КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественного музея
Образовательной деятельности Инновационной практики и методики Рассматривая программу «Здравствуй, музей!» в контексте инновационной практики и методики образовательной деятельности художественного музея, подчеркнем, что ее основные положения выведены из анализа истории образовательной деятельности российских и зарубежных музеев. В ней актуализированы идеи А. Лих-тварка, Р. Кершенштайнера, Б. Гилмана, А. Бакушинского, Н. Романова и других ученых, видевших в музее среду, обладающую высокой ценностью и непреходящим значением для развития личности. В ней также творчески переосмыслен опыт современного научного понимания роли музея в общекультурном и творческом развитии личности (Е. Г. Ванслова, М. Б. Гнедовский, Е. Н. Конухова, Н. Г. Макарова, О. Л. Некрасова-Каратеева, Ю. Н. Протопопов, Б. П. Юсов, М. Ю. Юхневич и др.). Вместе с тем программа «Здравствуй, музей!» отражает установки, имманентные музею как социокультурному институту, а ее принадлежность Государственному Русскому музею — с одной стороны, свидетельство ведущей роли художественного музея в эволюции му- 12* 171 зейной педагогики, а с другой — отражение основ научной и художественной политики данного музея, являющегося крупнейшим собранием отечественного искусства. Одно из ведущих направлений научной работы Русского музея, имеющего статус научно-исследовательского учреждения, — «Русское искусство в контексте мировой художественной культуры». В его русле находятся и исходные утверждения, положенные в основу программы «Здравствуй, музей!»: — общечеловеческие ценности постигаются человеком благо
— становление национального самосознания учащихся и их го — пониманию учащимися необходимости органичного сочета Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастающего поколения к музейным ценностям. В ее рамках сложилась последовательность преемственных звеньев диалога: музей — учреждение образования — музей. Поэтому и занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в учебных заведениях в равной мере укрепляют и активизируют участие музея в общепедагогическом процессе. При этом практика внедрения данной программы позволяет выделить следующий ряд позитивных факторов для учащегося, школьного и музейного педагогов. Учащийся: — приобретает навыки визуального мышления; — получает умения и опыт художественного восприятия и раз — овладевает навыками музейной культуры; — получает новые знания и стимулы к учению; — осознает потребность в самореализации в мире культуры. — повышает свой образовательный уровень и получает стиму
— открывает для себя возможности использования музейного — развивает педагогическую компетентность через освоение Музейный педагог:
— осваивает, через педагогическое сотворчество со школьным — расширяет свою педагогическую компетентность; — получает данные для корректировки и методического совер Реализация программы связана также с комплексом исследовательских проблем, решение которых определяет дальнейшее развитие музейной педагогики. Назовем наиболее актуальные из них: — информационные технологии в контексте образовательной — природа, функции и особенности визуального мышления; — роль возрастной психологии в музейно-педагогическом про — специфика деятельности школьного учителя и музейного пе — роль музея как фактора становления национального само Разработка программы ясно продемонстрировала значение научно-обоснованного прогнозирования для выполнения музеем своей образовательной миссии. Появление программы «Здравствуй, музей!» — результат своего рода маркетинга в области музейной педагогики, ибо педагогическая служба музея: — сделала предположение о своевременности разработки про — выявила в системе образования потребность в подобной — проанализировала реальные условия применения программы — обеспечила репрезентативный для научных выводов контин — организовала экономически целесообразное сотрудничество Программа «Здравствуй, музей!», явившаяся ярким свидетельством осознания современным музеем своей социальной ответственности и роли в гармонизации общественных отношений, стала источником педагогических инноваций в системе образова- ния1. В учебные планы школ вводятся новые дисциплины, идет экспериментальная работа по их интеграции и координации с традиционными курсами гуманитарного, художественного и естественнонаучного циклов. На базе программы корректируется внеурочная и воспитательная работа учебных заведений. Ее реализация позволяет образовательным учреждениям повысить статус (например, школа становится гимназией), а педагогам — квалификацию и разряд по ETC.
Упрочилось взаимодействие между системой образования и художественными музеями: в практику вошли как сугубо музейные, так и во взаимодействии с учреждениями повышения квалификации учителей обучающие курсы для педагогов, совместные научно-практические конференции и семинары, проработка стратегии эксперимента на объединенных совещаниях представителей органов по культуре и образованию городских администраций, взаимодействие педагогических служб музея с научно-методическими районными и городскими органами образования. Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Здравствуй, музей!» придала сотрудничеству музея с образовательными учреждениями взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер. Она дала импульс и для межмузейного взаимодействия: художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Петрозаводска, Рязани, Ростова-на-Дону, Саратова и Перми выступили в роли региональных и местных центров по освоению программы «Здравствуй, музей!». Включаясь в эксперимент, художественные музеи России существенно уточняют адресность образовательной работы благодаря более тесному общению с местной педагогической средой. В Государственном Русском музее сложилась научно выверенная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы. В частности, педагогический и психологический анализ эффективности программы опирается на следующие методики: 1. Педагогические: — текущий контроль (анализ уроков, педагогической документации, творческих работ учащихся, тематические обсуждения на административных и методических совещаниях); 1 См.: Музейная педагогика в школе. Вып. 1—3. СПб., 1998—2002.
— анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся
— анализ дневников учителей-экспериментаторов; — анализ методических разработок учителей-экспериментато — проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспери — проведение педагогических советов с коллективами экспери — обобщение опыта внедрения на региональных и международ — анализ региональных аналитических отчетов и методических — опросы, анкетирование учащихся, родителей и учителей, 2. Психолого-педагогические: — подборка тестов диагностического исследования по курсу — метод шифровки; — метод семантической дифференциации; — тест на определение уровня репродуктивной речи; — оценочный тест на определение критериев художественности Реализация программы образовательными учреждениями обеспечена: — учебно-методическим комплексом (программы учебных дис — обучающими курсами для учителей, в том числе выездны — индивидуальными консультациями для школьных и музейных — системой методического анализа хода эксперимента с после Таким образом, первая отечественная многоуровневая музей-но-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех ее уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области. Вопросы для повторения 1. Перечислите формы образовательной деятельности, которые вклю 2. В чем специфические особенности включения музейной педагогики в 3. Охарактеризуйте задачи школы, сотрудничающей с музеем в области 4. Назовите факторы, обеспечивающие результативность сотрудничест 5. Охарактеризуйте музейно-педагогическую программу как основу 6. Каким условиям необходимо следовать при разработке музейно-пе- 7. Охарактеризуйте цели, задачи и содержание музейно-педагогической 8. Охарактеризуйте специфику, цели и задачи музейно-педагогической 9. Охарактеризуйте структуру и содержание музейно-педагогической 10. Какие навыки и умения формируются у ребенка в ходе обучения по И. В чем инновационность музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» с точки зрения методологии и практики образовательной деятельности художественного музея? 12. Что приобретают учащиеся, школьный учитель и музейный педагог в процессе постижения программы «Здравствуй, музей!»? Глава 9 УЧИТЕЛЬ В МУЗЕЕ
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |