Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добрые друзья. Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звука­ми и другими интересными проявлениями (что




 

Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звука­ми и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления предста­вителей животного мира позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Они нравятся детям многообразием окраски, раз­меров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окра­ской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызыва­ет у малыша, как правило, радость, оживление, удивление.

Взрослые помогают детям познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у де­тей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным — это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравст­венно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться). Очень важно предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости.

Если вы приобрели домашнюю живность, то запомните, что вы принимаете на себя немало забот, требующих затраты сил, време­ни, средств, специальных знаний. Заводите птичку, рыбку, зверька только в том случае, если вы имеете возможность уделить им до­статочно внимания и заботы. Постарайтесь сделать все, чтобы они стали вашими общими любимцами.

Как же должны вести себя взрослые, если в доме есть

Прежде всего общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правиль­но общаться с животным, и может непроизвольно нанести ему и себе вред. Поэтому помогайте детям в общении с животными, что­бы оно не было опасным.

Нередко в квартирах можно увидеть аквариумы. Наполненный чистой водой, «населенный» разными растениями и нарядными, как живые цветы, рыбками, он становится украшением жилого по­мещения. Аквариум не только красив — знакомство с его обитате­лями очень интересно для детей. Созерцание этого живого мира приносит эстетическое удовлетворение, открывает для вашего ма­лыша много нового.

Сначала можно рассмотреть аквариум, вызвав удовольствие ребенка, убедиться, что в нем налита вода (зачерпните кружку во­ды и вылейте обратно), обратить внимание, что на дне желтый пе­сок, камешки, красивые зеленые растения. Это домик для рыбки, в нем она будет жить. «Аквариум — маленький пруд, в нем разно­цветные рыбки живут». Для малыша лучше приобрести одну ярко-окрашенную, достаточно крупную, активную рыбку. Это может быть обыкновенная золотая рыбка, серебристый карась или какая-либо другая.

Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за ее поведением рекомен­дуем многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Поясните ребенку, что рыбка живет только в воде, без воды для нее нет жиз­ни. Полюбуйтесь ею вместе с ребенком: «Нравится тебе рыбка? Чем нравится? Мне тоже очень нравится. Красивая рыбка!»

Затем рассмотрите рыбку более внимательно: «Посмотри, какого она цвета, ка­кая она большая, красивая. Она называется золотая рыбка». В следующий раз инте­ресно с ребенком понаблюдать, что делает рыбка в аквариуме. Рыбка плавает, и ре­бенок восклицает: «Ой, плавает, плавает!» Не спешите с вопросами, малыш их не слышит. Важно наблюдать за действиями, жизненными проявлениями рыбки и со­провождать наблюдение словами: «Смотри, куда поплывет наша рыбка». При этом побуждайте малыша к повторению слов.

Постепенно включайте вопросы, в ответ на которые ребенок называет то или иное действие рыбки: «Куда сейчас поплыла рыбка? А теперь куда плывет? Быстро или медленно?» Обратите внимание на движения рыбки хвостиком. «Сложи ладош­ки и подвигай ими, как рыбка хвостиком». Малышу это интересно, он с удовольст­вием имитирует движения рыбки вместе с вами.

В следующий раз поставьте новую цель. «Посмотри, что рыбка делает в нашем аквариуме — спряталась или плавает?» При таком наблюдении ребенок не только познает объект, но и учится заме­чать состояние живого существа и правильно вести себя с ним. Ес­ли рыбка спокойно плавает, то можно и дальше смотреть, она не боится. А если рыбка спряталась, то лучше оставить ее в покое...

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных пред­ставлений о его физическом благополучии. Заботливое отношение к животным у детей развивается только при систематических, дли­тельных контактах и общении с ними. При этом особо обращайте внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его по­веденческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Учите своего ребенка способам правильного обращения с жи­вотными, показывайте, как нужно за ними ухаживать. Ребенку на­до сразу объяснить, что рыбка в аквариуме не игрушка, а живая, что она требует особого отношения.

Интересны и наблюдения за кормлением рыбки. Вы даете ей корм (определенную норму) в одно и то же время каждый день, желательно в присутствии малыша. Вместе посмотрите, как кор­мится рыбка. Спросите, что она сейчас делает, чем хватает корм (ртом). Поясните, что кормить рыбку надо каждый день. Это вос­питывает не только бережное отношение, но и заботу о живом: «Рыбка плавает, ей хорошо в аквариуме, потому что она сыта».

В другой раз можно спросить малыша: «А вот кого мы еще сегодня не покорми­ли? Правильно, рыбку. Она ждет не дождется, ей очень хочется есть. Вот как она быстро подплывает и ест. Посмотри, как рыбка сразу повеселела. Рыбка, рыбка-озорница, рыбка плавает в водице».

Спойте песенку про рыбку, ребенок будет подпевать. Это усилит эмоциональное впечатление.

Поясните малышу, что рыбка может жить только в воде, сама плавает, ест, ее нельзя трогать, вынимать из аквариума, из воды, иначе она умрет. Так у ребенка создается правильная ориентация в отношении к живому (бережно, правильно обращаться проявлять заботу).

Наблюдения за рыбкой многократно повторяйте, через некоторое время снова возвращайтесь к ним, так как ребенок радуется встрече со знакомым объектом. Предоставьте ему свободно, естественно проявлять свое отношение к живому существу,' пусть высказывается, выражает свои чувства. От такого общения с при­родным объектом малыш получает большую радость.

Немало семей содержат декоративных птиц — канареек, по­пугаев и др. Они хорошо приживаются в домашних условиях. Содержание певчих и декоративных птиц — одна из старейших традиций нашего народа. Человек получает эстетическое удовлет­ворение от их пения и радующего глаз облика, изучает повадки, добрым отношением завоевывает доверие своих питомцев. Взрос­лым следует помнить, что птицы не выдерживают голода в тече­ние нескольких часов, у них интенсивный обмен веществ, они не выносят грязной воды, сквозняков, пугаются шума, резких движе­ний (птица бьется в клетке, может заболеть). Поэтому к ним сле­дует относиться особенно бережно и заботливо. Содержите птиц в просторных клетках, моделируя наземно-воздушную среду. На дно насыпайте чистый песок и мелкие камешки, это гигиенично и необходимо птице для пищеварения.

Ухаживайте за птичкой по возможности в присутствии ребен­ка. Малыш смотрит, что и как делает взрослый, учится спокойно вести себя около клетки с птицей. Со временем у него возникает желание помочь маме (помыть кормушку, поилку, налить чистой воды, положить нужное количество приготовленного корма). Корм должен быть разнообразным — зерносмесь, яйцо, творог, тертая морковь, кусочки фруктов, ягоды, свежая травка.

Так постепенно забота о живом и прекрасном входит в жизнь детей.

Вместе с ребенком важно как можно чаще любоваться красотой птички, ее яр­ким оперением, чудесным полетом, разными движениями, слушать пение. «Покор­мим нашу птичку» (ставим корм н воду). Это вызывает у птицы новые движения. Ребенок наблюдает, что делает птичка (как и чем клюет зерна, пьет воду, как лета­ет, как сидит на жердочке, чем держится). Сначала понаблюдайте, а потом предло­жите показать, как птичка летает, скачет, клюет: «Покажи, как летает птичка, машет крыльями. Птичка живая, она летает Смотри, птичка полетела, села на жердочку. Позовем птичку: «Птичка, птичка, лети к нам!» Птичка клюет: тук-тук! Что делает сейчас птичка?» Постепенно приучайте малыша замечать состояние птички. Здоровая птица спокойно себя ведет, активно двигается, щебечет, поет; не­благополучное состояние — малоподвижна, нахохлилась или, наоборот, мечется по клетке, тревожно кричит. При этом важно связывать состояние птички с уходом за ней: «Птичка звонко поет, она веселая, потому что в клетке чисто и она сыта. Мы все сделали для нее хорошо, чтобы она была здоровая, красивая и долго у нас жила.

Постепенно во время коротких, живых наблюдений ребенок на­учится замечать все это. У него появляется интерес и желание ча­сто смотреть на птичку. Умение видеть и понимать состояние дру­гого существа — тонкое движение души малыша. Так появляется чувство ответственности за все живое.

В каждом наблюдении отмечаем что-то новое: «Посмотрим на нашего попугайчика. Какой он красивый! Чем покрыто у него все тело, какого цвета перья?»

В теплое время года предложите ребенку сорвать для птички свежей травки, а зимой — вырастить зелень дома (овес, пшеницу и др.). Так малыш постепенно начинает на практике проявлять конкретную посильную заботу о живом существе.

Возможно, у вас дома живет кошка или собака. Научите ребен­ка правильно обращаться с ними: мягко, по-доброму, считаться с их потребностями, замечать хорошее или плохое состояние, помо­гать, правильно себя вести, когда они едят. Во время еды нельзя с животными играть, подходить близко, мешать им, потому что они охраняют свою еду и могут проявить агрессивность. Ребенку в это время лучше предложить издали посмотреть, как ест живот­ное. Поясните, что собака устала, проголодалась. После того как она поела, ей стало хорошо (собака веселая, играет). «Посмотри, какая она стала веселая. Почему? Она поела, мы покормили ее. Мы ее кормим каждый день, она живая, хочет есть». В следую­щий раз обратите внимание малыша на то, как обрадовалась соба­ка его приходу, как радостно машет хвостом. Можно поговорить с ребенком о том, как мы заботимся о нашей собаке (кормим, гуля­ем с ней, у нее свое место в доме). За собакой нужно ухаживать, и она всегда будет хорошим другом и защитником человека.

В наблюдениях за кошкой обратите внимание ребенка на то, как она лакает молоко, ест рыбу. После еды она довольная, мурлычет, тщательно умывается лап­ками, вылизывает языком шерсть. Приучайте малыша не мешать животным во вре­мя отдыха, сна: вести себя тихо, не шуметь. Покажите, как можно приласкать кош­ку, осторожно погладить, ощутив мягкий я пушистый комочек. Кошка красивая, движения у нее плавные, шерстка мягкая, теплая. «Наша кошка серая, пушистая, она быстро бегает, играет с нами».

Тесный эмоциональный контакт поможет малышу преодолеть робость. Все дети любят играть с живыми друзьями. Но малыш еще не понимает, что может обидеть друга, сделать ему больно, поэтому обращается с ним часто неправильно. Помогите ребенку понять, что животному больно, как и ему. Играть с животными можно и нужно. Но никакого насилия! Игра должна быть радост­ной для обоих (с мячом, бантиками, бумажками и др.). Желатель­но читать ребенку стихи, короткие рассказы о кошке, о собаке, вместе петь песенки, рассматривать картинки и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.