляйтесь в орфографическом словаре.

1) Они как(то) более (за)панибрата стали с ним обхо­диться. (Дост.) 2) У нас уж (ис, из)стари ведётся, что по от­цу и сыну честь. (Гр.) 3) Морозно (по)утру в степи. (Фурм.) 4) Все (на)перерыв хвалили его храбрость, ум, великодушие. (Л. Т.) 5) (На)утро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды... (Л. Т.) 6) (От)роду не слыхивал свиста пуль. (П.) 7) Приказано было продвинуться (в)перёд и (на)лево. Солдаты стали перебегать (по)двое и (по)одиночке до следующей канавы, протянувшейся к овся­ному полю. (А. Н. Т.) 8) Я (с)боку смотрел на его овальное бледное лицо. (М. Г.) 9) Море (по)прежнему было спокой­но. (Степ.) 10) Страшно, страшно (по)неволе средь неведо­мых равнин. (П.) 11) Это лекарство надо принимать (нато­щак. 12) Он выкрикивал (на)распев свои четырёхстопные ямбы. (Т.) 13) По улицам Слона водили, как видно, (на) показ. (Кр.) 14) (С)переди находился палисадник, (с)зади сад. (Т.) 15) Не ныряй (в)глубь — утонешь. (Даль) 16) Се­рая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи.

346. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно), почему вы
выбрали слитное или раздельное написание.

1) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, (по)чему иные деревья, особенно дубки, не принялись. (Т.) 2) Горели фруктовые деревья около построек, (от)чего дым был особенно густ и чёрен. (С.-Ц.) 3) (От)чего ушёл, к тому и пришёл. (Поел.) 4) Он был мрачен не только (по)тому, что сам был вынужден остаться, а и (по)тому, что из-за него


оставались мать и сестра. (Ф.) 5) И сердце вновь горит и лю­бит (от)того, что (не)любить оно (не)может. (П.) 6) (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 7) «А (по)чему ехать мне вправо?» — спросил ямщик с неудовольствием. (П.) 8) Кругом были люди, (по)этому прощались они сдержанно. (Н. О.) 9) (По)этому берегу легче идти, чем (по)тому. 10) (За)чем vice вас стеснять? Я устроюсь (где)нибудь. (Перв.) 11) Разумный видит, что (за)чем следует. (Поел.)

12) Живописец и его спутник с жадностью напились хо­лодного квасу и (за)тем продолжали разговор. (Усп.)

13) Азамат, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить всякий день, бывало, то (за)тем, то (за)другим. (Л.)

347. Образуйте от данных прилагательных наречия, запишите их.
Подчеркните в наречиях безударные гласные, не проверяемые уда­
рением. Устно с каждым наречием составьте словосочетание.

Популярныйпопулярно, примитивный, принципи­альный, радикальный, рациональный, революционный, регулярный, резонный, ритмичный, сентиментальный, со­лидарный, стихийный, субъективный, трагичный, тради­ционный, энергичный, эффективный.

348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, раскрывая скобки,
расставляя знаки препинания. Составьте схемы выделенных
предложений.

(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке тене­вой сегмент земли. Вечерняя з..ря перел-.валась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том ста­ла (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как рас­ходящиеся столбы поднялись из-за горизонта два (свет-ло)жёлтых круга. Через (н.-)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том крас­ным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (баг-рово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одно-време..о с закатом солнца на востоке появился теневой сег­мент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше поднимался тене­вой сегмент. Скоро пурпуровая полоса сл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...


Вечером мы долго с.дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра..ветный наш сон был ка-кой(то) тяжёлый. Во всём тел., чествовалась истома и сла­бость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше. (В. Арсеньев)

§ 57. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

349. Вспомните правила правописания н и нн в прилагательных,
причастиях и наречиях. Выпишите словосочетания с этими сло­
вами, устно объясняя написание н и нн.

1) Мы сложили её [песню] на стари..ый лад. 2) Не из­мялась ли шапка соболи..ая? Не казна ли у тебя поистрати­лась? Иль зазубрилась сабля закале..ая? Или конь захро­мал, худо кова..ый? 3) Прежде свахе смышлё..ой покла­няйся и пошли дары драгоце..ые ты своей Алёне Дмитревне. 4) Опустел широкий гости..ый двор. 5) Перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетё..ые снегом-инеем пересыпа..ы. 6) Как за­пру я тебя за железный замок, за дубовую дверь окова..ую. 7) Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят при­стально. 8) И промолвил ты правду исти..ую: по одном из нас будут панихиду петь, и не позже как завтра в час полу­де..ый. 9) И подумал Степан Парамонович: чему быть суж­дено, то и сбудется, постою за правду до послед..его! 10) Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне голо­вушку пови..ую. 11) Твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безда..о, бес-ПОШЛИ..О. 12) И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позор..ою; и головушка бестала..ая во крови на плаху покатилася. 13) И гуляют шумят ветры буй..ые над

его безымя..ой могилкою.

(М. Лермонтов)

350. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните (устно)

написание.

1) С краше..ого охрой карниза смотрела на улицу затей­ливо сдела..ая маляром надпись славянского письма. (Шол.) 2) На краше..ом полу в одном из углов из года в год


ссыпали конопля..ое семя. Рядом с дверью стояла кадушка с мочё..ыми яблоками. (Шол.) 3) Окна изнутри были плот­но занавеше..ы дерюжками, ставни закрыты. (Шол.) 4) (На)конец зазвучал и заглушё..ый доселе фонтан. (Булг.) 5) Пусты..ы и печальны Карпаты в осе..ий ветр..ый вечер. (А. Н. Т.) 6) Вечер был безветр..ый и жар­кий. (А. Н. Т.) 7) Матушка сидела в гости..ой и разливала чай. (Л. Т.) 8) Даша сидела в плетё..ом кресле. (А. Н. Т.)

9) На ней была вяза..ая кофточка и си..яя юбка. (А. Н. Т.)

10) Агафья, хотя и перестала ходить за Лизой, осталась в
доме и часто видалась с своей воспита..ицей. (Т.) 11) Все
мы читали, все мы так любим праздничные книги, напи-
са..ые тружениками науки. (Пришв.) 12) Меньший вдруг с
беше..ой силой закрутил ручку стартёра. (А. Н. Т.)
13) Машина рванулась, Телегин откинулся на кожа..ое си­
денье. (А. Н. Т.) 14) В многочисле..ых сараях, разбро­
са.. ых по берегу, хранились незаряже..ые мины. (Степ.)
15) В колеях неезже..ой дороги росло много грибов. (Па-
уст.) 16) Ливень хлынул (н..)ожида..о. (Булг.)

351. Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, ка­
кие буквы в них пропущены. Спишите.

1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было орга­низовало хорошо. Участники приехали и уехали очень ор­ганизовало. 2) Для расследования причин пожара образо­вала комиссия. Комиссия, образовавшая для расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская бы­ла умна и образовала. 3) Усадьба с двух сторон ограничена рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находи­лась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экза­менаторов экзаменующийся отвечал спокойно и проду­мало. Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспитала в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспи-та..ики с глубокой признательностью вспоминали своих на­ставников.

352. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите тему текста. Дай-


те толкование выделенного слова. В случае затруднения обрати­тесь к словарям.

К. Симонов был не только правдивым (лето)писц..м ве­ликой народной войны но и серьёзным глубоким и..лед..ва-телем её. Когда дело к..салось войны (не)было для него ве­щей (не)существе..ых малозначащих всё было важно. Его занимала история отдельных операций тех оч..видц..м ко­торых он был и тех к которым лично (не)был пр..частей. И боевые действия как они выгл..дели на разных ступенях армейской иерархии — от р..довых до командующих ар­миями и фронтами. И ответстве..ость Сталина за пон..сё..ые нами т..жёлые поражения (за)то что немцам удалось дойти до Москвы и Сталинграда Ленинграда и Кав­каза. И нравстве..ые проблемы р..ждё..ые постоя..ой смер­тельной опас(?)ностью. И (само)отверже..ая до изнеможе­ния работа в тылу. И ужас(?)ная судьба наших вое..опле..ых их сопротивление в фашис(?)ских лагерях атмосфера подо­зрительности которой они были окруже..ы в (после)вое..ые годы. И (не)пр..кр..щающиеся уже столько лет розыски род­ными и бли(з, с)кими пропавших без вести. И отношение к инвалидам и учас(?)никам войны. И развитие литературы о войне (художестве..ой документальной м..муарной исто­рической) — равно как кино и телевидения, — возникав­шие..десь проблемы и сложности. И память о грозном врем..н.. у тех кто его (не)пережил у молодых людей...десь назва..о далеко не всё всё перечислить (не)возможно.

Суждения Симонова о войне проницательны взвеш..ы основательны. Показательно что к ним пр.. с луш.. вались они были авторитетны и для выдающихся наших военачальников. Извес(?)но с каким уважением относи­лись к Симонову Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский И. С. Конев и И. X. Баграмян и другие. (По Л. Лазареву)

353. Прочитайте, подготовьтесь к пересказу текста. Составьте с выделенным словом предложение.

Из биографии слов...

Наречия возникли в языке позже других слов. Они неред­ко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.


Так, в древнерусском языке употреблялось существи­тельное дребезг со значением «черепок, осколок». От дан­ного существительного в винительном падеже множествен­ного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГИ

354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они от­носятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).

1) В ночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчиз­ны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул на­встречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небе­сам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благо­даря вам.

§ 58. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕДЛОГОВ

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя паде­жами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих вы­стрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по упо­требляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но лич­ные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.


Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по упо­требляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лу­гам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по бере­гам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тет­радей дали каждому ученику? По нескольку суток не бы­вал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждо­го и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с ви­нительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по че­тыре карандаша; выдали по двести, по триста, по че­тыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один,..., пять,..., десять,..., двадцать,..., со­рок,..., пятьдесят,..., девяносто,..., сто (выдали по одно­му, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...); 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семь­сот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пяти­сот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему сове­ту, согласно вашему желанию, вопреки вашему пред­сказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положитель­ное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря сол­нечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вро­де «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стре­лочника» неправильно.


С дательным падежом употребляется ещё три нареч­ных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохота­нию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водо­пада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в
скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание институ­та), возвратиться по (завершение строительства), справить­ся по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), за­платить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопре­ки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хоро­шего урожая благодаря (правильная обработка полей), вый­ти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном па­
деже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник на­блюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад за­метить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дя­дя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы напра­вились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одина­ково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (де­сять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километ­ров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просижи­вать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербур­ге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.)


8 — В. Ф. Греков



16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вслед
ствие
и ставя существительные в нужном падеже.

1)... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранже­рею. 2)... (ремонт железнодорожного полотна) поезд при­шёл с опозданием. 3)... (мужество и самообладание) ма­шиниста авария была предотвращена. 4) Часть набереж­ной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5)... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно трени­ровались. 6)... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

§ 59. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

1. Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся с дефи­сом.

2. Производные предлоги, в состав которых входят не­производный предлог и имя существительное, пишутся обычно в два слова: в течение, в продолжение, в виде, в свя­зи, по мере и т. п. Слитно пишутся предлоги ввиду (в значе­нии «по причине»), вроде (в значении «подобно»), вместо, вследствие, наподобие, насчёт (в значении «о»), сверху.

Примечание. Раздельно пишется ввиду, когда это сочетание не имеет значения предлога, например: В виду неприятеля (устарелый оборот), иметь в ввиду.

3. В предлогах в течение, в продолжение, вследствие
на конце пишется е. Сочетания с двумя первыми предло­
гами всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос
как долго? Например: Был в командировке в течение
(в продолжение)
месяца.
Сочетание с предлогом вследст­
вие
имеет причинное значение, например: Вследствие сы­
рой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до
начала июля
(не следует смешивать написание предлога
вследствие с написанием наречия впоследствии).

358. Спишите. Объясните (устно) написание предлогов.

I. Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели; наблю­дать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа; не


пойти на прогулку (в)следстви.. дождя; уехать, но (в)по-следстви.. возвратиться в родной город.

П. 1) Далеко (из)за деревьев, (из)за ветвей, (из)за лист­вы долетела песня. (Сераф.) 2) (Из)за мыса, рассекая вол­ны, выплыл пароход. (М. Г.) 3) Жёлтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого дыма. (Пол.) 4) В садочке (по)за тыном что(то) зашуршало. (Кор.) 5) (Из)под воротника пальто белели стоячие воротнички рубашки. (Стан.) 6) (По)над Доном сад цветёт. (Кольц.) 7) Кого же он имел (в)виду? Я имею (в)виду вчерашний случай. (Т. С.)

8) (В)место девяти часов утра мы выехали в два. (Т.)

9) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской,
(в)роде серенькой. (Г.) 10) (В)течени.. мая чаще дули (севе-
ро)восточные ветры. (Прж.) 11) Гроз (в)течени.. августа не
было ни одной. (Прж.) 12) Сговорившись (на)счёт завтраш­
него дня, они распростились. (Стан.) 13) (В)следстви.. ка-
кой(то) задержки (в)пути лошади отстали. (Аре.) 14) (В)по-
следстви.. я узнал, что не только наводнение являлось при­
чиной нашей задержки. (Аре.) 15) (У) многих русских рек,
(на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. (Т.)
16) (В)продолжени.. целого часа мы наблюдали зелёные
огни в воде. (Нов.-Пр.) 17) (В)течени.. пятнадцати минут
противник не отвечал. (Нов.-Пр.)

СОЮЗЫ

359. Прочитайте. Выделите союзы и укажите, какие из них свя­зывают члены предложения, какие — предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Назовите сочини­тельные союзы. Подчеркните подчинительные союзы.

1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с со­бой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман на­чинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 4) Ветер то глухо завывал то свистал поры­висто. (Т.) 5) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 6) Если дед уходил из до­ма бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 7) Под аркою ворот танцевало и прыгало беспокой­ное пламя факелов. (Гум.) 8) Я ничего не хотел кроме того чтобы никто не приехал звать меня. (Булг.)


8*



§ 60. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а место­имение с частицей — в два слова: что бы; частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобы прочитать нужную мне книгу. Что бы мне прочитать по этому во­просу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?

2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а место­имение то и наречие так с частицей же пишутся раздель­но; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоиме­ние что, а при наречии так с частицей же — наречие как.

4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба рав­ны союзу и, заменяя друг друга, например: 1) Я тоже прочёл эту книгу.Я также прочёл эту книгу.И я прочёл эту книгу. 2) Я читал то же, что и вы.У меня то же серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.У меня то самое серое пальто. 3) Знаю так же, как и вы.Знаю так, как и вы.

5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё конче­но.) Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.

6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например: 1) Становилось всё холод­нее, зато дождь прекратился (зато = но). 2) Спрячься за то дерево.

1. Союзы причём и притом близки по значению к выра­жению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раздельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притом преду­предили, что на решение их даётся два часа.Ученикам раздали листочки с задачами, причём предупредили...Ученикам раздали листочки и вместе с тем предупре-


дили... Но: При том заявлении приложены и необходи­мые документы. При чём же ты останешься?

8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.

360. Спишите. Устно объясните слитные и раздельные написа­ния слов.

I. 1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, что(бы) они не раскатывались. (Л.) 2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Поел.) 3) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. 4) Надо было дождаться мулов во что(бы) то (н..^та­ло. (Аре.) 5) Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни пред­ложили. (К. С.) 6) Василёк во что(бы) то (н..)стало хотел пер­вым всё рассказать брату. (Н. О.) 7) Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осенний развеял? (Н.) 8) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться. (Кр.) 9) Очевидно, лоси при­выкли к тому, что сюда можно выходить во всякое время дня и ночи, что(бы) понежиться на прохладном морском берегу, где нет докучливых, кровь сосущих насекомых. (Аре.)

П. 1) Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке так(же) месяц тонет, и так(же) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней. (Щип.) 2) Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое. (Аре.) 3) Если дуб и чёрная берёза избрали себе южные скло­ны гор, то липа спустилась ниже, где толще были слои нанос­ной земли; но в то(же) время она сторонилась других деревьев, которые могли бы затенить её от солнца. (Аре.) 4) Я склонил­ся к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, то(же) колыхались, дрожали звёзды. (Т.) 5) «Да, хорошо!» — так(же) тихо отвечала она [Ася], (не)смотря на меня. (Т.) 6) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попа­лась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (Купр.) 7) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. (Па-уст.) 8) Предприятия стояли молчаливые, тихие и то(же) пус­тые. (Ф.) 9) Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Г.) 10) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. (Г.)


III. 1) Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют. (Кр.) 2) Этот зверь обладает огромной силой и превосход­ным обонянием, за(то) зрение и слух развиты у него до­вольно слабо. (Прж.) 3) Ружьё — вещь благородная, самая любопытная забава, (при)том и украшение в комнате при­ятное. (Г.) 4) Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к моему третейскому суду, (при)чём старались перекричать друг друга. (М.-С.) 5) Берись за(то), чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. (Кр.) 6) Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бесплодна. (П.) 7) (И)так, одно желанье пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. (Л.) 8) Неуловимые образы бродили в душе, воз­буждая в ней не(то) жалость, не(то) недоуменье. (Т.)

361. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна­ки препинания, раскрывая скобки. Разберите по составу выде­ленные слова.

Пока Пьер пр..бывал в забытьи солнце поднявшись (из)за туч(?) заслонивших его брызнуло лучами на пр..крытую росой пыль дороги на измуче..ых лошадей пр..вяза..ых у избы. Ад(?)ютант (не)чая..о заглянувший за перегородку и (не)ра..чит..вающий встретить..десь кого(ли-бо) сообщил что гул пушек яснее слыш..т(?)ся (с)наружи.

Поднявшись на курган Пьер зам..р от восхищения пе­ред (не)вида..ой красотой зрел..ща. Это была та(же) п..но-рама которой он любовался (от)сюда вчерашн..м ветр..ым вечером. Однако теперь всё было покрыто войсками пр..од..левавш..ми множество препятствий и дымом вы­стрелов и косые лучи яркого подн..мавш..ося (с)зади солн­ца кидали на мес(?)ность свет золотистый с розоватым о..енком. Дальние леса точно выс..че..ые из драгоце..ого жёлто(зелёного) камня в..днелись изогнутой чертой на г.. ризонте и между ними и Бородин.. м прорез.. валась (не)болыпая но извил..стая реч..нка.

(В)дали (не)ясной и тума..ой ра..т..лались овся..ые и ржа..ые поля. (По)всюду (с)переди (с)прав.. и (с)лев.. в..днелись войска. Всё это было ож..влё..о величестве..о (не)ожида..о. Сколько (н..)старался Пьер он (не)мог отл..чить наших войск от (не)приятельских.


Но то что более всего пор..жало глаз это вид самого поля сражения и стари..ого села Бородин...

(В)течени.. (не)скольких мгновений блес(?)нули лучи утре..его света рассе..вшие сплошной туман и показавшие крылья ветр..ых мельниц стоявших (не)под..лёку.

Пьеру захотелось быть там где был этот та..щий дым эти кова..ые штыки движение. Он оглянулся на штабных что(бы) сверить своё вп..ч..тление с другими. Все они как ему показалось так(же) как и он с тем(же) чу(?)ством смот­рели на поле. Всем хотелось во что(бы) (то) н.. стало при­нять участие в ср..жени... (По Л. Толстому)

ЧАСТИЦЫ § 61. РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

1. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно: Ты же сказал. Я приехал в тот же день. Ес­ли бы я знал! Приехал ли он? Тебя ль я вижу! Исключе­ния представляют случаи, когда эти частицы входят в со­став слов неужели, ужели, даже, также, тоже, чтобы.

2. Частицы ка, -тка, -с, -де, -то присоединяются к сло­вам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю-с, он-де говорил, книгу-то прочёл.

Частица -таки пишется через дефис с глаголами (ус­пел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, так-таки, опять-таки, довольно-таки, а в остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю. Пётр таки не пришёл.

362. Спишите, объясните (устно) написание частиц.

1) Ведь были(ж) схватки боевые? Да, говорят, ещё ка­кие! (Л.) 2) Он отворил мне дверь, я вошёл в обширную комнату и что(же) увидел? (П.) 3) Очерки его столько(же) кратки, сколько и резки. (Бел.) 4) Поди(ка) принеси огонь­ку запечатать письмо. (Г.) 5) «Соседка, перестань срамить­ся, — ей Шавка говорит. — Тебе(ль) с Слоном возиться?» (Кр.) 6) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр. (Г.) 7) «Точно так(с)», — промолвил Пётр. (Т.) 8) Куда(же) они едут, в город, что(ли)? 9) Так(таки) брат к тебе и во­шёл?.. Дай(ка) мне покачать Митю. (Т.) 10) В последние дни погода была довольно(таки) сырая. (Прж.) 11) Что еже(ли),


сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты(б) у нас была царь-птица! (Кр.) 12) Вступило от овец прошение в приказ: «Что волки(де) совсем сдирают кожу с нас». (Кр.) 13) А роман всё(таки) хорош! (Гонч.) 14) Пора(бы) уже от­дохнуть. (П.) 15) Маленький Серёжа, как только просы­пался, сейчас(же) лез к окну посмотреть, не прилетели(ли) скворцы. (М.-С.) 16) Кумушка, мне странно это: да работа-ла(ль) ты в лето? (Кр.) 17) Сколько(же) сухих дней должно пройти, чтобы потребитель природы не ругал (бы) природу за дождливое лето? (Приш.) 18) Нет мысли, которую нель­зя было(бы) выразить просто и ясно. (Герц.)

§ 62. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ СО СЛОВАМИ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

 

Не пишется
слитно раздельно
1. Со всеми словами, которые не употребля­ются без не: неистов­ство, необходимый, нельзя, ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмол­каемый (не входит в состав корня или явля­ется приставкой). 1. С глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклоне­ния, деепричастиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покра­шен, а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, не­взирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями (кроме наре­чий на -о): не один, не под силу, не то... не то, не только, едва ли не, не сегодня, не по-нашему, чуть ли не, вряд ли не, не всегда.
2. С существительны­ми, прилагательными и наречиями на -о, ко­гда с не образуется но­вое слово (его нередко можно заменить близ­ким по смыслу словом, но без не): неправда (ложь), неплохой (хо­роший), недалеко (близко). 2. С существительными, прилага­тельными, наречиями на при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь. Он совершил не хо­роший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

Продолжение

 

Не пишется
слитно раздельно
3. С неопределёнными местоимениями, а так­же отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интерес­ное, нечем занимать­ся, некого послать. 3. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при послед­них есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.
4. С полными причас­тиями без зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга. 4. С полными причастиями при на­личии противопоставления или за­висимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмот­ренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.
5. С прилагательными, причастиями и наречи­ями на -о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весь­ма, крайне, чрезвычай­но и др., усиливающие степень качества: со­всем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинте­ресная (скучная) книга, поступить крайне не­осторожно (опромет­чиво). 5. С прилагательными, причастия­ми, наречиями на -о, если отрица­ние усиливается отрицательными местоимениями далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не лёгкое дело, от­нюдь не весело.
6. С отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неот­куда, незачем. 6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд; с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не жаль, не пора.

Окончание

Не пишется


слитно


раздельно


1. С краткими прилагательными, имеющими то лее значение, что и полные, написание не подчиняется тем же правилам, что и написание не с полными прилагательными: Капля невелика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала.

Очень часто написание не с краткими прилагательными за­висит от смысла: 1) Он неумён (т. е. почти глуп), но: Он не умён (т. е. нельзя сказать, что он глуп, но и не отличается боль­шим умом). 2) Он небогат (т. е. почти беден), но: Он не богат (он не имеет богатства, но и не является бедным, т. е. человек среднего достатка).

2. В некоторых глаголах и существительных бывает при­ставка недо-9 обозначающая, что действие совершилось ниже положенной нормы: недоедать (есть меньше, чем требуется), недовыполнить (выполнить меньше, чем на 100%) и др.

3. Если прилагательные и наречия на -о связаны противи­тельным союзом но, то частица не обычно пишется слитно; в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно, напри­мер: 1) Отец купил недорогой, но красивый костюм (т. е. и недорогой (дешёвый), и красивый костюм). 2) Ученик прочёл стихотворение негромко, но выразительно (т. е. и негромко (тихо), и выразительно). Ср.: Отец купил не дорогой, а дешё­вый костюм (один признак исключает другой, противополож­ный). Ученик прочёл стихотворение не громко, а тихо.

363. Прочитайте, объясните слитное или раздельное написание не со словами различных частей речи.

1) Дни лета клонились к осени. Дышал ненастный ветер. (П.) 2) Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки... (Т.) 3) Небольшой котёльчик ви­сел над одним из огней: в нём варились «картошки». (Т.) 4) Я невольно полюбовался Павлушей. (Т.) 5) Я, к сожале­нию, должен прибавить, что в том лее году Павла не стало. (Т.) 6) Он [приказчик] ненавидел меня упрямо и всё более и более остро. (М. Г.) 7) И как недосмотрел? И как ты недо­слышал? (Гр.) 8) Тут явилась на валу Василиса Егоровна,


с нею Маша, не хотевшая отстать от неё. (П.) 9) Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, немигающие огни де­ревни. (Ф.) 10) Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра, и я, несмотря на несносных комаров, скоро засы­пал самым крепким сном. (Прж.) 11) Сын поцеловал мать и, не смотря на неё, не оборачиваясь, вышел из комнаты.

12) Мы бредём по тем дорожкам, где не кошена трава. (Исак.)

13) В описаниях его [Рудина] недоставало красок. (Т.)

14) Этот шест не достаёт до дна колодца. 15) Мимо проходят несокрушимые, отсвечивающие голубым льдины. (С.-М.)

364. Спишите. Объясните (устно) слитное или раздельное напи­сание не.

1.1) Она была далеко (не)красавица. (Л.) 2) Даша ска­зала твёрдо: «Мне кажется, нам (не)о чем говорить». (А. Н. Т.) 3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не)чем было дышать. (А. Н. Т.) 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда стояла (не)высоко над лесистыми холма­ми. (А. Н. Т.) 5) Без тени робости он (не)торопливой походкой вошёл в кабинет начальника. (Нов.-Пр.) 6) (Не)слыша ответа, Печорин сделал (не)сколько шагов к двери. (Л.) 7) Только Григорий Александрович, (не)смотря на дождь и усталость, (не)хотел воротиться. (Л.) 8) Обло­мов — (не)тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. (Добр.) 9) С Филофеем пришло двое его братьев, нисколько на него (не)похожих. (Т.) 10) Боль-шов — вовсе (не)сильная натура. (Добр.) 11) Павел Петро­вич — человек очень (не)глупый. (Д. П.) 12) В (необыкно­венной тишине зарождается рассвет. (Пауст.) 13) Это (не)настоящий, это сказочный лес. (Пришв.) 15) Матросы с трудом справлялись с (не)знакомыми для них механизмами. (Нов.-Пр.) 14) Мы поднимаем сеть и вместо дорогой сёмги вытаскиваем морскую свинку, совсем (не)нужную. (Пришв.)

15) Из экипажа «Светлана» (не)досчитали ста шестидесяти
семи человек. (Нов.-Пр.) 16) Она (не)дослушала, отошла
прочь. (Л.) 17) Это [Моргач] человек опытный, себе на уме,
(не)злой и (не)добрый, а более расчётливый. (Т.)

П. 1) Вот луна: она (не)тускла, (не)бледна, (не)задумчи-ва, (не)туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хру-


сталь. (Гонч.) 2) Печорин был долго (не)здоров, исхудал, бедняжка. (Л.) 3) Анатоль был (не)находчив, (не)быстр и (не)красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не)изменяемой уверен­ности. (Л. Т.) 4) Я (не)богат, (не)чиновен, да и по летам ему совсем (не)пара. (Л.) 5) Выражение этого взора было очень (не)определённо, но (не)насмешливо. (Л.) 6) Она [княжна Мери] запела: голос её (не)дурён. (Л.) 7) Она [Татьяна] была (не)тороплива, (не)холодна, (не)говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех... (П.) 8) Эта жизнь (не)была Казмину (не)приятна... Ему даже нравилось после сурового однообразия деревни попасть в (не)ожиданные, столь (не)привычные условия. (Зайц.)

365. Спишите. Объясните слитное и раздельное написание не. Укажите возможные синонимы к существительным, прилага­тельным и наречиям, с которыми не пишется слитно.

1) С утра я чувствовал себя (не)хорошо, хотя ещё (не)мог ясно определить, в чём заключалось моё (нездоро­вье. (Купр.) 2) Мы вели между собой (не)торопливый раз­говор. (Пауст.) 3) Солнце было (не)мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. (Пауст.) 4) На глазах у неё выступили слёзы, (не)робкие, (не)горькие, а гордые, сердитые слёзы. (Ч.) 5) (Не)старая ещё и довольно краси­вая женщина внесла (не)болыпой самоварчик. (Кор.) 6) (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался чело­веком лет тридцати, (не)красивым собой и ничем (не)заме-чательным. (Ч.) 7) Лицо у него было такое, как всегда, — (не)умное и (не)глупое. (Ч.) 8) За окном горел, никак (не)мог погаснуть (не)яркий свет. (Пауст.) 9) В характере его [Давыдова] появилась никогда ранее (не)свойственная раздражительность. (Шол.) 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не)деликатно сказанное слово волнуют меня. (Ч.) 11) Соловей уже (не)(по)вечернему, отрывисто и (не)решительно, а (по)ночному, (не)торопливо, спокойно заливался на весь сад. (Л. Т.) 12) Юные гимнастки выпол­нили обязательные упражнения далеко (не)безупречно. (Газ.) 13) Дождливые дни для меня очень (не)приятны. (М.-Мак.) 14) Изба была никуда (не)годна. (А. Н. Т.)

15) Хор у нас был (не)болыпой, но чудесный. (Ф. Ш.)

16) Давыдов шёл (не)спешным, но широким шагом.


(Шол.) 17) Каждый колокольчик говорил (по)своему: рас­стояние уменьшало только силу, но (не)ясность звука. (Кор.) 18) Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл. (Ч.) 19) (На)право и (на)лево от бе­седки тянулись (не)ровные глинистые берега. (Ч.)

366. Спишите. Объясните правописание не с причастиями.

1) Вверху (не)погасшим костром тлели Стожары. (Шол.) 2) Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу. (Нов.-Пр.) 3) Воспоминания — это (не)пожелтевшие письма, (не)старость, (не)засохшие цве­ты и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. (Пауст.) 4) Только (не)сжата полоска одна. (Н.) 5) В (не)видимую, завешенную ковром дверь кто-то посту­чал. (Пришв.) 6) Поднималось солнце. Ещё (не)видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей... (М. Г.) 7) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не)зависящее, — охоту. (М.-С.) 8) Телегин сло­жил (не)дочитанное письмо. (А. Н. Т.) 9) Мать с (непо­крытой головой выбежала из сеней. (Шол.) 10) Солнце, яр­кое, но (не)греющее, холодно смотрело с высоты неба. (Стан.) 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не)обещающим ничего хорошего. (Н. О.) 12. Резкий крик вырвался у меня из ещё (не)окрепшего горла. (А. Г.) 13) Подхалюзин — человек сметливый и во­все (не)привязанный к своему хозяину. (Добр.) 14) У него [Островского] на первом плане является всегда общая, (не)зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни. (Добр.) 16) Команда разошлась, (не)доумевающая и поражённая. (Стан.) 17) Дома давно (не)штукатурены, крыши (не)крашены... Двери дачи были (не)заперты. (Ч.)

367. Прочитайте. Какие слова, оканчивающиеся на -мый, явля­
ются прилагательными, какие — причастиями? Спишите, объяс­
няя (устно) слитное или раздельное написание не.

1) Всё было полно грустного и сладостного, (необъясни­мого весеннего очарования. (Купр.) 2) Он пел какую-то пес­ню, мне (не)знакомую... (Т.) 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не)разделим и вечен. (П.) 4) Левин, (не)замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. (Л. Т.) 5) Все его поступки,


большие и малые, (не)объяснимы. (В. Бр.) 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не)измеримая разни­ца во всём. (Дост.) 7) Тишина, (не)нарушаемая ни движени­ем, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 8) Князь Ан­дрей мог думать о другом, совершенно (не)зависимом от об­щих вопросов предмете — о своём полке. (Л. Т.) 9) Свечи, (не)зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. (Гонч.) 10) Райский, (не)шевелясь, смотрел, ни­кем (не)замечаемый, на всю эту сцену. (Гонч.) 11) Источник знания (не)истощим. (Гонч.) 12) Сорока шёл наугад, руко­водясь ветром и какими-то (не)уловимыми для (непривыч­ного человека приметами. (Сераф.) 13) Княгине холодно; в ту ночь мороз был (не)стерпим. (Н.) 14) Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и (незамени­мо другим каждое слово! (Бел.) 15) Глубина чеховских про­изведений для вдумчивого, чуткого актёра (не)исчерпаема. (Станисл.) 16) Хозяин (не)спеша вытер руки. (Бун.)

368. Спишите. Объясните (устно) слитное и раздельное написа­
ние не.

1) Разговор Ефима Андреевича был ваэкен, (нетороп­лив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не)заурядный артист. (Купр.) 3) Иногда он [Авилов] представлял себя известным путешественником... Он открывал (не)изведанные ещё земли. (Купр.) 4) Стран­ные, ему самому (не)ясные ощущения волновали его. (Т.) 5) Вихорь, (не)холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. (Т.) 6) Особенно хорош сад, (неболь­шой, но густой и приятно запутанный. (М. Г.) 7) Старая барская усадьба стояла на (не)высокой, но заметной горуш­ке. (К. С.) 8) Райский считал себя (не)новейшим, то есть (не)молодым, но отнюдь (не)отсталым человеком. (Гонч.) 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не)похожая ни на дым, ни на пыль. (А. Н. Т.) 10) Хозя­ин... что(то) сердито кричал на (не)понятном языке. (Бун.)

369. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Какие типы речи сочетаются в дан­
ном тексте? Найдите в тексте многосоюзие. Какую роль оно играет в
тексте? Укажите другие средства выразительности языка, исполь­
зованные автором. Выпишите однокоренные слова к слову свет,
указывая их часть речи. Разберите по составу выделенные слова.


Женьк




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.305 сек.