КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музееведческий контекст музейной педагогики
Процесс развития образовательной деятельности как на практическом, так и на научном уровне тормозится определенной понятийно-терминологической невнятностью. Параллельное использование производных сочетаний от терминов «просвещение», «образование» и «педагогика» смущает представителей как музееведения, так и педагогического знания и ставит музейную педагогику в неопределенное, но в то же время зависимое положение от одной и другой стороны. Преодоление расплывчатости воззрений на музейную педагогику как научную основу образовательной деятельности способствует прежде всего четкое различение понятий «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность». И хотя в обоих случаях речь идет об одной и той же зрительской аудитории, предлагается оставить за музейной педагогикой обозначение научной дисциплины, а за культурно-образовательной деятельностью — традиционное для музея направление работы со зрителем. Музейная педагогика как самостоятельная дисциплина предполагает наличие собственной внутренне согласованной системы понятий и категорий, центральное место в которой занимает «музей». 1 См.: Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. Сформулированное полвека назад специалистами ИКОМ определение понятия «музей» выглядит следующим образом: «Музей — постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей»1. Разумеется, сегодня это определение требует корректировки. В «Российской музейной энциклопедии», изданной в 2001 г., утверждается: «Наиболее универсальным остается взгляд на музей как на выражение особого отношения человека к действительности, реализуемого в сохранении культурного и природного наследия и использовании его в научных и образовательных целях»2. Судя по всему, именно «особое отношение к действительности» сформировало в сознании человека ассоциации: музей — Храм и Форум, музей — Институт культуры и Дом общения, музей — информационно-коммуникативная система и т. д. В контексте последней ассоциации можно уточнить определение, называющее музей учреждением культуры. Сегодня это уникальная система хранения, обработки и получения информации через артефакты природы, истории и культуры. Эти информационные связи многолинейны и имеют потенциально интерактивный характер. Являясь частью культуры глобального общества, музеи защищают ее от разрушения и девальвации. В этом им помогают широкие профессиональные контакты, а также межнациональный информационный обмен, на основе которого определились три основные тенденции развития музеев в новом тысячелетии:3 — традиционная — объединяет музеи, сосредоточенные на изу — социально-ориентированная — объединяет музеи, которые — информационная — объединяет музеи, ориентированные на ' Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 395. 2 Там же. С. 396. 3 См.: Брикман М. Будущее музеев: искусство открытия: Тез. и докл. участников В рамках этих тенденций музеологи выделяют два направления деятельности современного музея: 1. Институциональное. Представители этого направления — научно-исследовательская (Д. И. Тверская); — образовательная (просветительская), согласно которой му — социокультурная, что дает основание наделять музей качест 2. Феноменологическое. Здесь имеется два подхода. Предста Сторонники второго подхода придерживаются культурологических принципов изучения музея как феномена, возникшего, функционирующего и развивающегося в системе культуры (М. С. Каган). При этом особо подчеркивается роль художественного музея как одной из наиболее емких культурных форм (Т. П. Калугина). Названные направления позволили сформировать представление о музее как об особой информационно-коммуникативной системе (С. В. Пшеничная), которая функционирует в метасистеме культуры. Изменения статуса музея в культуре, происходящие в наше время, отражают процесс складывания новой информационной цивилизации. Они напрямую связаны со стремительным расширением систем коммуникации, включая сеть Интернет, и электронных средств связи и информации. Благодаря этому носителями современной культуры становятся люди самой разной социокультурной принадлежности, имеющие раз- 7 - 4008 97 личный образовательный и культурный багаж. Принципиальное значение этого факта заключается в том, что он «трансформирует основные механизмы культуры, ибо интегрировать и преодолевать все эти различия невозможно, так же, как практически нереально сформировать и развить приемлемые для всех модели и ценности»1. О невозможности единой для всех модели ценностей свидетельствует весь процесс исторического развития культуры. И чем динамичнее он становится, тем активнее музей обогащает свои функции новыми формами работы со зрителем. Какое же место в пространстве музееведения занимает музейная педагогика? Обратимся к анализу зарубежного опыта. В программах первой и самой авторитетной европейской музееведческой школы — Рейнвартской академии2 — образовательная деятельность музея изучается в разделе «Музейная коммуникация». Ее содержание — маркетинг, отношения с публикой, исследования мнений посетителей, оборудование выставок, аудиовизуальные и интерактивные средства, образовательная работа с детьми, теория и практика экскурсионного дела. Педагогический контекст обучения отсутствует, что характерно и для других европейских школ. Отечественная подготовка специалистов для образовательных служб музеев ограничена опытом кафедр музееведения вузов культуры и в рамках специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». Ее нельзя назвать удовлетворительной по причине отсутствия у выпускников необходимого для практической работы объема знаний в области изобразительного искусства, психологии и педагогики. Курс «Музейная педагогика», включенный в состав учебных предметов по названной специальности, рассматривает данную дисциплину прежде всего с позиций суммарной характеристики традиционных форм просветитель-ско-образовательной деятельности, а не как область педагогического знания, на основе которой строится образовательная деятельность музея. Наиболее результативным опытом подготовки музейных педагогов располагают Соединенные Штаты Америки, который будет рассмотрен в главе 9 настоящего пособия. 1 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 2 Рейнвартская академия (основана в 1976 г.) является отделением музеологии Ам
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |