КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из биографии слов и фразеологизмов
I О десятых и т. д. В порядковых числительных, в состав которых входят дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п., первую часть предпочтительно писать цифрами, а после _, 1 них ставить дефис, например: 5 —миллионное население, 1 2 3 —тысячное количество мест и т. п. 3 259. Спишите, заменяя числа словами. 11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); напряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты — татары, башкиры, туркмены); 300 (туристы — болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гектары); расстояние в 480 (километры). 260. Спишите, заменяя числа словами. 1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3785 метров над уровнем моря. 261. Спишите, выбирая нужные числительные. I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) телег... 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четыре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход. 4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секретарей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоставало (три, трое) ноле., и (четыре, четверо) щипц... II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город ра..положен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья, 262. Запишите словосочетания. (Сорок)летний мужчина; (семьдесят пять)летний юбилей; (тридцать)градусные морозы; (восемьсот тридцать пять)километровый переход; (сорок)ведёрная бочка; (триста сорок пять)квартирный дом; 2- тысячный коллектив; ' 4- тысячный посетитель выставки, (пятьсот)миллионный народ. 263. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало — «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти сооружения. Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг... Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи раз больше. Природа словно ожидала, когда он сам обо всём догадается. И Человек, к счастью, это понял. Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А. вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти соору- жения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда! На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен... Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?! Каждый вид без исключения! Представляете — два миллиона чудес сразу! (И. Аки-мушкин) МЕСТОИМЕНИЕ 264. Прочитайте. Найдите местоимения и укажите их разряд. 1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь протрубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высокую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 5) С каждым часом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по дороге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно. (Из произведений К. Паустовского) § 47. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ 1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных па Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом {подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её). 2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на бли При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился. 3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята). 4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попросил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон. Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю. 5. Часто местоимения выступают как средство связи 265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Падежи этих местоимений укажите. 1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Таран-тьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроконечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она). 266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения. 1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлинным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрывались тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе. § 48. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и Примечание. В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то, -либо, нибудь по традиции называются частицами. Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто). 2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, ни Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем. 3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное. Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как — не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.) Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как, но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало; 3) Он ничем иным не интересуется. Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое: не кто другой, как; ничто другое и т. д. 267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение. 1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, нисколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.) 268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений. I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) П. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.) 269. Дополните предложения отрицательными местоимениями. 1) Не встретил.... 2) Не встречался.... 3) Встречаться было.... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6)... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил.... 8) Разговаривать было... и.... 270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), 1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2)..., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знакомым. 4) Это село славится..., как искусными костяными изделиями. 5)..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника. 271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому сло Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агротехника, газификация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, уничтожить, п..родия, небезынтересный, экзаменатор. 272. Запишите сначала предложения с неопределёнными место 1) Вот счастье бывает какое — дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем... (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной те- леги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.) 273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится Школа только нач.. нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями. Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов) ГЛАГОЛ § 49. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 274. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очу Образец. Я (победить) своего противника. — Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я постараюсь победить...; или: Я надеюсь победить... и т. д.). 1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. Формы глагола Неопределённая форма глагола Доверять — несов. вид, I спр.; доверяться — несов. вид, I спр., возвр.; доверить — сов. вид, II спр. Изъявительное наклонение Настоящее время Ед. ч. Мн. ч.
Ед. ч. Мн. ч. Будущее время 1-е л. буду доверять буду доверяться доверю 2-е л. будешь доверять будешь доверяться доверишь 3-е л. будет доверять будет доверяться доверит 1-е л. будем доверять будем доверяться доверим 2-е л. будете доверять будете доверяться доверите 3-е л. будут доверять будут доверяться доверят
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. j Мн. ч.
Ед. ч. i Мн. ч.
Прошедшее время р. доверяла доверялась р. доверяло доверялось доверяли доверились Сослагательное (условное) наклонение
р. доверял бы доверялся бы доверил бы р. доверяла бы доверялась бы доверила бы р. доверяло бы доверялось бы доверило бы доверяли бы доверялись бы доверили бы Повелительное наклонение 2-е л. доверяй доверяйся доверь 2-е^л. доверяйте _______ доверяйтесь доверьте 275. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного числа настоящего времени. Подчеркните чередующиеся согласные. Махать — машут, колыхать. Плакать — плачет, клокотать, ткать. Плескать — плещет, полоскать, хлестать. Сыпать — сыплет, щипать, трепать, дремать. 276. Спишите, употребляя глаголы в форме настоящего вре 1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенит 277. Спишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме 1) Источник (иссякнуть). — Источник иссяк. 2) Шторм (утихнуть). 3) Пловец (достигнуть) берега. 4) Танки (настигнуть) противника. 5) Костёр (потухнуть). Особенности употребления некоторых глаголов 1. Глагол хотеть в форме настоящего времени единственного числа изменяется по первому спряжению, во множественном числе — по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят. Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут. 2. Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы повелительного наклонения (встречающиеся иногда формы «езжай», «ехай» недопустимы в литературной речи). При необходимости выразить значение побуждения можно использовать формы поезжай, поезжайте (неопределённая форма глагола «поезжать» неупотребительна). 3. Глагол жечь имеет формы жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др. 4. Глагол чтить (проявлять глубокое уважение, почитать) спрягается как глагол II спряжения (чту, чтить, чтит, чтим, чтите), но в 3-м лице множественного числа настоящего времени наряду с формой чтят возможна и форма чтут. Ср.: 1) Потомки чтят память бесстрашных воинов. (Газ.); 2) Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. (М. Г.) Эти формы являются вариантными. 278. Поставьте глаголы в нужной форме и спишите. 1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удержать негодованье уста упрямые (хотеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н.) 8) Солнце так и (жечь). (Григ.) 9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии (зажечься) ль упоенье? (П.) 10) Оба они любовно (чтить) память о ней. (М. Г.) 11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)! (Розов) 12) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Поел.) § 50. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ 1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, везут; поёт, поют; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летят; молчит, молчат (II спряжение). Написание глаголов с безударными личными окончаниями определяется по спряжению. Ко II спряжению относятся: а) глаголы, оканчивающиеся в неопределённой фор б) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, деть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и т. п.). Остальные глаголы с безударными окончаниями — I спряжения, например: колоть — колют, бороться — борются, рыть — роют, веять — веют и т. д. Исключения: глаголы брить и зиждиться относятся к I спряжению бреешь, бреют; зиждется, зиждутся. Примечания: 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишься — спишь, выльешь — льёшь и т. п. 2. Наряду с формой стлать {постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. от формы I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются). 2. Буква ь пишется: а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на б) в окончаниях 2-го лица единственного числа, напри в) в повелительном наклонении после согласных, на 3. Следует различать формы 2-го лица множественного Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм. — Когда вы его посмотрите? 4. В основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять). 5. В неопределённой форме и форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова- (ева), если глагол в 1-м лице настоящего времени оканчивается на -ую юю, например: проповедовать (проповедую), беседовать (беседую), ночевать (ночую), горевать (горюю). Если лее в форме 1-го лица единственного числа глагол оканчивается на -ываю -------- иваю, то в неопределённой форме и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ыва ----------- ива-, например: докладывать (докладываю), учитывать (учитываю), рассматривать (рассматриваю), настаивать (настаиваю). Примечание. Глаголы с суффиксами -ова ева-, -ыва- — -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, например: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ва- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ва-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя рази путь). 279. Спишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение, обозначьте личные окончания. Бросать — броса \ют\ (несов. в., I спр.) — бросить — брдс \ят] (сов. в., II спр.), обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встречать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться. 280. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясняя графически выбор окончания. Образец: стро \ят\ (II спр.). I. 1) Блёкн..т травы. Дремл..т хаты. 2) В лицо мне дыш..т свежая трава. 3) А во ржи дорога стелется. 4) И, глубокие, бездонные, так и пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 5) Понапрасну травушка измята в том саду, где зре..т виноград. 6) С молоды- ми гармонистами соловьи завод..т спор. 7) И ласточки крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 8) Он стоит и каждый кустик слыш..т, каждый камень вид..т впереди... Ничего особого не пиш..т, только пиш..т: «Люба, подожди». (М. Исаковский) П. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т вдаль свой невод золотой — и скоро блеск померкнет и убуд..т. 2) На Альпы к сумеркам нисход..т облака. 3) Целый день печ..т дорожки солнце. 4) Ветер вдаль меня влеч..т, звонко песнь мою разнос.т. 5) За дверью у соседа стуч..т часы и кап..т с окон лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким блеском даль заж..тся. (И. Бунин) 281. Спишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме по 1) Туман нач.. нает клубит(?)ся над рекой. (Пауст.) 2) Городок начал ей даже нравит(?)ся. (Пауст.) 3) Не ста- 282. Замените описательные обороты речи синонимическими 1) Сделайте приготовление к производству опытов. — Приготовьтесь к производству опытов. 2) Немедленно наведите справку о времени отхода поезда. 3) Определите массу этого минерала. 4) Зря не заводите 283. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения: стое глагольное сказуемое (в форме 3-го лица настоящего или будущего простого времени). Запишите предложения. Подчеркните -тся и -ться. Образец. Тебе эта книга может пригодиться. — Тебе эта книга пригодится. Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, заботиться, справиться, окунуться, столкнуться, включиться, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться, 284. Спишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в не 1) Чуть брезжит(?)ся. Ни один листок не колышет(?)ся. 2) Надо скорей собират(?)ся на рыбную ловлю, 3) Необходимо хорошо подготовиться к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палатку: она может пригодит(?)ся в пути. Пригодит(?)ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добрат(?)ся и поездом, и теплоходом. Лучше всё-таки отправит(?)ся на теплоходе: перед ужином удаст(?)ся ещё выкупат(?)ся. 5) Местность кругом нам очень нра-вит(?)ся, да разве может она не понравит(?)ся: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Туристы, ушедшие в поход, обещали вернут(?)ся к вечеру, но они задержат(?)ся, не вер-нут(?)ся вовремя. 7) Чувствует(?)ся, что гроза надвига-ет(?)ся. Удаст(?)ся ли им возвратит(?)ся до дождя? 285. Спишите, ставя глаголы в нужной личной форме настояще 1-1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 3) Зной (палить) и (пыхать). (Даль) 4) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 5) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. (Даль) П. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Стан.) 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не (хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышаться). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться). (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10) (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). (В. Бр.) 14) Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумерках (реять) снежинки (Нов.-Пр.) 286. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Солоухина. Какое в тексте? Бывает так: в неяркий день грибной Зайдёшь в лесные дебри ненароком, И встанет лес игластою стеной, И загородит нужную дорогу. Я не привык сторонкой обходить Ни гордых круч, ни злого буерака. Коль начал жить, так прямо надо жить, Коль в лес пошёл, так не пугайся мрака. Всё мхи да топь, куда ни поверни; Где дом родной, как следует не знаю. И вот идёшь, переступая пни Да ельник грудью прямо разрывая. Потом раздвинешь ветви, и в лицо Ударит солнце, тёплое, земное. Поляна пахнет мёдом и пыльцой, Вода в ручье сосновой пахнет хвоей. 287. Спишите, обозначая графически выбор орфограмм. пов. н. I спр. Образец: Крикни \те\ громче! Когда крикн \ётё\, я выйду к вам. I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн-.те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес.те из комнаты лишние вещи. Когда вынес.те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Вы- бер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада. П. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова. 288. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем I. Видеть — видел — видит, обидеть — обидел — оби II. Цепенеть — цепенел — цепенеет; одеревенеть, око 289. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной 1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис.т от своей матери Кабанихи. Тихон завис.л от своей матери. 4) На улице громко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился. 290. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, — ветви лип обнимали его, — был он невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, — так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз были крыльца, — два старых больших крыльца с колоннами... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом! Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Во всех комнатах — ив лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамках никогда не трогались с места. И вот слышится покашливание: выходит тётка. Она небольшая, но тоже, как и всё кругом, прочная. На плечах у неё накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства начинают появляться угощенья... (И. А. Бунин) 291. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы Опоздать — опаздывать, сознаться — сознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать. 292. От данных глаголов при помощи суффиксов ива-, -ыва- об Заработать — зарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть. Обусловить — обусловливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить. 293. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на 1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальнейшие переговоры уполномочивался вести глава делегации. 3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узаконивать их. (Газ.) 4) Осв-.ивались новые области нашей необъятной Родины. (Ушаков) 5) Леса обуславливают климат. (Ч.) 294. Спишите, подбирая к выделенным словам синонимы. Концентрировать все силы на своевременной уборке урожая; реставрировать разрушенный дворец; аннулировать неправильное постановление; форсировать ход событий; мотивировать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; иронизировать над кем-либо; потерпеть фиаско. 295. Спишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, подхо 1) Он широко... и подпрыгивал. (Т.) Стрелковый батальон, готовясь к параду,... на площади (маршировать, шагать). 2) Световыми сигналами самолёты... стрельбу артиллерии. Связисты... повреждение на линии (исправлять, корректировать). 3) Обстановка дома вполне... с его обитателями. (Т. С.) Полученное ранее известие... действительности (гармонировать, соответствовать). 4) Знаменитые певцы обычно... эпизодическими ролями. (Л. Н.) Эскадра, приближаясь к острову Цусима, совершенно... противника. (Нов-Пр.) (игнорировать, пренебрегать). 296. Проанализируйте два стихотворения А. Фета и определите, Тёплым ветром потянуло, Смолк далёкий гул... Поле тусклое уснуло, Гуртовщик уснул. В загородке улеглися И жуют волы, Звёзды чистые зажглися По навесу мглы. Только хор свой огибает Месяц золотой, Только стадо сберегает Пёс сторожевой. Да и тот задремлет чутко — Не усну лишь я... Огонёк блеснул... малютка, Верно, ждёт меня. •к "к "к Если зимнее небо звездами горит И мечтательно светит луна, Предо мною твой образ, твой дивный скользит, Предо мною ты вся создана. И светла и легка, ты несёшься туда... Я гляжу и молю хоть следов, И светла и легка — но зато ни следа; Только грудь обуяла любовь. И летел бы, летел за красою твоей, И пускай в небе звёзды горят, И быстрей и светлей мириады лучей На пылинки ночные глядят. 297. Прочитайте текст, озаглавьте его, перескажите. Составьте предложения с фразеологизмами, запишите их. Как появились фразеологизмы остаться с носом, зарубить на носу? Оказывается, эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как обозначению части лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения показать нос, водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить). Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой (здесь нос — от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные зарубки. (А. Арсирий) 298. Прочитайте и укажите значение фразеологических оборотов Иметь значение, играть роль, играть первую скрипку, проходить красной нитью, положить под сукно, ув..нчать лаврами, подве..ти итоги, прилагать усилия, занимать первое место, предпринять шаги, принять меры, оставляет желать много лучшего, вскрывать недостатки, произвести впечатление, головой ручаться. 299. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при упо 1) Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскрывает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Онегин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Положительные художественные образы играют огромное воспитательное значение. 300. Спишите. Укажите вид глаголов, в которых пропущены 1) Дуновение живой силы к..снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к..салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и слагались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл..гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам..р. 6) Всё странно зам..рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт..р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт..рать снова. 8) Он любовно заж..гал дрова. (М. Горький) 301. Спишите, заменяя выделенные существительные одноко- Проп..ведь новых взглядов, р..ферат статьи, пропаганда юр..дических знаний, стабилизация положения, ч..ство удовлетворения, доклад о работе ком..сии, чествование победителей, участие в спектакле.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |