Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из биографии слов и фразеологизмов




I

О

десятых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят

дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п.,

первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

_, 1 них ставить дефис, например: 5 —миллионное население,

1 2

3 —тысячное количество мест и т. п. 3

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты — татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­сты — болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­лег... 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.


4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секрета­рей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоставало (три, трое) ноле., и (четыре, четверо) щипц...

II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город ра..положен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья,

262. Запишите словосочетания.

(Сорок)летний мужчина; (семьдесят пять)летний юби­лей; (тридцать)градусные морозы; (восемьсот тридцать пять)километровый переход; (сорок)ведёрная бочка; (три­ста сорок пять)квартирный дом; 2- тысячный коллектив;

' 4- тысячный посетитель выставки, (пятьсот)миллионный народ.

263. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Укажите средства связи предложений. Найдите имена
числительные, выпишите их в составе словосочетаний. Какие из
числительных обозначают точное количество предметов, а ка­
кие — приблизительное? Какие слова обозначают неопределён­
ное число?

Человек на заре своей истории соорудил несколько не­обычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало — «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти сооружения.

Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чуде­са, а вокруг... Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла сообщить тщеславному че­ловеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи раз больше. Природа словно ожи­дала, когда он сам обо всём догадается.

И Человек, к счастью, это понял.

Что такое, например, египетские пирамиды по сравне­нию с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А. вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти соору-


жения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохра­нившегося до наших дней человеческого чуда!

На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона ви­дов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потряса­ющ, ошеломляющ, дивен, фантастичен... Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

Каждый вид без исключения!

Представляете — два миллиона чудес сразу! (И. Аки-мушкин)

МЕСТОИМЕНИЕ

264. Прочитайте. Найдите местоимения и укажите их разряд.

1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь про­трубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высо­кую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 5) С каждым ча­сом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что мож­но увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по до­роге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.

(Из произведений К. Паустовского)

§ 47. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных па­
дежах после предлогов обычно прибавляется к, например:
зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, во­
круг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом {подобно ему, напе­рекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагатель­ных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на бли­
жайшие названные ранее существительные, например: Де­
вушка запела песню, и она
(т. е. песня) всем понравилась.


При несоблюдении этого правила может возникнуть неяс­ность или искажение смысла, например: Монтёра вызва­ли к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.

3. Не следует заменять личным местоимением 3-го ли­ца множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вме­сто местоимения они следует использовать существитель­ное школьники или ребята).

4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, напри­мер: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил това­рища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказ­чика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попро­сил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я по­просил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попро­сил товарища внести его чемодан в вагон.

Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: ма­тери или сыну?). Для устранения двусмысленности предло­жение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Часто местоимения выступают как средство связи
предложений в тексте.

265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Па­дежи этих местоимений укажите.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвер­гаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рас­сказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Таран-тьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного


леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроко­нечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы замети­ли, что он старше (она).

266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлин­ным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрыва­лись тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспоря­док был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории институ­та мы увидели шкафы с различными приборами и химика­лиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

§ 48. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и
суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, напри­
мер: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание. В некоторых справочниках по орфографии при­ставка кое- и суффиксы -то, -либо, нибудь по традиции называ­ются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пи­шется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, ни­
какой, ничей, некого, нечего)
под ударением пишется не,
без ударения — ни, например: некого спроситьникого
не заметить, нечего волноваться
ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных па­дежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого


не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное.

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употреб­ляются в предложениях, где нет другого отрицания. Части­ца не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не вхо­дит в состав местоимения и после неё возможна перестанов­ка слов (не кто иной, какне иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и пото­му не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как, но в составе предложения воз­можен оборот с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пи­шется слитно, так как входит в состав местоимения, поэто­му в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнения­ми в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ни­что иное его не занимало; 3) Он ничем иным не инте­ресуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое: не кто другой, как; ни­что другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрица­тельных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разби­лось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торо­питься было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, пото­му что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел


Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, нисколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от граждан­ских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.) 268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего жи­тейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, гово­ря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были увере­ны, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводитель­ствовал отважными злодеями. (П.)

П. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как вве­дение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это по­мещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди.

6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.)

7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было


(н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

1) Не встретил.... 2) Не встречался.... 3) Встречать­ся было.... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6)... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил.... 8) Разговаривать было... и....

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как),
не что иное (как)
или никто иной (другой), кроме в нужных па­
дежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2)..., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти мес­та. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знакомым. 4) Это село славится..., как искусными костяными изделиями. 5)..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому сло­
варю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столет­ний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агротехника, газификация, электрифика­ция, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карика­тура, уничтожить, п..родия, небезынтересный, экзаменатор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными место­
имениями, затем — с отрицательными. Устно объясните, право­
писание каких местоимений требует проверки. Какими способа­
ми её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое — дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем... (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой ро­ли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужи­кам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ез­дить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной те-


леги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувст­вую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заво­дился и ничего не держал у себя: всё было на руках у ку­ренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится
этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении свя­
зи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите,
расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор
выделенных слов.

Школа только нач.. нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Ра­бочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном по­ход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляет­ся разум. Но знания (не)связанные с ч..ством граж­данств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни не­исчерпаемы. Главное — с детства пр..общиться к духовно­му миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

ГЛАГОЛ § 49. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

274. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очу­
титься
и некоторых других 1-е лицо единственного числа не
употребляется. Спишите, заменяя такие глаголы, данные в скоб­
ках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице
настоящего или будущего времени).

Образец. Я (победить) своего противника.Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я поста­раюсь победить...; или: Я надеюсь победить... и т. д.).

1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища


извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

Формы глагола

Неопределённая форма глагола

Доверять — несов. вид, I спр.; доверяться — несов. вид, I спр., возвр.; доверить — сов. вид, II спр.

Изъявительное наклонение

Настоящее время


Ед. ч.

Мн. ч.


 

1-е л. доверяю доверяюсь
2-е л. доверяешь доверяешься
3-е л. доверяет доверяется
1-е л. доверяем доверяемся
2-е л. доверяете доверяетесь
3-е л. доверяют доверяются

 


Ед. ч.

Мн. ч.


Будущее время

1-е л. буду доверять буду доверяться доверю

2-е л. будешь доверять будешь доверяться доверишь

3-е л. будет доверять будет доверяться доверит

1-е л. будем доверять будем доверяться доверим

2-е л. будете доверять будете доверяться доверите

3-е л. будут доверять будут доверяться доверят


 


Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

j Мн. ч.

I.

Ед. ч. i Мн. ч.


 

м. ср.
доверил доверила доверило доверили

Прошедшее время
р. доверял доверялся

р. доверяла доверялась

р. доверяло доверялось

доверяли доверились

Сослагательное (условное) наклонение

м. Ж. ср.

р. доверял бы доверялся бы доверил бы

р. доверяла бы доверялась бы доверила бы

р. доверяло бы доверялось бы доверило бы

доверяли бы доверялись бы доверили бы

Повелительное наклонение

2-е л. доверяй доверяйся доверь

2-е^л. доверяйте _______ доверяйтесь доверьте



275. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного

числа настоящего времени. Подчеркните чередующиеся соглас­ные.

Махатьмашут, колыхать. Плакатьплачет, клокотать, ткать. Плескатьплещет, полоскать, хле­стать. Сыпатьсыплет, щипать, трепать, дремать.

276. Спишите, употребляя глаголы в форме настоящего вре­
мени.

1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лило­вая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.)

3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенит­
ся море, не (плескать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной се­
ребристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи
мне орешник в кузовок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать)
за щёки. (Ч.) 8) Всё (дремать), но (дремать) на­
пряжённо-чутко. (М. Г.) 9)...Несётся Терек, волнами то­
чит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал. (П.)
10) Опять сомненье душу (глодать). (Исак.)

277. Спишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме
прошедшего времени.

1) Источник (иссякнуть).Источник иссяк. 2) Шторм (утихнуть). 3) Пловец (достигнуть) берега.

4) Танки (настигнуть) противника. 5) Костёр (потухнуть).
6) Голос (охрипнуть). 7) Река (замёрзнуть). 8) Враже­
ское наступление (выдохнуться). 9) Ребёнок (озябнуть).
10) Шахматист (отвергнуть) предложение соперника со­
гласиться на ничью. 11) Дети (продрогнуть) от холода.

Особенности употребления некоторых глаголов

1. Глагол хотеть в форме настоящего времени единст­венного числа изменяется по первому спряжению, во мно­жественном числе — по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят. Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

2. Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы по­велительного наклонения (встречающиеся иногда формы «езжай», «ехай» недопустимы в литературной речи). При необходимости выразить значение побуждения можно ис­пользовать формы поезжай, поезжайте (неопределённая форма глагола «поезжать» неупотребительна).


3. Глагол жечь имеет формы жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др.

4. Глагол чтить (проявлять глубокое уважение, почи­тать) спрягается как глагол II спряжения (чту, чтить, чтит, чтим, чтите), но в 3-м лице множественного чис­ла настоящего времени наряду с формой чтят возможна и форма чтут. Ср.: 1) Потомки чтят память бес­страшных воинов. (Газ.); 2) Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. (М. Г.) Эти формы являются вари­антными.

278. Поставьте глаголы в нужной форме и спишите.

1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удер­жать негодованье уста упрямые (хотеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н.) 8) Солнце так и (жечь). (Григ.) 9) Прервётся ли души хо­лодный сон, поэзии (зажечься) ль упоенье? (П.) 10) Оба они любовно (чтить) память о ней. (М. Г.) 11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)! (Розов) 12) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Поел.)

§ 50. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, везут; поёт, по­ют; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летят; молчит, молчат (II спряжение).

Написание глаголов с безударными личными оконча­ниями определяется по спряжению.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы, оканчивающиеся в неопределённой фор­
ме на -ить (строить, строиться, носить, носиться);

б) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать,
слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, оби-


деть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и т. п.).

Остальные глаголы с безударными окончаниями — I спряжения, например: колотьколют, боротьсябо­рются, рытьроют, веятьвеют и т. д.

Исключения: глаголы брить и зиждиться относятся к I спряжению бреешь, бреют; зиждется, зиждутся.

Примечания: 1. О том, как писать окончания глаголов с при­ставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, напри­мер: выспишьсяспишь, выльешьльёшь и т. п.

2. Наряду с формой стлать {постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. от формы I спряжения: стелешь (постелешь, рас­стелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, посте­лется), стелют (постелют, расстелют, постелются).

2. Буква ь пишется:

а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на
вопрос что делать? или что сделать?, например: То­
варищ хочет
(что делать?) учиться (сравните: Това­
рищ
(что делает?) учится в институте). Ему надо
(что сделать?) заняться математикой (ср.: Он (что
сделает?) займётся математикой);

б) в окончаниях 2-го лица единственного числа, напри­
мер: учишь, учишься;

в) в повелительном наклонении после согласных, на­
пример: брось, бросься, бросьте, бросьтесь; отрежь, от­
режьте.
(Форма повелительного наклонения от глагола
лечьляг, лягте.)

3. Следует различать формы 2-го лица множественного
числа глаголов I спряжения изъявительного и повелитель­
ного наклонений: в изъявительном наклонении пишется
-ете, в повелительном--------- ите, например: 1) Когда выйде­
те на дежурство, проверьте журнал посещаемости (вый­
дете
— изъявительное наклонение), — Выйдите завтра
на дежурство (выйдите
— повелительное наклонение).

Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множест­венного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявитель­ном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм.Когда вы его посмотрите?


4. В основах глаголов прошедшего времени перед суф­фиксом пишется та же гласная, что и перед -ть в неопре­делённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять).

5. В неопределённой форме и форме прошедшего време­ни глагола пишется суффикс -ова- (ева), если глагол в 1-м лице настоящего времени оканчивается на -ую юю, на­пример: проповедовать (проповедую), беседовать (бесе­дую), ночевать (ночую), горевать (горюю). Если лее в форме 1-го лица единственного числа глагол оканчивается

на -ываю -------- иваю, то в неопределённой форме и форме

прошедшего времени пишутся суффиксы -ыва ----------- ива-,

например: докладывать (докладываю), учитывать (учитываю), рассматривать (рассматриваю), наста­ивать (настаиваю).

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова ева-, -ыва-

-ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, напри­мер: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ва- пи­шется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффик­са -ва-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя за­тмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя рази путь).

279. Спишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица мно­жественного числа настоящего или будущего простого времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение, обозначь­те личные окончания.

Бросатьброса \ют\ (несов. в., I спр.) — броситьбрдс \ят] (сов. в., II спр.), обидеть, обижать, утешиться, уте­шаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встречать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться.

280. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясняя графически выбор окончания.

Образец: стро \ят\ (II спр.).

I. 1) Блёкн..т травы. Дремл..т хаты. 2) В лицо мне дыш..т свежая трава. 3) А во ржи дорога стелется. 4) И, глубокие, бездонные, так и пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 5) Понапрасну травуш­ка измята в том саду, где зре..т виноград. 6) С молоды-


ми гармонистами соловьи завод..т спор. 7) И ласточки крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 8) Он стоит и каждый кустик слыш..т, каждый камень вид..т впере­ди... Ничего особого не пиш..т, только пиш..т: «Люба, по­дожди».

(М. Исаковский)

П. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т вдаль свой невод золотой — и скоро блеск по­меркнет и убуд..т. 2) На Альпы к сумеркам нисход..т об­лака. 3) Целый день печ..т дорожки солнце. 4) Ветер вдаль меня влеч..т, звонко песнь мою разнос.т. 5) За две­рью у соседа стуч..т часы и кап..т с окон лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т сад и мягко в ок­на ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким блеском

даль заж..тся.

(И. Бунин)

281. Спишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме по­
велительного наклонения. Объясните употребление буквы ь.

1) Туман нач.. нает клубит(?)ся над рекой. (Пауст.)

2) Городок начал ей даже нравит(?)ся. (Пауст.) 3) Не ста-
ре..т твоя красота, разг..рает(?)ся только сильней. (Твард.)
4) Ты идёш(?) по земле молодой — зелене..т трава за то­
бой. (Твард.) 5) Нет! Где дело идёт о народе, там я первый
увлеч(?)ся готов. (Н.) 6) Довольно бар вы тешили, (поте­
шить) мужиков. (Н.) 7) Помалкивайте, (кланяться), да не
(перечить) хворому, мы вас вознаградим. (Н.) 8) И скажу
я без утайки, приведись мне там и..ти, я хотел бы к той хо­
зяйке постучат(?)ся на пути, попросить воды напит(?)ся...
(Твард.)

282. Замените описательные обороты речи синонимическими
глаголами в повелительном наклонении (обязательно с ь).

1) Сделайте приготовление к производству опы­тов.Приготовьтесь к производству опытов. 2) Не­медленно наведите справку о времени отхода поезда.

3) Определите массу этого минерала. 4) Зря не заводите
споров. 5) Снимите пальто.

283. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения:
в первом он должен входить в составное глагольное сказуемое
(в неопределённой форме), во втором — употребляться как про-


стое глагольное сказуемое (в форме 3-го лица настоящего или бу­дущего простого времени). Запишите предложения. Подчеркните -тся и -ться.

Образец. Тебе эта книга может пригодиться.Те­бе эта книга пригодится.

Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, заботиться, справиться, окунуться, столкнуться, вклю­читься, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться,

284. Спишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в не­
определённой форме.

1) Чуть брезжит(?)ся. Ни один листок не колышет(?)ся. 2) Надо скорей собират(?)ся на рыбную ловлю, 3) Необхо­димо хорошо подготовиться к походу. Неплохо бы захва­тить с собой плащ-палатку: она может пригодит(?)ся в пу­ти. Пригодит(?)ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добрат(?)ся и поездом, и теплоходом. Лучше всё-та­ки отправит(?)ся на теплоходе: перед ужином удаст(?)ся ещё выкупат(?)ся. 5) Местность кругом нам очень нра-вит(?)ся, да разве может она не понравит(?)ся: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Туристы, ушедшие в поход, обе­щали вернут(?)ся к вечеру, но они задержат(?)ся, не вер-нут(?)ся вовремя. 7) Чувствует(?)ся, что гроза надвига-ет(?)ся. Удаст(?)ся ли им возвратит(?)ся до дождя?

285. Спишите, ставя глаголы в нужной личной форме настояще­
го времени. Укажите спряжение каждого глагола.

1-1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм.

2) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.)

3) Зной (палить) и (пыхать). (Даль) 4) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 5) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. (Даль)

П. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в ли­цо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Стан.) 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бо­роться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться) белые призраки, (пря­таться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не (хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышаться). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево


плохо (пилиться). (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10) (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (пле­скаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). (В. Бр.) 14) Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумер­ках (реять) снежинки (Нов.-Пр.)

286. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Солоухина. Какое
значение имеет форма глагола 2-го лица единственного числа в
тексте? Найдите выразительные средства языка. Какова их роль

в тексте?

Бывает так: в неяркий день грибной Зайдёшь в лесные дебри ненароком, И встанет лес игластою стеной, И загородит нужную дорогу.

Я не привык сторонкой обходить Ни гордых круч, ни злого буерака. Коль начал жить, так прямо надо жить, Коль в лес пошёл, так не пугайся мрака.

Всё мхи да топь, куда ни поверни; Где дом родной, как следует не знаю. И вот идёшь, переступая пни Да ельник грудью прямо разрывая.

Потом раздвинешь ветви, и в лицо Ударит солнце, тёплое, земное. Поляна пахнет мёдом и пыльцой, Вода в ручье сосновой пахнет хвоей.

287. Спишите, обозначая графически выбор орфограмм.

пов. н. I спр.

Образец: Крикни \те\ громче! Когда крикн \ётё\, я вый­ду к вам.

I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн-.те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес.те из комнаты лишние вещи. Когда вынес.те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Вы-


бер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Ко­гда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.

П. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

288. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем
настоящего или будущего времени. Спишите, подчёркивая в
неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный
суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окон­
чания. Устно составьте с каждой формой глагола предложения.

I. Видетьвиделвидит, обидетьобиделоби­
дит;
ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять,
лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.

II. Цепенетьцепенелцепенеет; одеревенеть, око­
стенеть, обледенеть, остолбенеть.

289. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной
чертой, настоящего — двумя.

1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он да­леко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рух­нул вниз. 3) Тихон полностью завис.т от своей матери Ка­банихи. Тихон завис.л от своей матери. 4) На улице гром­ко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.

290. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста.
Найдите случаи употребления форм настоящего и будущего вре­
мени для изображения картин прошлого. Подберите к этим глаго­
лам синонимичные формы. Сравните их изобразительные воз­
можности. Какие ещё выразительные средства языка использу­
ются в этом тексте?

Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей. Стоял он во гла­ве двора, у самого сада, — ветви лип обнимали его, — был


он невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не бу­дет, — так основательно глядел он из-под своей необыкно­венно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад пред­ставлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутро­выми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз были крыльца, — два старых больших крыльца с колонна­ми... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под би­рюзовым осенним небом!

Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушё­ного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Во всех комнатах — ив лакейской, в зале, в гости­ной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окру­жён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лило­вые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, сто­лы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамках никогда не трогались с места. И вот слышится покашливание: выходит тётка. Она небольшая, но тоже, как и всё кругом, прочная. На плечах у неё накинута боль­шая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про на­следства начинают появляться угощенья... (И. А. Бунин)

291. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы
несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- и,
где нужно, чередования звуков в корне. Корни обозначьте.

Опоздатьопаздывать, сознатьсясознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осме­ять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одо­леть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распро­дать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать.

292. От данных глаголов при помощи суффиксов ива-, -ыва- об­
разуйте другие. Подчеркните корневые гласные о или а и рас­
ставьте ударение. Составьте словосочетания с глаголами, образо­
ванными от выделенных слов.

Заработатьзарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть.

Обусловитьобусловливать, опорочить, подыто­жить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить.


293. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на
-ива-, -ыва-.

1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальней­шие переговоры уполномочивался вести глава делегации. 3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строи­тельстве и узаконивать их. (Газ.) 4) Осв-.ивались новые области нашей необъятной Родины. (Ушаков) 5) Леса обуславливают климат. (Ч.)

294. Спишите, подбирая к выделенным словам синонимы.

Концентрировать все силы на своевременной уборке урожая; реставрировать разрушенный дворец; аннулиро­вать неправильное постановление; форсировать ход собы­тий; мотивировать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; иронизировать над кем-либо; потерпеть фиаско.

295. Спишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, подхо­
дящий по смыслу (глаголы ставьте в прошедшем времени).

1) Он широко... и подпрыгивал. (Т.) Стрелковый ба­тальон, готовясь к параду,... на площади (маршировать, шагать). 2) Световыми сигналами самолёты... стрельбу артиллерии. Связисты... повреждение на линии (исправ­лять, корректировать). 3) Обстановка дома вполне... с его обитателями. (Т. С.) Полученное ранее известие... дейст­вительности (гармонировать, соответствовать). 4) Знаме­нитые певцы обычно... эпизодическими ролями. (Л. Н.) Эскадра, приближаясь к острову Цусима, совершен­но... противника. (Нов-Пр.) (игнорировать, пренебрегать).

296. Проанализируйте два стихотворения А. Фета и определите,
какими морфологическими средствами достигается в них впечат­
ление движения, беспрерывного изменения природы или состоя­
ния человека. Глаголы каких наклонений использует поэт в по­
следнем стихотворении? Объясните их написание.

Тёплым ветром потянуло,

Смолк далёкий гул... Поле тусклое уснуло,

Гуртовщик уснул.

В загородке улеглися

И жуют волы, Звёзды чистые зажглися

По навесу мглы.


Только хор свой огибает

Месяц золотой, Только стадо сберегает

Пёс сторожевой.

Да и тот задремлет чутко —

Не усну лишь я... Огонёк блеснул... малютка,

Верно, ждёт меня.

•к "к "к

Если зимнее небо звездами горит

И мечтательно светит луна, Предо мною твой образ, твой дивный скользит,

Предо мною ты вся создана.

И светла и легка, ты несёшься туда...

Я гляжу и молю хоть следов, И светла и легка — но зато ни следа;

Только грудь обуяла любовь.

И летел бы, летел за красою твоей,

И пускай в небе звёзды горят, И быстрей и светлей мириады лучей

На пылинки ночные глядят.

297. Прочитайте текст, озаглавьте его, перескажите. Составьте предложения с фразеологизмами, запишите их. Как появились фразеологизмы остаться с носом, зарубить на носу?

Оказывается, эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к сло­ву нос как обозначению части лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невес­ты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появи­лись выражения показать нос, водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить).

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли па­мятную дощечку, бирку, которую носили с собой (здесь нос — от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные зарубки. (А. Арсирий)


298. Прочитайте и укажите значение фразеологических оборотов
(при затруднении используйте словари). Спишите, с выделенны­
ми фразеологизмами составьте предложения.

Иметь значение, играть роль, играть первую скрипку, проходить красной нитью, положить под сукно, ув..нчать лаврами, подве..ти итоги, прилагать усилия, занимать первое место, предпринять шаги, принять меры, оставляет желать много лучшего, вскрывать недостатки, произвести впечатление, головой ручаться.

299. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при упо­
треблении глаголов и использовании фразеологических оборотов.
Исправьте предложения.

1) Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскры­вает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Оне­гин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Положительные художе­ственные образы играют огромное воспитательное зна­чение.

300. Спишите. Укажите вид глаголов, в которых пропущены
буквы, и обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся глас­
ные.

1) Дуновение живой силы к..снулось сердца матери, бу­дя его. 2) Нет ничего, что не к..салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и слага­лись в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл..гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул го­лову, закрыл глаза и зам..р. 6) Всё странно зам..рало в су­мрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт..р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт..рать снова. 8) Он любовно заж..гал дрова.

(М. Горький)

301. Спишите, заменяя выделенные существительные одноко-
ренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При
затруднении проверьте по орфографическому словарю. Среди об­
разованных вами глаголов подчеркните непереходные.

Проп..ведь новых взглядов, р..ферат статьи, пропаганда юр..дических знаний, стабилизация положения, ч..ство удовлетворения, доклад о работе ком..сии, чествование по­бедителей, участие в спектакле.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.