КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусства
Восприятие произведения изобразительного Мышление является активным процессом отражения объективного мира. Возникая в процессе деятельности людей, оно связано с решением конкретных задач. Результаты мышления связаны с речью и выражаются в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Известно, что визуальное (зрительное) восприятие является одним из важнейших условий успешной жизнедеятельности человека. Психологами установлено, что посредством зрения человек получает свыше 90% информации, на основе которой он строит оптимальную стратегию взаимодействия с окружающим миром. От этого зависит его выживание как в онтогенетическом, так и в филогенетическом плане. В мировой науке проблема визуализации стала разрабатываться с конца 1960-х годов в США. Несмотря на то что разные точки зрения на эту междисциплинарную проблему еще ждут своего согласования, не вызывает сомнения, что изучение закономерностей визуального восприятия играет большую роль для решения теоретических и практических задач педагогики, психологии и искусствоведения, иконики и семиотики. В настоящее время наблюдается процесс стремительной визуализации культуры и всех форм подачи зрительного материала в мировой системе информации, а изменение ряда производственных процессов повлекло за собой необходимость обретения специальных навыков визуального восприятия и разработки методик обучения визуальному мышлению. В трудах зарубежных и отечественных ученых (Р. Арнхейм, Дж. Гибсон, Р. Грегори, В. П. Зинченко), посвященных визуальному восприятию, оно рассматривается как визуальная грамотность (или компетентность) и как визуальное мышление. Отметим, что в первом из названных значений оно зафиксировано в Российской педагогической энциклопедии, будучи отнесено к направлению со-116 временной педагогики, которое исследует проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией1. Более детально содержание понятия «визуальное восприятие» разработано в искусствоведении и психологии, где оно ассоциируется с мышлением. Так, крупнейший специалист в этой области американский психолог и искусствовед Р. Арнхейм определяет визуальное восприятие как активный динамический мыслительный процесс («мышление посредством визуальных операций»), имеющий сходство с процессом интеллектуального познания. Отечественный психолог В. П. Зинченко конкретизирует его содержание, характеризуя визуальное мышление как человеческую деятельность, продуктом которой является создание новых визуальных форм, отличающихся автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия. Приведенные высказывания ученых дают основание рассматривать визуальную грамотность как первую ступень визуального мышления. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства имеет в этом отношении особую значимость. «Картины, — считает американский психолог Дж. Гибсон, — более подходящий объект для восприятия, чем слова. С их помощью легче разбудить воображение, вызвать воспоминания, сформировать ожидания. С помощью картин можно проникнуть в богатейшую реальность естественного окружения гораздо глубже, чем с помощью слов»2. По мнению специалистов, в пространстве визуального мышления можно выделить его особый художественный тип (художественное зрение)3. Особенностью этого типа является его духовный характер и наглядно-чувственная форма выражения его результатов средствами изобразительного искусства. Исследование названного типа мышления, являющегося основой художественного восприятия и интерпретации изображений, представляет собой одну из важнейших задач музейной педагогики, ибо, по справедливому замечанию Р. Арнхейма, в период глобальной визуализации искусство, как высшее проявление культуры, может иметь смысл, лишь пронизанное творческой визуальной мыслью4. 1 См.: Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 1993. 2 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М., 1988. С. 331. 3 См.: Руубер О.О. О закономерностях художественного визуального восприятия. * Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. Мир созданных человеком предметов, находящихся в музейной среде, может быть охвачен только взглядом. Успешность процесса их восприятия и познания зависит от опыта личного общения с произведением, способности осмыслять полученную информацию и корректировать свои суждения в соответствии с ней. Музей дает опыт личного соприкосновения с отраженной в художественных памятниках реальностью истории, культуры и природы, который не способны обеспечить ни школа, ни телевидение, ни такие достижения цивилизации, как сеть Интернет. По авторитетному мнению М. С. Кагана, «восприятие произведений искусства в психологическом отношении сложнее не только восприятия всех других культурных предметов, но и обыденного восприятия реальности, потому что искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических "механизмов" 1. Это выражается прежде всего в сотворческом восприятии произведений искусства, в которых реальное восприятие художником-творцом окружающего мира обогащено его творческой фантазией. Опыт такого восприятия исключительно важен для всех сфер духовной жизни личности. Процесс глобальной визуализации представляет для искусствоведов, психологов и культурологов серьезную и многоаспектную проблему. Неоднократно отмечено, что современное искусство стремится утвердить свою эстетическую автономию ценою разрыва с жизнью и той абсолютизацией новизны, которая превращает новаторство в самоценность (Ф. Маритен, X. Ортега-и-Гассет, А. Я.. Зись). Истоки этого восходят к искусству русского авангарда начала XX в. Ряд художественных концепций нашего времени, наследуя и по-новому преломляя идеи авангардистов, ориентирован на преодоление престижа книжно-письменной культуры. Отсюда ориентация деятелей изобразительного искусства на визуальные формы выражения, отрицающие литературное (сюжетное) начало культуры и утверждающие предмет как самоценность. Не случайно художники последних десятилетий так энергично использовали в своих произведениях наряду с привычными зрителю, нетрадиционные в художественном плане материалы. К ним относятся и фрагменты реальной жизненной среды: часы, телефонные аппараты, элементы аудио- и видеоаппаратуры, которые, с одной стороны, рассматриваются как свидетельство движения искусства в сторону девальвации историко-культурной реальности (произведения Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб., 1997. И. Бойса, Т. Олвденбурга и др.), а с другой — как утверждение основанной на предметности визуальности: «В отличие от писателя или музыканта, художник создает предметный объект, который, сколько бы ни удалялся по своей организации от реального мира, тем не менее всегда, имея зримый характер, связан с впечатлениями художника от реального мира и с условиями зрения человека». Под условиями зрения в данном случае подразумевается способность человека к визуальному мышлению. Что касается искусства новейшего времени, то стремление к «освобождению от материала» привело в выставочные и музейные залы произведения, авторы которых насыщают художественный образ движущимся и постоянно меняющимся (экранным) «текстом», делающим личный контакт с экспонатом достаточно условным, в отличие от традиционной изобразительной культуры. В связи с развитием экранного восприятия музееведы и культурологи, сравнивая музей с «застывшим фильмом», уже на рубеже 1980—90-х годов высказывали мысль о необходимости новых идей в области коммуникации. Идей, которые позволили бы интенсифицировать процесс осмысления посетителем духовно-чувственного ценностного потенциала музея, ибо, как справедливо отмечает известный психолог В. Франкл, «ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить»2. Эта фраза особенно актуальна в контексте анализа современного искусства с его ярко выраженной экспансией виртуальности, делающей, через информационные технологии, доступным все многообразие мировой художественной культуры и создающей новые условия для творческого развития личности3. Музей в условиях глобальной визуализации культуры, осваивая через диалог культуры традиционной и новой — порожденной технократическими процессами — сложную картину современного художественного развития, включается в педагогический процесс как: — школа визуального мышления, приобщающая ребенка и — пространство, аккумулирующее художественно-эсте 1 Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником 2 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 47. 3 ДриккерА.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000. рование художественно-эстетических способностей личности и ее саморазвитие; — «фильтр качества» в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном и нравственно-философском плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях увеличивающегося визуального потока и визуализации средств коммуникации и массовой культуры1.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |