КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И проведения развивающей экскурсии
Методические принципы подготовки в условиях музейной экспозиции К подготовке и методике проведения развивающей экскурсии в художественном музее предъявляются особые требования, так как она ориентирована на развитие художественных способностей и личностных качеств зрителя, необходимых для полноценного восприятия произведений изобразительного искусства, а именно: — наблюдательности; — творческого воображения; — эмоциональной восприимчивости; — сенсорных способностей; — способности анализировать и обобщать свои впечатления; — навыков межличностного общения по поводу увиденного. ограничивается параметрами школьного урока. Следует особое внимание уделить особенностям художественного восприятия, свойственным возрасту экскурсантов. Это поможет наиболее целесообразно выстроить зрительный ряд, использовать более эффективные методические приемы, определить продолжительность экскурсии и количественный состав экскурсионной группы. Зрительный ряд развивающей экскурсии может включать от 3 до 7 произведений, с непременным требованием обеспечить условия для внимательного, вдумчивого изучения и переживания каждого из них. Разумеется, эти немногие произведения должны с максимальной убедительностью способствовать раскрытию поставленной педагогической задачи и быть доступны вниманию зрителей, составляющих группу не более 10—12 человек. Ведущим методом развивающей экскурсии является метод диалога, живой беседы, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, зрительные и эмоциональные ассоциации. Беседа, особенно в школьной аудитории, создает атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу, что предполагает сочетание известной непринужденности и дисциплины, когда учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой — сохраняют сосредоточенность и заинтересованность в совместной с экскурсоводом творческой работе. Важно, чтобы дети поняли: общение с произведениями искусства только тогда доставляет подлинное удовольствие, когда зритель активен, то есть старается понять художника, прикладывает к этому определенные волевые усилия. В свою очередь, и вопросы экскурсовода должны отличаться ясностью, конкретностью, учитывать специфику детского восприятия. Они могут относиться к: — формальной стороне произведения, к выразительным сред — эмоциональному впечатлению («какое настроение вызывает Полезно задавать вопросы, ориентированные на изобразительную деятельность ребенка, что значительно повышает интерес к экскурсии, дает возможность свободно высказываться, привлекая собственный опыт в области художественного творчества (например, «какие краски ты использовал бы для изображения этого сюжета?»). Беседа о художественных материалах и их выразительных возможностях пробуждает интерес и вызывает чувство уважения к труду художника. Вопросы, которые ставятся в ходе экскурсии развивающего типа, требуют не столько активизации памяти, сколько работы воображения, а также сравнений, сопоставлений, определенного исследования, то есть создают проблемные ситуации, побуждающие к поиску самостоятельных, нестереотипных решений (например: «как бы ты назвал эту картину, если бы был ее автором?»; «не напоминает ли тебе эта картина какое-либо музыкальное произведение?»; «каким характером обладает эта музыка?»). Развитию воображения и ассоциативного мышления способствует включение в процесс зрительного восприятия поэтических фрагментов. В этом случае зрительный и поэтический ряд должны быть созвучны друг другу и использоваться в тесной взаимосвязи, что благоприятствует проникновению учащихся в глубину художественного образа и возникновению целостного впечатления от общения с произведением изобразительного искусства. Успешному решению задач развивающей экскурсии помогают специальные дидактические игры, нацеленные на создание соответствующей психологической установки, организующей процесс восприятия в нужном направлении. Этот раздел экскурсионной методики требует особенно пристального внимания, так как умело организованные развивающие игры стимулируют работу воображения, творческую импровизацию, позволяют избежать навязывания шаблонов и стереотипов восприятия. Приведем краткое описание некоторых дидактических игр, используемых в практике развивающих экскурсий с детьми младшего возраста. 1. «О чем говорят вещи». Игра способствует развитию навы Вариант 1. Экскурсовод начинает рассказывать сказку, которую дети должны продолжить: «Вечером, после закрытия музея, старинные вещи "оживают". Они вспоминают о былом времени, о своих хозяевах, рассказывают друг другу истории, свидетелями которых они были...». Обращая внимание на выразительность формы, силуэта, цвета, особенностей материала, дети должны представить себе, как выглядели хозяева старинных предметов и каким мог быть характер их «беседы». Таким образом, развиваются чувство стиля, художественно-образное видение. Вариант 2. Коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действия, исполнители которого — дети, а действующие лица — музейные экспонаты. Они «действуют», «разговаривают», «совершают поступки» соответственно своему «характеру». Этот «характер», а иными словами — художественный образ в данном случае неизбежно выступает на первый план, и именно он определяет эмоциональное впечатление и содержание действия. 2. «Живая скульптура». Игра проводится после занятия на му 3. «Видящие руки». Игра требует специальной дидактической тильными ощущениями, дети концентрируют все внимание на особенностях материала и разнообразных изгибах формы, делая это с тем удовольствием и увлечением, которые всегда сопутствуют детской игре. Таким образом, развивается сенсорная культура, необходимая для восприятия пластических искусств. 4. Различные викторины, кроссворды, загадки, способствующие запоминанию сведений, пополнению знаний об искусстве. Одной из важнейших характеристик, обусловливающих методические особенности экскурсионного занятия, является его адресность, что предполагает учет возраста, профессиональной принадлежности и интеллектуального уровня аудитории. В сложившейся экскурсионной практике музейная аудитория делится на следующие группы: дошкольники, младшие школьники, средний и старший школьный возраст, студенты, взрослые1. Вопросы для повторения 1. Что такое музейная экспозиция? 2. Дайте определение понятия «экскурсия». 3. Охарактеризуйте специфику ознакомительной экскурсии в музейной 4. Охарактеризуйте цель и задачи образовательной экскурсии. 5. Назовите основные задачи развивающей экскурсии. 6. Как формируются задачи в экскурсии «Мы пришли в музей»? 7. Охарактеризуйте виды анализа живописного произведения в музей 8. Охарактеризуйте роль комплексного анализа в показе экспозиции 9. В чем заключается специфика подготовки и проведения ознакоми
10. Как в зависимости от тематической направленности классифициру 11. Охарактеризуйте методические принципы подготовки и проведения 12. Назовите задачи образовательной экскурсии по теме «Язык изо 13. Охарактеризуйте методические принципы подготовки и проведения 14. Приведите примеры дидактических игр, используемых в практике 1 См.: Юхневич М.Ю. Музейная аудитория и ее изучение // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998; Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском музее (результаты социологических опросов) // Там же. Глава 7 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |