Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественного музея




Образовательной деятельности

Инновационной практики и методики

Рассматривая программу «Здравствуй, музей!» в контексте ин­новационной практики и методики образовательной деятельности художественного музея, подчеркнем, что ее основные положения выведены из анализа истории образовательной деятельности рос­сийских и зарубежных музеев. В ней актуализированы идеи А. Лих-тварка, Р. Кершенштайнера, Б. Гилмана, А. Бакушинского, Н. Ро­манова и других ученых, видевших в музее среду, обладающую вы­сокой ценностью и непреходящим значением для развития лично­сти. В ней также творчески переосмыслен опыт современного науч­ного понимания роли музея в общекультурном и творческом разви­тии личности (Е. Г. Ванслова, М. Б. Гнедовский, Е. Н. Конухова, Н. Г. Макарова, О. Л. Некрасова-Каратеева, Ю. Н. Протопопов, Б. П. Юсов, М. Ю. Юхневич и др.).

Вместе с тем программа «Здравствуй, музей!» отражает установ­ки, имманентные музею как социокультурному институту, а ее при­надлежность Государственному Русскому музею — с одной стороны, свидетельство ведущей роли художественного музея в эволюции му-

12* 171


зейной педагогики, а с другой — отражение основ научной и художе­ственной политики данного музея, являющегося крупнейшим собра­нием отечественного искусства. Одно из ведущих направлений науч­ной работы Русского музея, имеющего статус научно-исследователь­ского учреждения, — «Русское искусство в контексте мировой худо­жественной культуры». В его русле находятся и исходные утвержде­ния, положенные в основу программы «Здравствуй, музей!»:

— общечеловеческие ценности постигаются человеком благо­
даря высокоразвитой культуре видения, понимания и чувств, фор­
мированию которой и служит предлагаемая программа;

— становление национального самосознания учащихся и их го­
товности к равноправному диалогу с культурами различных народов
предполагает овладение ими культурным наследием своей страны,
поэтому зрительный ряд занятий по искусству опирается на произ­
ведения отечественных художников — прежде всего те, в которых
воплощаются образы русской природы, — с привлечением сюда
работ лучших представителей зарубежного изобразительного ис­
кусства;

— пониманию учащимися необходимости органичного сочета­
ния традиций и современности способствует включение в програм­
му, наряду с классическими творениями, ярких явлений культуры
XX в.

Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастаю­щего поколения к музейным ценностям. В ее рамках сложилась по­следовательность преемственных звеньев диалога: музей — учреж­дение образования — музей. Поэтому и занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в учебных заведениях в равной мере укрепляют и активизируют участие музея в общепедагогическом процессе. При этом практика внедрения данной программы позволяет выде­лить следующий ряд позитивных факторов для учащегося, школь­ного и музейного педагогов.

Учащийся:

— приобретает навыки визуального мышления;

— получает умения и опыт художественного восприятия и раз­
вивает творческие начала;

— овладевает навыками музейной культуры;

— получает новые знания и стимулы к учению;

— осознает потребность в самореализации в мире культуры.
Школьный учитель:

— повышает свой образовательный уровень и получает стиму­
лы к самообразованию;


 

— открывает для себя возможности использования музейного
пространства как части образовательной среды;

— развивает педагогическую компетентность через освоение
методов работы в музее.

Музейный педагог:

— осваивает, через педагогическое сотворчество со школьным
учителем, новый масштаб образовательной деятельности;

— расширяет свою педагогическую компетентность;

— получает данные для корректировки и методического совер­
шенствования музейно-педагогического процесса.

Реализация программы связана также с комплексом исследова­тельских проблем, решение которых определяет дальнейшее разви­тие музейной педагогики. Назовем наиболее актуальные из них:

— информационные технологии в контексте образовательной
деятельности музея;

— природа, функции и особенности визуального мышления;

— роль возрастной психологии в музейно-педагогическом про­
цессе;

— специфика деятельности школьного учителя и музейного пе­
дагога в единой образовательной среде;

— роль музея как фактора становления национального само­
сознания личности и ее готовности к включению в диалог культур.

Разработка программы ясно продемонстрировала значение на­учно-обоснованного прогнозирования для выполнения музеем своей образовательной миссии. Появление программы «Здравствуй, му­зей!» — результат своего рода маркетинга в области музейной пе­дагогики, ибо педагогическая служба музея:

— сделала предположение о своевременности разработки про­
граммы;

— выявила в системе образования потребность в подобной
программе;

— проанализировала реальные условия применения программы
в общеобразовательных учебных заведениях;

— обеспечила репрезентативный для научных выводов контин­
гент участников реализации программы;

— организовала экономически целесообразное сотрудничество
музеев и школ в рамках экономики переходного периода.

Программа «Здравствуй, музей!», явившаяся ярким свиде­тельством осознания современным музеем своей социальной от­ветственности и роли в гармонизации общественных отношений, стала источником педагогических инноваций в системе образова-


ния1. В учебные планы школ вводятся новые дисциплины, идет экс­периментальная работа по их интеграции и координации с традици­онными курсами гуманитарного, художественного и естественнона­учного циклов. На базе программы корректируется внеурочная и воспитательная работа учебных заведений. Ее реализация позволя­ет образовательным учреждениям повысить статус (например, шко­ла становится гимназией), а педагогам — квалификацию и разряд по ETC.

Упрочилось взаимодействие между системой образования и ху­дожественными музеями: в практику вошли как сугубо музейные, так и во взаимодействии с учреждениями повышения квалификации учителей обучающие курсы для педагогов, совместные науч­но-практические конференции и семинары, проработка стратегии эксперимента на объединенных совещаниях представителей орга­нов по культуре и образованию городских администраций, взаимо­действие педагогических служб музея с научно-методическими рай­онными и городскими органами образования.

Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей примене­ния программа «Здравствуй, музей!» придала сотрудничеству музея с образовательными учреждениями взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер. Она дала импульс и для межму­зейного взаимодействия: художественные музеи Тулы, Твери, Крас­нодара, Петрозаводска, Рязани, Ростова-на-Дону, Саратова и Пер­ми выступили в роли региональных и местных центров по освоению программы «Здравствуй, музей!». Включаясь в эксперимент, худо­жественные музеи России существенно уточняют адресность обра­зовательной работы благодаря более тесному общению с местной педагогической средой.

В Государственном Русском музее сложилась научно выверен­ная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы. В частности, педагогический и психо­логический анализ эффективности программы опирается на сле­дующие методики:

1. Педагогические:

— текущий контроль (анализ уроков, педагогической докумен­тации, творческих работ учащихся, тематические обсуждения на ад­министративных и методических совещаниях);

1 См.: Музейная педагогика в школе. Вып. 1—3. СПб., 1998—2002.


 

— анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся
(обобщающее, контрольные уроки и т. д.);

— анализ дневников учителей-экспериментаторов;

— анализ методических разработок учителей-экспериментато­
ров (конспекты уроков, тематические картотеки, описание педаго­
гического опыта, творческие работы для конкурса достижений и их
обобщение в Межрегиональном методическом кабинете Российско­
го центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ);

— проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспери­
ментаторов;

— проведение педагогических советов с коллективами экспери­
ментальных школ на базе Русского музея;

— обобщение опыта внедрения на региональных и международ­
ных конференциях и совещаниях;

— анализ региональных аналитических отчетов и методических
публикаций по вопросам внедрения программы «Здравствуй, му­
зей!»;

— опросы, анкетирование учащихся, родителей и учителей,
участвующих в эксперименте.

2. Психолого-педагогические:

— подборка тестов диагностического исследования по курсу
«Учись смотреть и видеть», ассоциативный эксперимент, словес­
ные ассоциации, составление изображения, эскизы, спрятанная
форма, эмоциональный термометр, анкета для родителей;

— метод шифровки;

— метод семантической дифференциации;

— тест на определение уровня репродуктивной речи;

— оценочный тест на определение критериев художественности
у обучающихся.

Реализация программы образовательными учреждениями обес­печена:

— учебно-методическим комплексом (программы учебных дис­
циплин и методические рекомендации к ним, слайд-пособия, видео­
программы);

— обучающими курсами для учителей, в том числе выездны­
ми — по заказу регионов;

— индивидуальными консультациями для школьных и музейных
педагогов;

— системой методического анализа хода эксперимента с после­
дующей ежегодной итоговой конференцией учителей-эксперимента­
торов по обмену опытом.


Таким образом, первая отечественная многоуровневая музей-но-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственно­сти, стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех ее уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практи­ки в этой области.

Вопросы для повторения

1. Перечислите формы образовательной деятельности, которые вклю­
чает в себя содержательный блок «Школа в пространстве музея».

2. В чем специфические особенности включения музейной педагогики в
школьный учебно-воспитательный процесс?

3. Охарактеризуйте задачи школы, сотрудничающей с музеем в области
художественного образования.

4. Назовите факторы, обеспечивающие результативность сотрудничест­
ва школы и музея.

5. Охарактеризуйте музейно-педагогическую программу как основу
продуктивного взаимодействия музея и школы.

6. Каким условиям необходимо следовать при разработке музейно-пе-
дагогической программы?

7. Охарактеризуйте цели, задачи и содержание музейно-педагогической
программы «Предметный мир культуры».

8. Охарактеризуйте специфику, цели и задачи музейно-педагогической
программы «Здравствуй, музей!».

9. Охарактеризуйте структуру и содержание музейно-педагогической
программы «Здравствуй, музей!».

10. Какие навыки и умения формируются у ребенка в ходе обучения по
музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!»?

И. В чем инновационность музейно-педагогической программы «Здрав­ствуй, музей!» с точки зрения методологии и практики образовательной деятельности художественного музея?

12. Что приобретают учащиеся, школьный учитель и музейный педагог в процессе постижения программы «Здравствуй, музей!»?


Глава 9

УЧИТЕЛЬ В МУЗЕЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.