КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводные слова, обращения и междометия
437. Найдите вводные слова, обращения и междометия. Расскажите об их роли в нашей речи. 1) Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан. 2) Чу! Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает. 3) Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья её души не веселят. 4) Итак, домой пришед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лёг. 5) С Швабриным, разумеется, виделся я каждый день. 6) Подруга дней моих суровых, голубка дрях- лая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик динь-динь-динь. (Из произведений А. Пушкина) § 81. ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ 1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спали. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется? (Л.); 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный. (Аре.) 2. Вставные конструкции, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.) 3. Вводные слова выражают различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие: а) для выражения уверенности: безусловно, без со б) для выражения неуверенности: вероятно, види в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к г) для указания на источник того или иного сообще д) для указания на последовательность явлений, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть. Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.) Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естественно, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.); 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: 438. I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно). 1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. — В мае возможно будут заморозки. 3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом — вводным словом. По-моему, к несчастью, скажем, вероятно. 439. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие а) 1)... частые и сильные дожди мешали успешному хо б) 1) Лицо Ноздрёва... уже сколько-нибудь знакомо чи в) 1)... мы давно должны были уже прийти в деревню, но г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходи 2) Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человека.... ею надо обязательно заниматься. 3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч... принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а... рассмеялся. 5) Мы всё подготовили к походу и... завтра отправляемся в путь. 440. Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ружья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса... Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. (Аре.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу... (Аре.) 7) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель нашей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опекушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.) II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Мужское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.) III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а напротив я сам должен буду уйти после десяти надевши шубу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним словом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими дремали в морской глади недалеко от дому. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под словом «литература» повести романы стихи словом беллетристику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим приняли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.) 441. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните вводные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |