Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе




Накопленный опыт взаимодействия музея и системы образова­ния, утверждение музейной педагогики как отрасли педагогической науки позволили перейти к профессиональной подготовке специа­листа в системе высшего профессионального образования. Речь идет о направлении 540700 «Художественное образование», квали­фикация «бакалавр художественного образования», профиль! 540701 «Музейная педагогика»1.

В плане профессиональной подготовки специалист, готовящий­ся по профилю «Музейная педагогика», должен:

— обладать целостным представлением о музее и его роли в
системе социокультурных институтов, об истории музейного дела;

— владеть системой представлений о специфике образователь­
ного процесса в современном музее, об особенностях и качествах
образовательного пространства в музее, о музейной педагогике как
о части общепедагогического процесса;

— понимать место музейно-педагогической деятельности в раз­
витии современного музейного дела, ее значение для решения задач
гуманизации и гуманитаризации образования, становления куль­
туры личности и культуры общественных взаимоотношений;

— уметь выявить общие и конкретные потребности взаимодей­
ствия систем образования и культуры;

— обладать навыками организации данного взаимодействия в
ходе музейно-педагогического процесса;

— знать методы, приемы, формы и технологии музейной педа­
гогики и уметь их использовать в своей профессиональной деятель­
ности;

— владеть системой знаний по теории и истории музейной пе­
дагогики;

1 Государственные образовательные стандарты высшего профессионального обра­зования. 540000 Педагогические науки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.


 

— осознавать необходимость развития художественных способ­
ностей и эстетических представлений музейного педагога для его
профессиональной деятельности в музеях всех профилей и в учреж­
дениях системы образования;

— знать первоисточники музейно-педагогической и специаль­
ной, по профилю музея, литературы;

— уметь эффективно организовать процесс освоения музейных
ценностей учащимися и развить их интерес к музею до уровня по­
требности в систематическом включении в музейную коммуника­
цию;

— обладать умениями и навыками научно-исследовательской,
методической и экспериментальной работы в области музейной пе­
дагогики.

Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе осущест­вляется на факультете изобразительного искусства, где к изучению блока базовых музейных предметов приступают после освоения студентами блока психолого-педагогических дисциплин.

Содержание дисциплин профильной подготовки:

«Основы музейного дела». Основываясь на общепринятой му­зееведческой дисциплине, данный учебный предмет формирует зна­ния о становлении и методологии научного музееведения, типоло­гии и функциях музея и направлениях его научно-исследователь­ской деятельности. Рассматриваются методы и способы построения музейной экспозиции, основы музейной коммуникации, принципы и организация реставрационной деятельности, правовые условия дея­тельности музея и международное межмузейное сотрудничество.

«Музейная педагогика». Дисциплина формирует знания по истории становления и о современном состоянии музейной педаго­гики как междисциплинарной области и отрасли педагогической науки о предмете, целях и задачах музейной педагогики, о специфи­ке педагогического процесса в условиях музейной среды, о методи­ческих особенностях музейно-педагогической работы с аудиторией разных возрастов.

«Детское творчество и арт-терапия в музее». Состоящая из двух блоков дисциплина формирует знания о психолого-педаго­гических, социальных и медико-биологических аспектах детской изобразительной деятельности, о специфике работы детской студии в художественном музее, выставках детского творчества, их типоло­гии, целях и задачах, о формах и методике работы в условиях му­зейной среды с детьми, имеющими отклонения в развитии; рассмат­ривает цели и задачи арт-терапевтических программ, а также эти­ческие и профессиональные нормы деятельности арт-терапевта.


«Мифологические и библейские сюжеты в искусстве». В 1 рамках данной дисциплины изучаются мифологические и библей-ские сюжеты, отображенные в произведениях изобразительного ис­кусства, и особенности их образных трактовок в разные историче­ские эпохи.

«Музеи мира». Дисциплина формирует знания по истории раз­вития музейного дела на примере крупнейших музеев мира, о ха­рактере коллекции и направлениях деятельности ведущих отечест­венных и зарубежных музеев, о месте музеев в современном социо­культурном процессе.

«Информационные технологии в музейно-образователь­ной деятельности». Дисциплина формирует знания о месте ви­деокомпьютерных технологий в музейно-образовательной деятель­ности, их возможностях в организации процесса восприятия клас­сического искусства, об использовании их в современной художе- ственной практике, а также о специализированном программном обеспечении.

«Практическая деятельность в области изобразительно­го и декоративно-прикладного искусства». Дисциплина форми­рует знания и навыки в области академического рисунка и живопи­си, в области декоративно-прикладных техник, в создании копий и реплик с изучаемых в курсе истории искусства произведений и их фрагментов в различных техниках.

«Технологии и методики обучения музейно-педагогическим дисциплинам». Дисциплина формирует знания технологий музей-но-педагогической деятельности и навыки анализа и проектирова­ния занятий, уроков с детско-юношеской аудиторией в условиях му­зейной среды и образовательного учреждения, а также интеграции музейно-педагогических программ с предметами гуманитарного и художественного циклов.

Учебно-исследовательские и производственная практики в просветительских и музейно-педагогических службах музея фор­мируют умения и навыки практической работы с дошкольниками, школьниками и студентами на музейной экспозиции, в фондах и вы­ставках детского творчества.

Качество музейно-педагогической подготовки в условиях вуза определяется уровнем его взаимодействия с музеем, что дает возможность будущему специалисту полноценно включиться в профессиональную деятельность в системе культуры и образова­ния.


Вопросы для повторения

1. Назовите установки, определяющие важность участия учителя в об­
разовательной деятельности музея.

2. Какие формы деятельности использует музей, осуществляя подготов­
ку учителя к участию в музейно-педагогическом процессе?

3. Назовите три уровня результативности (по Э. Эйснеру) художест­
венного образования в музейной среде, определяемые взаимодействием
учителя и музейного педагога.

4. Охарактеризуйте назначение и содержание школьных «рабочих тет­
радей», используемых в немецких музеях.

5. Охарактеризуйте роль учителя в музеях США.

6. В чем назначение и какова специфика содержания «учительских па­
кетов», которые разрабатывают американские музеи?

7. Назовите специфическое отличие образовательных программ музеев
США от музейно-педагогических программ российских музеев.

8. Какова роль волонтеров в зарубежных музеях?

9. В каких формах осуществляется взаимодействие отечественного му­
зея с учителем?

 

10. Охарактеризуйте четыре основных направления системы сотрудни­
чества с учителем, разработанной в Государственном Русском музее.

11. Охарактеризуйте проблемные аспекты подготовки музейного педа­
гога в системе высшего образования.

12. Почему подготовка музейного педагога в условиях педагогического
вуза обрела реальность на уровне Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования?

13. Охарактеризуйте уровень профессиональных требований к специа­
листу, готовящемуся по профилю 540701 «Музейная педагогика».

14. Назовите дисциплины профильной подготовки музейного педагога.


Заключение

Музейная педагогика стала реальностью наших дней и отраже-нием представлений о наиболее эффективной организации приоб­щения личности к культуре средствами художественного музея, суть цивилизационного смысла существования которого — во взаимо­действии культуры и образования. Сегодня она стремительно за­воевывает популярность в широком пространстве общепедагогиче­ского интереса, от детского сада до вузовской аудитории и между­народных симпозиумов. Являясь проводником и средством освоения культуры и искусства на новом уровне их востребованности обще­ством, войдя в обиход школьной и музейной образовательной прак­тики, она требует подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем общей и художественной культуры личности в сочетании с практическими навыками работы в школьной и музейной среде.

Завершая разговор о музейной педагогике, сделаем некоторые выводы.

1. Образовательная деятельность стала одним из определяющих
факторов возникновения, развития и совершенствования социо­
культурной ориентации музея, что подтверждено изучением, обоб­
щением и систематизацией отечественного и зарубежного опыта
образовательной деятельности музея.

2. Теоретический анализ имеющихся на данный момент трудов
отечественных и зарубежных деятелей в области музейной педаго­
гики и педагогики художественного музея, подкрепленный исследо­
ванием реальных процессов, происходящих в данной области, по­
зволяет определить ряд категорий и понятий и сделать следующие
выводы:

 

музей, собирающий, хранящий и исследующий памятники
природы, произведения изобразительного и декоративно-приклад­
ного искусства и другие материализованные воплощения духовной и
практической деятельности человечества, является образователь­
ной средой, ориентированной на целостное развитие личности;

образовательная деятельность музея представляет собой
специфическую форму музейной активности, характеризующуюся об­
разовательной направленностью, в основе которой лежит субъ­
ект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие с учащимися.
194


Системная организация процесса данной образовательной дея­тельности возможна лишь на основе ее научно-теоретического ос­мысления и выделения в системе педагогических наук такой отрас­ли, как «музейная педагогика» и ее направления — «педагогика художественного музея», представляющая собой междисципли­нарное научное знание, и построенную на его основе специфиче­скую практическую деятельность, ориентированную на передачу ху­дожественного опыта в условиях музейной среды;

— педагогика художественного музея вносит свой вклад в раз­
витие общей педагогической теории, занимаясь особыми ее аспек­
тами — методологией и методикой образования музейными средст­
вами;

— музейная педагогика является теоретическим фундаментом
целостного музейно-педагогического процесса, который представ­
ляет собой взаимодействие музейного педагога и учащихся, направ­
ленное на формирование средствами изобразительного искусства
творчески развитой личности в условиях музейной среды;

— музейно-педагогический процесс опирается на диалогиче­
ское общение как форму педагогического контакта со зрителями и
представляет собой внутренне единую и динамичную систему ком­
понентов, определяемых такими педагогическими категориями, как
образование, воспитание, обучение и развитие;

— составляющие музейно-педагогического процесса: музейная
среда
(околомузейное пространство, собственно музейное здание,
экспозиция); музейный памятник — предмет музейно-педагоги­
ческого процесса; зритель — субъект педагогического процесса;
музейный педагог — организатор процесса, цель которо­
го — обеспечить на основе субъектно-субъектных отношений не­
посредственное общение зрителя с памятником в рамках конкрет­
ной учебной программы;

— осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный
педагог помогает зрителю не только вычленить необходимую ин­
формацию, но и обеспечивает ее усвоение, анализ и адаптацию в
рамках определенной системы, то есть прокладывает путь к фор­
мированию глубоких впечатлений, адекватному пониманию
и многомерному истолкованию музейного памятника.
Тем
самым музей, в частности художественный, расширяет возможно­
сти использования изобразительного искусства как средства ос­
воения и творческого переосмысления окружающего мира, так
как восприятие искусства требует от зрителя активного сотворче-
ского процесса;


музейно-педагогический процесс опирается на принципы ин­
терактивности, комплексности и программности;

— развивая и совершенствуя способность зрителя восприни­
мать и интерпретировать невербальную информацию, визуальное
мышление не только обогащает художественное восприятие, но и
выводит на качественно новый уровень традиционные для школь­
ной педагогики представления о роли наглядности и наглядно-об­
разного мышления в учебно-воспитательном процессе;

— осваивая сложные процессы современного художественного
развития через диалог культур — традиционной и порожденной
технократическими процессами, художественный музей включается
в педагогический процесс как:

а) школа визуального мышления;

б) пространство, аккумулирующее эстетический и художествен­
ный опыт;

в) «фильтр качества» в отношении человека к жизни и окру­
жающей среде;

— организация процесса музейной образовательной деятельно­
сти осуществляется через традиционные формы и направления ра­
боты музея со зрителями (экскурсионно-методическая, экспозици-
онно-выставочная, детская творческая студия, музейные клубы и
кружки). Эта работа ведется в рамках структуры взаимодействия
музея и школы, определяемой двумя блоками — «школа в про­
странстве музея» и «музей в пространстве школы», на основе му-
зейно- педагогических программ.

3. Анализ специфики взаимодействия отечественных и зарубеж­
ных музеев с системой образования позволяет говорить о том, что
эффективность образовательной деятельности художественного му­
зея связана с участием в ней школьного учителя, который рассмат­
ривается как посредник во взаимодействии музея и школы. В свою
очередь, сотрудничество музеев со школой определяется:

— спецификой коллекции конкретного музея;

— помощью учителю в решении проблем расширения и углуб­
ления полученных в школе знаний;

— государственной политикой в области художественного об­
разования, в том числе музейными средствами.

4. На современном этапе модернизации отечественного образо­
вания взаимодействие музея и системы образования перешло в ка­
чественно новую фазу развития, которая открывает возможность
обеспечения поэтапного и педагогически корректного развития спо­
собностей личности посредством многоуровневых музейно-педаго-
гических программ.


5. Необходимость особой профессиональной подготовки музей­
ного педагога в педагогическом вузе доказана анализом современ­
ного состояния этого вопроса и функций его деятельности:

— полноценность подготовки музейного педагога определяется
уровнем взаимодействия педагогического вуза с музеем, дающим
молодому специалисту выход на арену профессиональной деятель­
ности в системе культуры и образования;

— подготовка музейного педагога носит самостоятельный ха­
рактер и должна включать весь спектр дисциплин, отражающих
специфику образовательной деятельности такого динамично разви­
вающегося социокультурного организма, каким является современ­
ный музей.

6. Востребованность музейной педагогики определяется интен­
сивным развитием взаимодействия отечественных музеев с систе­
мой образования, намечающимся возрождением школьных музеев,
высоким уровнем требований к компетентности и конкурентоспо­
собности педагогических кадров дошкольных и школьных образова­
тельных учреждений.


Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
Минск, 1990.

2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры. М., 2000.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

5. Бакушинский АВ. Исследования и статьи. М.,1981.

6. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

7. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введе­
ния в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

9. Бойко А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концеп­
ции визуального мышления // Художественный музей в образовательном процессе.
СПб., 1998.

 

10. Бойко А.Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и
школьного педагога (к постановке проблемы) // Образовательная деятельность ху­
дожественного музея. Вып. 4. СПб., 1995.

11. Борее А.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

12. Валери П. Об искусстве. М., 1993.

13. Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.

14. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации).
М.,1989.

15. Верб Э.А. Искусство и педагогика: Хрестоматия для студентов педагогиче­
ских вузов и учителей. СПб.: Образование, 1995.

16. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии
школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для
школ и внешкольных занятий / Под общ. ред. Г. П. Шевченко и Б. П. Юсова. Лу­
ганск, 1990.

17. Всесоюзн. конференция-семинар музейн. сотрудников «Решения XXVI съез­
да КПСС и задачи научной пропаганды искусства в художественных музеях Совет­
ского Союза»: Тез. докл. Ереван, 1982.

18. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.

19. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

20. Гельман Р.А. Организация выставок детского творчества в художественном
музее: Всесоюзн. науч. конференция-семинар музейн. работников. «Роль художест­
венных музеев в эстетическом воспитании молодежи в свете решений XXVI съезда
КПСС». Л., 1986.

21. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.,
1999.

23. Гнедовскш Af.fi. Современные тенденции развития музейной коммуникации
(на материале музееведческой литературы капиталистических стран) // Проблемы
культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. / НИИ культуры
МК РФ и АН СССР. М., 1989.


 

24. Грегори Р. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс,
1970.

25. Гуружвпов В.А. Взаимодействие музея и школы в формировании смыслопо-
рождающих систем понимания искусства детьми: Науч.-практ. конференция «Худо­
жественный музей в образовательном процессе». Тез. выступлений. СПб., 1998.

26. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Проблемы
культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. / НИИ культуры
МК РФ и АН СССР. М., 1989.

27. Зеленко А.У. Школьный музей. М., 1927.

28. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного
развития человека // Вопросы психологии. 1988. № 6—7.

29. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в системе до­
полнительного образования. Самара, 1999.

30. Ильин rJl. Философия образования. М., 2002.

 

31. Искусство в системе культуры: Сб. ст. Л.: Наука, 1987.

32. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-ху-
дожественная проблема // Гуманитарий: Ежегодник Академии гуманитарных наук.
№ 1. СПб., 1995.

33. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения //
Советское искусствознание. 1982. № 1.

34. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: По­
литиздат, 1988.

35. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование
внутреннего строения мира искусств: В 3 ч. Л.: Искусство, 1972.

36. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

37. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

38. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Изд-во политической литерату­
ры, 1974.

39. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001.

40. Керрол Э.И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

41. Кершенштайнер Р. Развитие художественного ребенка. М., 1914.

42. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение. Вос­
питание подрастающего поколения в музее: теория, методология и практика. М.,
1989.

43. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный му­
зей в образовательном процессе. СПб., 1998.

44. Колесникова И.А. Современная образовательная специфика музейного про­
странства // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 1: На­
правления поиска. СПб., 1996.

 

45. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Коги-
то-центр: Ин-т психологии, 1997.

46. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборато­
рии «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Под науч. ред. Е. К- Дмит­
риевой, И. М. Коссовой. М., 1997.

47. Кульчинская НЛ. Музей как образовательная модель: построение «картины
мира» // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»
Тезисы семинара. СПб., 1995.

48. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: 2001.

49. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. СПб.,
2001.


50. Лому нова А.К- Воспитание музейной культуры посетителя. М., 1988.

51. Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое вопло­
щение: (Музейно-игровая методика). СПб.у2001.

52. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

53. Макарова-Таман Н.Г. Проект «Дом: детский открытый музей» в Москве //
Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­
нара. СПб., 1995.

54. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в
России и за рубежом. М., 2001.

55. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и
практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование.
Культура: Процессы интеграции. М., 1999.

56. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лабо­
ратории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997.

57. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!».
Тез. семинара. СПб., 1995.

58. Мейлах Б.С Процесс творчества и художественного восприятия. Комплекс­
ный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.

59. Мигаль Б.Г. Роль художника в музейно-педагогическом процессе // Между­
народный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семинара.
СПб., 1995.

60. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, ме­
тодика, практика. М., 1989.

61. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5:
Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999.

62. Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997.

63. Музей и дети: «Всесоюзн. межмузейная конференция». Тез. Ташкент, 1982.

64. «Музей и культура» в начальной школе: Программа. Опыт внедрения: Экс­
периментальное метод, пособие. М.: 1995.

65. Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Ма­
карова Н.Г., Юхневич М.Ю.
М., 1989.

66. Музей и образование // Музейное дело и охрана памятников: Обзорная ин­
формация. Вып. 5. М., 1989.

67. Музей и подрастающее поколение (Из опыта музейно-педагогической рабо­
ты научного отдела художественного воспитания детей и юношества ГРМ).
Вып. 1—2. Л., 1991 — 1992.

68. Музей и подрастающее поколение: Тр. науч.-практ. центра по проблемам
музейн. педагогики ГРМ. Вып. 3. СПб., 1993.

69. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. ст. Вып. 1:
Направление поиска. СПб., 1996; Вып. 2: Образ и мысль. СПб., 1997; Вып. 3: Раз­
витие идеи. СПб., 1997.

70. Музей, школа, семья: Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1.
СПб., 1996.

71. Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Вып. 2. М., 1999.

72. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.:
Специальная литература, 1998.

73. Музейная педагогика в школе. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2001;
Вып. 3. СПб., 2002.


 

74. Некрасова-Каратеева ОЛ. О природе выставок детского художественного
творчества // Музей и подрастающее поколение: Тр. науч.-практ. центра по про­
блемам музвйн. педагогики. Вып. 3. СПб., 1993.

75. Некрасова-Каратеева О.Л. К проблеме музея детского художественного
творчества // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, му­
зей!». Тез. семинара. СПб., 1995.

76. Некрасова-Каратеева ОЛ., Осорина М.В. Психологические особенности
восприятия картины зрителем-ребенком в музее // Художественный музей в образо­
вательном процессе. СПб., 1998.

77. Йеменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания:
Кн. для учителя. М., 1987.

 

78. Образовательная деятельность художественного музея (Тр. Российского
науч.-практ. центра по проблемам музейн. педагогики). Вып. 4. СПб., 1995; Вып. 5.
СПб., 1997.

79. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.,
1999.

80. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном му­
зее: Учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб., 2000.

81. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для началь­
ной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Ми­
нина СБ., Юхневич М.Ю.
М., 1994.

82. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен: Информацион­
но-коммуникативная модель. СПб., 1999.

83. Ребенок в музее: социологические и психолого-педагогические аспекты //
Музееведение. М., 1993.

84. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион­
ный вестник. М., 1916. № 1—2.

85. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.
Т. 1: А —М. М., 1993.

86. Руубер О.О. О закономерностях художественного визуального восприятия.
Таллин: Валгус, 1985.

87. Сапеео И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды худож­
ником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.

88. Селевко Г.К- Современные технологии образования. М.: Народное образо­
вание, 1998.

89. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиоло­
гии // Психология художественного творчества. Л., 1980.

90. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистиче­
ских странах: теория и практика. Вып 1. М., 1986.

91. Столяров Б.А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной
педагогике // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

92. Столяров Б.А. Музей в системе образования: (К проблеме специфики му-
зейно-педагогической деятельности в современном социокультурном процессе) //
Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­
нара. СПб., 1995.

93. Столяров Б.А. Музейная педагогика: К проблеме институциализации об­
ласти научно-практической деятельности музея в университетское знание. СЗО
РАО. СПб., 1999.

94. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современ­
ности. СПб: Специальная литература, 1999.

14 — 4008


95. Столяров Б.А. Российский научно-практический центр по проблемам му­
зейной педагогики // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии
образования. Вып. 1. СПб., 1996. у

96. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молоде­
жи. Л., 1988.

97. Столяров БЛ., Бойко А.Г. и др. Музейно-педагогическая программа
«Здравствуй, музей!» // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.,
1998.

98. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспита­
ния молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб., 2001.

99. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Художественный музей и система образования:
концепция педагогического взаимодействия // Художественный музей в образова­
тельном процессе. СПб., 1998.

 

100. Столяров Б.А., Соколова НД., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного
дела: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.

101. Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение / Музейное дело: Экс­
пресс-информация. Вып. 3—4. М., 1992.

102. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский му­
зей. 1989. № 4.

103. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.:
Наука, 1987.

104. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

105. Хадсон К- Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

106.Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Сб. 1. Л.: Наука,
1971.

107.Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: Специальная
литература, 1998.

108. Шифферман X. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб., 2003.

109. Шмат Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923.
ПО. Эрмитаж и зритель. Л.,1988.

111.Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988.

112. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников //
Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1. М.: Сов.
художник, 1973.

113. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство»
в школе // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. VII. СПб.,
2002.

114. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика — профессия // Советский музей.
1991. № 1.

115. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи в дореволюци­
онной России: Метод, пособие. М.,1990.

116. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педаго­
гике. М., 2001.

117. Alexander Е.Р. Museums in motion: an introduction to the history and
functions of museums. Nashville, 1978.

118. Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art
Education. 1998. Vol. 51, № 1.

119. Germalne С Museums and Young People in Continental Europe //
Museums and Young People. Paris: ICOM, 1952.


 

120. Hostel F. Museums and Their Enemies // Journal of Aesthetic Education.
1985. V. 19, ^ 2. ~

121. KersckefisteinerR. Theorie der Bildung. Leipzig— Berlin, 1926.

122. Lichtwark A. Obungen in der Betrachtung von Kunstwerken. Berlin: Verlag
von Bruno Cassire, 1909.

123. Mayer M. Can Philosophical Change Take Hold in the American Art
Museum? // Art Education. 1998. Vol. 51. № 2.

124.Museums and children. Paris: UNESCO, 1979.

125.Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3.

126.Museums and Teachers. Paris: ICOM, 1956.

127. Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N. Berry and
S. Mayer. Reston, 1989.

128.MuseumspSdagogik in Rusland und Deutschland. Hannover, 1998.

129.MuseumspSdagogik. Museen als Bildungsstatten: Deutcher Museumsbund. T.
Y. — Frankfurt-am-Main, 1975.

130.National Visual Art Standards // Naea News. 1994. Vol. 36, № 3.

131.Osborne H. Museums and their functions // Journal of Aesthetic Education.
1985. № 2.

132.Preparing Teachers of Art / National Art Education Association. Reston, 1997.

133.Reading, the Arts and the Creation of Meaning / National Art Education
Association. Reston, 1978.

134.Research Methods and Methodologies for Art Education / Ed. by Sharon D.
La Pierre. Reston, 1997.

135.The Art museum as educator / Ed. B. I. Newsome and A. Z. Silver. Berkley;
London: University of California Press, 1978.

136. Wenger, Cer van. Educational Programs in Museums // Danish — ICOM,
CECA, 1982.

137. Weschenfelder K-, Zacharias W. Handbuch Museumspadagogik. Orientiren
und Metoden fur die Praxis. Dusseldorf, 1981.

14*


Словарь основных терминов

Авторство — удостоверенная подписью или установленная в результате искус­ствоведческого анализа принадлежность произведения конкретному мастеру.

Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направ­ленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — выражение какой-либо отвле­ченной идеи в конкретных художественных образах.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — 1. Метод научного исследования, в основе которого лежит мысленное или фактическое расчленение це­лого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение каких-либо фак­тов или явлений. 3. Определение состава и свойства вещества.

Анахронизм (от греч. ana — назад, против и chronos — время). — 1. Ошибоч­ное отнесение явления или события одного времени к другому. 2. Устарелое явле­ние, понятие, мнение.

Античность (от лат. antiquus — древний) — период истории и культуры, отно­сящийся ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима.

Арт-терапия1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для дости­жения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испы­тывающих трудности в процессе своего развития.

Архаика (от греч. archaikos — древний) — 1. Старинный, древний; отличитель­ные черты старины, древности. 2. Ранний период в истории искусства (древнегрече­ского или древнеегипетского).

Археология — наука, изучающая историю на основе вещественных данных, ко­торые зачастую становятся музейными предметами.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — тип, первообраз, оригинал) — ре­конструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы раз­ных народов.

Архитектура (от греч. architekton — зодчий, строитель) — 1. Область художе­ственно-практической деятельности человека, предметом которой является проекти­рование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или ком­плекс зданий.

Ассоциация — связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего соз­нания.

Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежно­сти анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, опре­деление времени и места его создания.

Аудитория (от лат. auditorium) — 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слуша­тели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п.

Аудитория музейная — группа людей, объединенных познавательным интере­сом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, об­разовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.