КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кавычки
Тире Двоеточие Двоеточие ставится: 1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.); 2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. (Пауст.) Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инженер Кубарев и директор завода Кузьмин. 2. Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) 3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать». (Г.); 2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш Тире ставится: 1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое 3) Учить — ум точить. (Поел.); 4) Наша задача — Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (существительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. (Бел.) 2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.) 2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: 1) Надежду и пловца — всё море поглотило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие. 3. Для выделения вводных слов и предложений, а также вставных конструкций, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. (Кр.);
2) Тут — делать нечего — друзья поцеловались. (Кр.); 3) Я слышал — правда ль? — будто встарь судей таких видали. (Кр.)
4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возом — бух в канаву. (Кр.); 2) Шагнул — и царство покорил. (Держ.); 3) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.) 5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царь — я раб, я червь — я Бог. (Держ.); 2) Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г.) 6. В бессоюзном сложном предложении: а) если первое предложение обозначает условие или б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав в) если второе предложение заключает в себе результат 7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?» — промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.) 8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» — «Да наши предки Рим спасли». — «Всё так, да вы что сделали такое?» — «Мы? Ничего!» — «Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.) 9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает «от... до»: На линии Нижний Новгород — Москва ходят комфортабельные теплоходы. 9. Скобки В скобки заключаются вводные слова и предложения, а также вставные конструкции, приводимые в качестве добавочного замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: 1) В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. (Т.) Кавычки ставятся: 1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.) 2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.) 497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4). 1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материала!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.) 498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните постановку знаков препинания. I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по делам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом владеет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому граниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть либо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег. П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Расступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Старик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с тобою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее небо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно недавно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи прости. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.) 499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните постановку знаков препинания. I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул 500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил, 1) Приближалась осень и в старом саду было тихо грустно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмеялись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно бывает напротив лицо её стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась прекрасно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали неловкость. (Л. Т.) 501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч- ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Отовсюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Батурина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпирайтесь. (П.) П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на площадях и улицах не заметно никаких признаков пробуждения. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь пожелтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает вокруг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спадает тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.) 502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тропы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |