КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музея и школы
СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ § 1. Специфика сотрудничества музея и школы в условиях их взаимодействия Понимание образовательной специфики музея и школы закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками: /. Школа в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции — по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик. Преподавание традиционных и новых школьных курсов по изобразительному искусству все в большей мере опирается на музейные экспозиции. При этом очевидно качественное изменение отношения к музейной экспозиции со стороны учителей. Если раньше ее воспринимали почти исключительно как иллюстрацию к положениям школьного курса, то в настоящее время осознаются специфические возможности музейной экспозиции, благодаря которым не только расширяются и углубляются представления о предмете изучения, но также развиваются визуальное мышление, способности образного восприятия, эмоциональная культура, ценностные ориентации учащихся. Изменяется статус школьных занятий, проводящихся непосредственно в музее. Помимо своего основного назначения, заключающегося в приобщении к культуре, они служат повышению престижа образовательной системы школы, заинтересованности родителей и учеников в обучении в данной школе. Уже с конца 1980-х годов музейные занятия стали включаться в учебные планы многих отечественных школ, в особенности тех, в которых проводилась экспериментальная работа в области гуманитарно-художественного образования (ведение по авторским учебным программам занятий по изобразительному искусству, литературе, развитию речи, истории и т. д. вместо предусмотренных общим планированием уроков труда). Из формы организованного досуга они превращаются в элемент обязательного школьного ученического труда, и к ним начинают предъявляться соответствующие требования со стороны школьных работников. В этих условиях определяющую роль играет предлагаемый музеем широкий репертуар форм и тем взаимодействия со школой. Назовем в качестве примера специальные курсы по изучению истории отечественного искусства, музейные практики и т. д. Разнообразие программ и форм работы открывает перед учителем и школой возможность для выбора, учитывающего их конкретные педагогические интересы. Важным новшеством в этой сфере стало осуществление проектов, согласно которым преобразование или создание специальной музейной среды диктуется именно педагогическими идеями и задачами. Это направление работы, выросшее из практики дидактических выставок, принципиально изменяет соотношение между собирательской, хранительской, реставрационной и образовательной деятельностью музея, когда образовательный компонент играет доминирующую роль. В музейной среде такого рода возможно эмоционально-действенное освоение учащимися тем и тематических блоков школьных учебных курсов; активизация, закрепление и обогащение в процессе игрового моделирования культурно-исторических ситуаций тех представлений, которые были восприняты учащимися на школьных уроках. 2. Музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея. В прежние времена сложился своеобразный тип музейной лекции, которая, подобно любой лекции, рассчитана на усвоение академических знаний и общей историко-культурной информации, одновременно — в явном или неявном виде — подготавливающей публику к посещению экспозиции и к ее восприятию. Будучи музейными именно благодаря принципам отбора и подачи материала, такие лекции в равной мере предназначались для лекционных аудиторий в самом музее и вне его, для всех групп слушателей и адаптировались применительно к их социопрофессиональным и возрастным особенностям. Вместе с тем типичные музейные лекции, читавшиеся в школах, как правило, не были скоординированы с учебно-воспитательной системой учебного заведения и оказывались своего рода формой дополнительного образования. Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образования, готовность педагогов к экспериментальной, инновационной работе в школе и понимание образовательной деятельности музея как части общепедагогического процесса позволили музею и школе перейти к интенсивному сотрудничеству в рамках данного блока. Примером этого может служить взаимодействие Русского музея и Гимназии при Русском музее (с 1989 г.), а также с другими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Все это убедительно свидетельствует о перспективности использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также о значении многоуровневого сотрудничества музея и школы для инновационного процесса как в системе образования, так и для образовательной деятельности музея. В практике работы с Гимназией при ГРМ музей впервые выступил в качестве учредителя общеобразовательной школы. Была поставлена задача целостного преобразования учебно-воспитательной системы конкретного учебного заведения на основе сочетания достижений школьной, дошкольной и музейной педагогики1. В настоящее время ее образовательная концепция и программа строится с учетом многолетнего опыта музейно-школьного сотрудничества. В учебном плане Гимназии сочетаются обязательные предметы и предметы по выбору, обеспечивающие право учащихся на личные приоритеты в образовании. Исходя из опыта Гимназии при ГРМ и других школ, сотрудничающих с художественными музеями, задачи школы в области художественного образования можно определить следующим образом: — развитие устойчивого и углубленного интереса к общению с — формирование умений и навыков по определению культур 1 См.: Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.
— формирование интереса к личности творца художественных — содействие пониманию единой природы и взаимосвязей раз — нацеливание познавательной деятельности учащихся на по — воспитание зрительской музейной культуры, приобщение к — содействие всестороннему развитию личностных способно В образовательном процессе используются три формы работы с учащимися: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Этот процесс обеспечен комплексом методических материалов: — программами учебных предметов, отражающими научные, — рекомендациями, раскрывающими методику преподавания — разработками уроков, их блоков, отдельных тем, в том числе — учебными пособиями, книгами для учителей, для учащихся, — публикациями, обобщающими инновационный опыт в целом Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и школы является создание единой Программы художественно-эстетического образования, ориентированной на общегуманитарное развитие учащихся, в которой намечена тематико-понятийная координация и взаимодействие соответствующих учебных курсов и внеурочной деятельности. Работая над созданием Программы и учебных пособий, музейные педагоги осваивают виды научной деятельности, традиционно относимые к академической, институтской науке, а успешная интеграция музея и школы помогает укреп- лению взаимопонимания школьной и музейной педагогики в методических и дидактических вопросах. Результативность углубленного сотрудничества музея и школы зависит от следующих факторов: — степени осознания руководством музея и школы необходи — наличия в музее достаточного количества сотрудников, заин — наличия в школе сплоченной группы педагогов, восприни Интенсивная практическая и научно-методическая образовательная деятельность музеев привела в середине 1990-х годов к складыванию новых идейных установок на основе обобщения результатов многолетних поисков и экспериментов, осуществлявшихся на просветительском этапе их образовательной деятельности. Методологически они связаны с теорией музейной коммуникации, гуманистическими положениями и достижениями школьной педагогики. К ним относятся: — представление о социально-нравственной ответственности — гипотеза о ведущей роли музейно-педагогических средств в — гипотеза о необходимости применения психолого-педагоги — осознание единства музейной среды с гуманитарным духов 1 Такое сотрудничество музея и школы в рамках блока «музейная педагогика в школе», основы которого были заложены Государственным Русским музеем, уже получило распространение в российском образовании. Об этом свидетельствует опыт гимназии им. Кирилла и Мефодия при Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве, работа по интеграции педагогических программ гимназии № 2 и Пермской художественной галереи, опыт музеев и школ Тулы, Саратова, Петрозаводска и других городов страны. Принятие данных установок сообществом музейных сотрудников и их утверждение в общественном сознании неизбежно вызывает изменения в структуре и статусе образовательной деятельности в музее. Создаются музейно-педагогические службы — отделы, центры, секторы, — в которых развиваются направления и формы работы, соответствующие новой парадигме. Сегодня они работают параллельно с традиционными музейно-просветительскими (пропагандистскими) подразделениями (экскурсионными, лекционными и т. д.) или, согласовывая свои планы, взаимно дополняют друг друга. В свою очередь, школы имеют возможность широкого выбора близких им форм сотрудничества с образовательными службами музея.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |