Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложноподчинённое предложение




458. Произведите синтаксический разбор данных предложе­ний и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.

I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.) 2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. (Ч.) 3) Напишите, когда вы приедете. (Ч.) 4) Кто посеял, тот и пожал. (Даль) 5) Куда пошла река, там и русло будет. (Поел.) 6) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека. (Аре.) 7) По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. (Бун.)

П. 1) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. (Н. Ник.) 2) Валя проснулась оттого, что в столо­вой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. (Ф.) 3) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. (Пришв.) 4) Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. (М. Г.) 5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.)


§ 84. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

1. Придаточное предложение отделяется от главного
предложения запятой, а если стоит внутри главного, то
выделяется запятыми с обеих сторон, например: 1) Когда
солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь
от радости.
(М. Г.); 2) Над долиной, где мы ехали, спус­
тились тучи.
(Пришв.)

Не отделяется запятой неполное придаточное предложе­ние, состоящее из одного союзного слова или союза: Меня спросили, куда я поеду летом. Я объяснил куда.

2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, от­того что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в за­висимости от смысла высказывания и интонации один раз — или до всего сочетания, или перед союзами что, чтобы, как, например: Он не явился на занятия, потому что заболел.Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому, что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

3. В конце сложных предложений, включающих прида­точное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ста­вится (если в целом предложение не является вопроситель­ным): 1) Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь. (Т.); 2) Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать. (П.) (Но: Почему ты не спросил у него, когда отходит последний поезд?)

459. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения. Определите виды прида­точных.

1) Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моём столе. (Г.) 2) Когда в окнах за­полыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. (Па-уст.) 3) Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. (Ее.) 4) Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы вет­ками не исхлестало лицо. (Пауст.) 5) Мы шли то под ста-


рыми берёзами то по широким полянам на которых вольно и свободно стояли могучие... дубы. (Бун.) 6) Пьер не отве­чал потому что ничего не слыхал и не видел. (Л. Т.) 7) Она уехала что(б) больше никогда не вернуться в Знаменское. (Л. А.) 8) (Как)будто не было зимы цветут деревья безза­ботно. (Сок.)

460. Составьте сложные предложения, в которых каждое из дан­ных слов где, куда, откуда присоединяло бы следующие прида­точные предложения: 1) места, 2) определительное, 3) изъясни­тельное.

461. Составьте сложные предложения, в которых союзом что присоединились бы придаточные изъяснительные и придаточные степени, а союзным словом что — определительное, изъясни­тельное, присоединительное. Составьте сложные предложения, в которых союз чтобы присоединял бы придаточное цели и прида­точное изъяснительное.

462. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения. Устно определите виды придаточных.

1) Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе по­года стояла совсем тёплая и поплёлся к Коваленкам. (Ч.) 2) Кругом было тихо так тихо что по жужжанию кома­ра можно было следить за его полётом. (Л,) 3) Я думал о том что случилось и ничего не понимал. (Ч.) 4) Яков был прозван Турком потому что действительно происхо­дил от пленной турчанки. (Т.) 5) Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь после еды побежал к осоке и отсюда оглядел местность. (Ч.) 6) Из-за скалистого холма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире. (Ч.) 7) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под зем­ли точно над степью носился невидимый дух и пел. (Ч.) 8) Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь сту­чать ногами побежал к осоке. (Ч.) 9) После трудного дня такая радость охватила меня что я даже обнял своего Лувена и он старый прослезился от удовольствия. (Пришв.) 10) Жара была такая что малейшее движение утомляло. (Стан.) 11) Я опять пришёл сюда слушать при­бой долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход и потом


очнулся в тумане. (Пришв.) 12) Таких далёких и чистых далей какие открываются с этого холма мало в России. (Пауст.)

463. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения.

I. 1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмот­реть что это за люди. (Ч.) 2) Я не понимал для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. (Ч.) 3) Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе мол­чали и только смотрели на меня. (Ч.) 4) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю. (Ч.) 5) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача приподнимая то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась. (Ч.) 6) Кое-где по моху и лопушкам болотным запах этот был очень си­лён но нельзя было решить в какую сторону он усиливал­ся и ослабевал. (Л. Т.) 7) Искатель женьшеня приютил меня покормил не спрашивая откуда я и зачем сюда при­шёл. (Пришв.) 8) Весь простор будто затянут паутиной и не разберёшь где кончается море и начинается небо. (Нов.-Пр.) 9) Нескошенные луга так душисты что с непри­вычки туманится и тяжелеет в голове. (Пауст.) 10) Я на­чал читать и зачитался так что к огорчению взрослых поч­ти не обратил внимания на нарядную ёлку. (Пауст.) 11) Я видел счастливого человека заветная мечта которо­го осуществилась так очевидно который достиг цели в жиз­ни получил то что хотел который был доволен своею судь­бой и самим собой. (Ч.)

П. 1) В то время когда со старых осин летит пух моло­дые переодеваются из своей коричневой младенческой оде­жды в зелёную. (Пришв.) 2) Взгляд и улыбка у него были так приветливы что сразу располагали в свою пользу. (Гонч.) 3) Индейский петух подняв голову и озираясь во­круг неистово выругался по-своему точно сердитый коман­дир оборвал всю команду на ученье за беспорядок. (Гонч.) 4) Синцов с тревогой вспомнил о словах Серпилина что время дорого и заколебался задерживать ли корреспонден­та. (К. С.) 5) В то время как Райский уходил от неё [Веры] Тушин прислал спросить может ли он её видеть. (Гонч.) 6) Пишу Вам дабы предупредить Вас что фельетон бу-


дет выслан мною не сегодня в воскресенье а завтра в поне­дельник. (Л.) 7) Писатель истинно владеющий своим ремес­лом всегда лаконичен ибо всякая доработка окончатель­ная обработка произведения это прежде всего изъятие лишнего. Лев Толстой говорил что лучший вид правки это сокращение. (Наг.) 8) Маша чувствовала что он [Синцов] взволнован ещё чем-то не только их свиданием но не могла понять чем. (К. С.) 9) Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (Ч.)

464. Из двух простых предложений составьте сложноподчинён­
ное с одним придаточным предложением.

1) Туристы свернули в лес; этот лес тянулся на десятки километров. 2) Посёлок находился в лощине; возле этого посёлка отряд расположился на отдых. 3) Берёзки вырос­ли и стати теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти берёзки при мне были посажены около забора. 4) Автобус остановился на горном перевале; далеко внизу пассажиры увидели сверкающее море. 5) Болота покрылись крепким слоем льда; в начале ноября неожиданно начались сильные морозы. 6) Снегопад прекратился; регулярное движение городского транспорта возобновилось.

465. Переделайте предложения, превратив придаточные предло­
жения причины в придаточные следствия, придаточные следст­
вия — в придаточные причины.

1) За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная. 2) Лес стоял тём­ный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрыва­лась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.

466. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания.
Определите тип речи. Найдите в тексте метафоры. Какие ещё вы­
разительные средства языка используются в этом тексте?

Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу


Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой зем­ли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увл..кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как долж­но быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую гла­за не было видно н..чего кроме блеска молний. (А. Чехов)

§ 85. СИНОНИМИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМИ

И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

467. Произведите замену придаточных определительных предло­
жений причастными оборотами, где это возможно. Если замена
невозможна, устно объясните почему.

1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись ря­дами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) Около дома был не­большой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского со­брата. 5) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 6) Кругом — в лесу и на поле — стоя­ла тишина, которую нарушает только однообразное жуж­жание комаров. 7) Енотовидная собака — животное, кото­рое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. 8) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах. 9) Сразу трудно было найти ло­дочника, который бы перевёз нас на другой берег. 10) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжёлта-бурой травой.

468. Произведите замену обстоятельственных придаточных пред­
ложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если за­
мена невозможна, объясните (устно) почему.


1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой то шорох. 3) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась всё более дикой. 5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.

469. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов
придаточными предложениями. Запишите полученные сложно­
подчинённые предложения.

1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд по­пал в долину, поросшую густым лесом. 2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3) Вступая в лес, тя­нущийся на несколько сот километров, невольно испыты­ваешь чувство некоторой робости. 4) Сильно устав, путе­шественники всё же упорно шли вперёд. 5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.

470. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль
текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что струк­
тура текста соответствует этому типу речи. Подберите синонимы
к выделенным словам. Определите тип сказуемого в первом пред­
ложении. Составьте схему последнего предложения. Написание
какого слова в предпоследнем предложении зависит от правиль­
ного определения его части речи? Докажите.

Исти..ое творчество всегда народно.

У Высоцкого(поэта) слово пр..ходило с улицы и от­чистившись его талантом на улицу выходило. У него нет злых песен хотя он к..сался разных отнюдь (не)самых свет­лых сторон жизни.

Подобно Есенину Высоцкий возводил низовую культуру в культ всего общества и подобно Зощенко в своих сатири­ческих ц..клах он очень точно определял тип людей от ли­ца которых пел. Он ввёл в большую поэзию человека со ста­рого московского двора пел от им..ни разных людей строи­телей фронтовиков боксёров моряков альпинистов шофёров спортсменов.


Он часто говорил о той стороне жизн.. о которой «офи­циальная» поэзия (не)говорила о человеческой дол., об оби­дах о том что в жизн.. (не)получает(?)ся о людях которых вроде бы списали со счетов но они живут и хотят жить. Причём он как(будто) входил во внутре..ее состояние пер­сонажа о котором пел и может (по)этому кстати у слушате­лей возникало убеждение что Высоцкий каждый раз пел про себя.

Высоцкий как исти..ый поэт пропустил время через своё сер(?)це. Его творчество нравстве..о потому что чес(?)но. Его интерес — ситуация внутре..его состояния когда чело­век оказывает(?)ся перед выбором на грани излома надры­ва и ему нужны мужество воля одержимость что(бы) высто­ять победить.

Кажется нет темы в нашей жизни за двадцатиле­тие) 60—80-х гг., которой бы он не к..снулся. (По А. Деми­довой)

§ 86. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколь­кими придаточными предложениями бывают двух основ­ных типов: 1) все придаточные присоединяются непосред­ственно к главному; 2) первое придаточное присоеди­няется к главному, второе — к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредст­венно к главному, могут быть однородными и парал­лельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные сою­зы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные на­зываются соподчинёнными.

Если соподчинённые предложения соединяются сочини­тельными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я на-


прасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При глав­
ном предложении имеются два однородных (сопод­
чинённых) предложения (изъяснительные), которые связа­
ны одиночным союзом и, перед которым запятая не
ставится: ________________

[ ]> (что...) и (что...).

Если же однородные придаточные не соединяются со­чинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле про­хлада. (Ч.) При главном предложении имеются два одно­родных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними

стоит запятая:.____________,

(------ т----------- *

[ ], (как...), (как...).

Если однородных придаточных несколько, то знаки пре­пинания ставятся по тем же правилам, что и при однород­ных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, за­снеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (со­подчинённых) придаточных (времени); перед каждым при­даточным стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена

запятая:

i---------------- *------------------------------- *

[ ] и (когда...), и (когда...).

Если при главном предложении имеются два однород­ных придаточных (определительные), которые очень рас­пространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепив­шись с ночным. (Шол.)

I------------ *--------------------- *

[ ] (когда...); (когда...).

2. При главном предложении могут быть неоднород­ные придаточные, которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предло-


жении находятся два неоднородных придаточных (прида­точное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое

предложение с параллельным подчинением:

* 1 *

(Когда...), [ ], (что...).

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточ­ное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й сте­пени (придаточное 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последовательным под­чинением, например: Была ночь, когда я вышел на ули­цу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

[ ], (когда...), (где...).

Придаточное 1-й степени — придаточное времени; при­даточное 2-й степени — придаточное определительное.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут ока­заться два подчинительных союза, например: Старик пре­дупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке не­чего и думать. При главном предложении имеется изъяс­нительное предложение, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:

[ ], (что, (если...)...).

Если в сложноподчинённом предложении оказывают­ся рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запя-тая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и ду­мать', 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обе­щал принести книгу, так должен выполнить своё обе­щание.

[ ], (что (если...), то...).

[ ], (что (если...), так...).


III. Имеются такие сложноподчинённые предложения,
в которых указанные виды предложений комбинируются,
например: В тишине отчётливо послышалось, как про­
стонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами
медведя, которого необычный гул и треск выгнали из ле­
са.
(Пол.) __^

[ ], (как...) и (как...)., (которого...).

471. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обо­
значьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте
схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доно­сит второпях с поля сражения не успев ещё собрать послед­них сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отно­шениях лесть и похвала необходимы как подмазка необхо­дима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть прав­дой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись по­сле света к темноте приходилось ощупью отыскивать доро­гу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)

7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолже­ние нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.)

8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему голо­вы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)

472. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания, со­
ставьте схемы сложных предложений.

1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заме­тить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согла­ситься с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность


доброта ласка доброжелательность рождаются в труде забо­тах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чув­ства эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)

473. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчи­
нённое и запишите его.

Образец. Природамогучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравствен­ный облик человека, его духовная культура, мировоззре­ние (хотя, потому что).Хотя природамогучий источник воспитания человека, с познания природы, од­нако, лишь начинается становление его ума, чувств, убе­ждений, потому что только в труде, в общественных от­ношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспи­тывается лень мысли. Она может сформировать и легкомыс­ленное отношение к жизни (если..., если..., который...). 2) Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчи­во. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы...). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда...). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чте­ние должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо...).

474. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их
употребление. Составьте схемы 1—6-го предложений.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец


ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцов­ского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фан­тазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокой­ное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш ме­няясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) б) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пят­но которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опе­ки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бед­ную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)

475. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 1—4-го предложений.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувству­ешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движе­ние взгляд в которых светилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слиш­ком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и что сад плохо снабж..н водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрезывал свои розы ещё влажные от ро­сы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Че­хову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги


разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хо­рошие тёплые утра его можно было вид..ть на скамейк.. за домом в самом укромн..м месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид..ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овладевало веселье и ко­гда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и пока­чиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м ис-крен..м и глубоким смехом. (А. Куприн)

§ 87. НЕКОТОРЫЕ НЕДОЧЁТЫ И ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.

1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, ко­торой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, на­до было закончить из-за темноты.

2. Неправильно совмещается иногда придаточное пред­ложение и причастный оборот: Вечером мы были на тури­стской базе, которая стояла на берегу моря и зани­мавшей почти полпарка. Это предложение можно ис­править так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Сложноподчинённое предложение с двумя или не­сколькими придаточными излишне загромождается одина­ковыми союзными словами, например: Деревня, в кото­рой мы провели лето, находилась на берегу реки, кото­рая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась оби­лием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, нахо­дилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.


4. В сложноподчинённых предложениях с однородны­ми придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзо­вой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные

предложения.

1.1) Книга рассказывает нам интересную историю жиз­ни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цве­тами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и рас­ходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе ди­визии получили известие, что река вскрылась, что перепра­ва ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подо­шли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Тури­сты свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд рас­положился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой тра­вой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочув­ствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь по­бои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.

3) Авторские ремарки указывают на разные детали, на­пример на стук топора, который доносится из-за кулис.

4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра от­ветил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.

5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.


БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 88. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ

ПРЕДЛОЖЕНИИ

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следую­щие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоето­чие и тире.

1. Запятая ставится в том случае, когда предложе­ния обозначают одновременно или последовательно проис­ходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)

2. Точка с запятой ставится тогда, когда предло­жения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый ут­ренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)

3. Двоеточие ставится в следующих случаях:

а) когда второе предложение указывает причину то­
го, о чём говорится в первом, например: Любите книгу:
она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыс­
лей, она научит вас уважать человека.
(М. Г.) (Ср.: Люби­
те книгу, потому что она поможет...);

б) когда второе предложение раскрывает содер­
жание первого, поясняет первое или какой-нибудь
член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко
желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет це­
лыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит
пунцовыми пятнами.
(Купр.) (Ср.: Степь весело пестре­
ет цветами, а именно: ярко желтеет дрок...);

в) когда второе предложение дополняет первое, на­
пример: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и
толкает.
(Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, что кто-то бе­
рёт меня за плечо...)

Иногда в первом предложении опускаются слова и уви­дел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я под­нял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела


мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел: перед огнём сидела мельни­чиха...)

4. Тире ставится в следующих случаях:

а) если предложения рисуют быструю смену со­
бытий или неожиданный результат действия,
например: 1) Проснулсяпять станций убежало назад.
(Г.); 2) Сыр выпалс ним была плутовка такова. (Кр.);

б) если в предложении содержится противопостав­
ление, например: Одно полено не горит и в печидва
полена не гаснут и в поле.
(Поел.) (Ср.: Одно полено не го­
рит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.);

в) если первое предложение обозначает время или
условие совершения действия, о котором говорится во
втором предложении, например: 1) Лес рубятщепки
летят.
(Поел.); 2) Назвался груздемполезай в кузов.
(Поел.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если
назвался груздем, полезай в кузов.);

г) если то, о чём говорится в одном предложении,
сравнивается с тем, что сказано в другом, например:
Молвит словосоловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как
соловей поёт.);

д) если второе предложение указывает на результат
того, о чём говорится в первом, например: Солнце дым­
ное встаёт
будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце
дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горя­
чий.)

477. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.) 4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом, плавни­ки были ярко-красного цвета, от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. (Купр.) 5) Виктор Александрович... по­смотрел на каминные часы: было двенадцать минут перво-


го. (И. Шм.) 6) Скажешь слово — добавят десять. (Поел.) 7) Кончил дело — гуляй смело. (Поел.) 8) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Па-уст.) 9) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с но­чи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

478. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложе­
ния в сложные бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препи­
нания.

1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, по­этому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.

479. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их расстановку.

I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую оси­новую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Карти­на переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где вид­неются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Не­счастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мости­ке трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)

И. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядыва­юсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царст­венно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.)

7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.)

8) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не ле-


зет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окна­ми поёт. (Заб.)

III. 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дрях­лый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зим­нее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хле­ба видать. (Поел.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего в дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной тра­ве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) У ля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав по­стромки. (Ф.)

IV. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос че­ловеческий не откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошло­годняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу ро­ман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в суг­робы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч про­жектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)

480. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Из уст в уста из поколения в поколение передавалась (н..)писа..ая мудрость народных примет. Идеальные ба­рометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь что на сле­дующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мечет(?)ся (в)верх-(в)низ ждите до­ждя. Усвойте полезные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (не)лёгкая наука. Что(бы) научит(?)ся наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упраж-нят(?)ся. (По Д. Зуеву)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 7408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.