КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе
Накопленный опыт взаимодействия музея и системы образования, утверждение музейной педагогики как отрасли педагогической науки позволили перейти к профессиональной подготовке специалиста в системе высшего профессионального образования. Речь идет о направлении 540700 «Художественное образование», квалификация «бакалавр художественного образования», профиль! 540701 «Музейная педагогика»1. В плане профессиональной подготовки специалист, готовящийся по профилю «Музейная педагогика», должен: — обладать целостным представлением о музее и его роли в — владеть системой представлений о специфике образователь — понимать место музейно-педагогической деятельности в раз — уметь выявить общие и конкретные потребности взаимодей — обладать навыками организации данного взаимодействия в — знать методы, приемы, формы и технологии музейной педа — владеть системой знаний по теории и истории музейной пе 1 Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. 540000 Педагогические науки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
— осознавать необходимость развития художественных способ — знать первоисточники музейно-педагогической и специаль — уметь эффективно организовать процесс освоения музейных — обладать умениями и навыками научно-исследовательской, Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе осуществляется на факультете изобразительного искусства, где к изучению блока базовых музейных предметов приступают после освоения студентами блока психолого-педагогических дисциплин. Содержание дисциплин профильной подготовки: «Основы музейного дела». Основываясь на общепринятой музееведческой дисциплине, данный учебный предмет формирует знания о становлении и методологии научного музееведения, типологии и функциях музея и направлениях его научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются методы и способы построения музейной экспозиции, основы музейной коммуникации, принципы и организация реставрационной деятельности, правовые условия деятельности музея и международное межмузейное сотрудничество. «Музейная педагогика». Дисциплина формирует знания по истории становления и о современном состоянии музейной педагогики как междисциплинарной области и отрасли педагогической науки о предмете, целях и задачах музейной педагогики, о специфике педагогического процесса в условиях музейной среды, о методических особенностях музейно-педагогической работы с аудиторией разных возрастов. «Детское творчество и арт-терапия в музее». Состоящая из двух блоков дисциплина формирует знания о психолого-педагогических, социальных и медико-биологических аспектах детской изобразительной деятельности, о специфике работы детской студии в художественном музее, выставках детского творчества, их типологии, целях и задачах, о формах и методике работы в условиях музейной среды с детьми, имеющими отклонения в развитии; рассматривает цели и задачи арт-терапевтических программ, а также этические и профессиональные нормы деятельности арт-терапевта. «Мифологические и библейские сюжеты в искусстве». В 1 рамках данной дисциплины изучаются мифологические и библей-ские сюжеты, отображенные в произведениях изобразительного искусства, и особенности их образных трактовок в разные исторические эпохи. «Музеи мира». Дисциплина формирует знания по истории развития музейного дела на примере крупнейших музеев мира, о характере коллекции и направлениях деятельности ведущих отечественных и зарубежных музеев, о месте музеев в современном социокультурном процессе. «Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности». Дисциплина формирует знания о месте видеокомпьютерных технологий в музейно-образовательной деятельности, их возможностях в организации процесса восприятия классического искусства, об использовании их в современной художе- ственной практике, а также о специализированном программном обеспечении. «Практическая деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Дисциплина формирует знания и навыки в области академического рисунка и живописи, в области декоративно-прикладных техник, в создании копий и реплик с изучаемых в курсе истории искусства произведений и их фрагментов в различных техниках. «Технологии и методики обучения музейно-педагогическим дисциплинам». Дисциплина формирует знания технологий музей-но-педагогической деятельности и навыки анализа и проектирования занятий, уроков с детско-юношеской аудиторией в условиях музейной среды и образовательного учреждения, а также интеграции музейно-педагогических программ с предметами гуманитарного и художественного циклов. Учебно-исследовательские и производственная практики в просветительских и музейно-педагогических службах музея формируют умения и навыки практической работы с дошкольниками, школьниками и студентами на музейной экспозиции, в фондах и выставках детского творчества. Качество музейно-педагогической подготовки в условиях вуза определяется уровнем его взаимодействия с музеем, что дает возможность будущему специалисту полноценно включиться в профессиональную деятельность в системе культуры и образования. Вопросы для повторения 1. Назовите установки, определяющие важность участия учителя в об 2. Какие формы деятельности использует музей, осуществляя подготов 3. Назовите три уровня результативности (по Э. Эйснеру) художест 4. Охарактеризуйте назначение и содержание школьных «рабочих тет 5. Охарактеризуйте роль учителя в музеях США. 6. В чем назначение и какова специфика содержания «учительских па 7. Назовите специфическое отличие образовательных программ музеев 8. Какова роль волонтеров в зарубежных музеях? 9. В каких формах осуществляется взаимодействие отечественного му
10. Охарактеризуйте четыре основных направления системы сотрудни 11. Охарактеризуйте проблемные аспекты подготовки музейного педа 12. Почему подготовка музейного педагога в условиях педагогического 13. Охарактеризуйте уровень профессиональных требований к специа 14. Назовите дисциплины профильной подготовки музейного педагога. Заключение Музейная педагогика стала реальностью наших дней и отраже-нием представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами художественного музея, суть цивилизационного смысла существования которого — во взаимодействии культуры и образования. Сегодня она стремительно завоевывает популярность в широком пространстве общепедагогического интереса, от детского сада до вузовской аудитории и международных симпозиумов. Являясь проводником и средством освоения культуры и искусства на новом уровне их востребованности обществом, войдя в обиход школьной и музейной образовательной практики, она требует подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем общей и художественной культуры личности в сочетании с практическими навыками работы в школьной и музейной среде. Завершая разговор о музейной педагогике, сделаем некоторые выводы. 1. Образовательная деятельность стала одним из определяющих 2. Теоретический анализ имеющихся на данный момент трудов
— музей, собирающий, хранящий и исследующий памятники — образовательная деятельность музея представляет собой Системная организация процесса данной образовательной деятельности возможна лишь на основе ее научно-теоретического осмысления и выделения в системе педагогических наук такой отрасли, как «музейная педагогика» и ее направления — «педагогика художественного музея», представляющая собой междисциплинарное научное знание, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды; — педагогика художественного музея вносит свой вклад в раз — музейная педагогика является теоретическим фундаментом — музейно-педагогический процесс опирается на диалогиче — составляющие музейно-педагогического процесса: музейная — осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный — музейно-педагогический процесс опирается на принципы ин — развивая и совершенствуя способность зрителя восприни — осваивая сложные процессы современного художественного а) школа визуального мышления; б) пространство, аккумулирующее эстетический и художествен в) «фильтр качества» в отношении человека к жизни и окру — организация процесса музейной образовательной деятельно 3. Анализ специфики взаимодействия отечественных и зарубеж — спецификой коллекции конкретного музея; — помощью учителю в решении проблем расширения и углуб — государственной политикой в области художественного об 4. На современном этапе модернизации отечественного образо 5. Необходимость особой профессиональной подготовки музей — полноценность подготовки музейного педагога определяется — подготовка музейного педагога носит самостоятельный ха 6. Востребованность музейной педагогики определяется интен Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры. М., 2000. 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 5. Бакушинский АВ. Исследования и статьи. М.,1981. 6. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 7. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введе 8. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 9. Бойко А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концеп
10. Бойко А.Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и 11. Борее А.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986. 12. Валери П. Об искусстве. М., 1993. 13. Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. 14. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). 15. Верб Э.А. Искусство и педагогика: Хрестоматия для студентов педагогиче 16. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии 17. Всесоюзн. конференция-семинар музейн. сотрудников «Решения XXVI съез 18. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 19. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 20. Гельман Р.А. Организация выставок детского творчества в художественном 21. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб., 23. Гнедовскш Af.fi. Современные тенденции развития музейной коммуникации
24. Грегори Р. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 25. Гуружвпов В.А. Взаимодействие музея и школы в формировании смыслопо- 26. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Проблемы 27. Зеленко А.У. Школьный музей. М., 1927. 28. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного 29. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в системе до 30. Ильин rJl. Философия образования. М., 2002.
31. Искусство в системе культуры: Сб. ст. Л.: Наука, 1987. 32. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-ху- 33. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // 34. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: По 35. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование 36. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 37. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 38. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Изд-во политической литерату 39. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 40. Керрол Э.И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 41. Кершенштайнер Р. Развитие художественного ребенка. М., 1914. 42. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение. Вос 43. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный му 44. Колесникова И.А. Современная образовательная специфика музейного про
45. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Коги- 46. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборато 47. Кульчинская НЛ. Музей как образовательная модель: построение «картины 48. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: 2001. 49. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. СПб., 50. Лому нова А.К- Воспитание музейной культуры посетителя. М., 1988. 51. Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое вопло 52. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 53. Макарова-Таман Н.Г. Проект «Дом: детский открытый музей» в Москве // 54. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в 55. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и 56. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная 57. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». 58. Мейлах Б.С Процесс творчества и художественного восприятия. Комплекс 59. Мигаль Б.Г. Роль художника в музейно-педагогическом процессе // Между 60. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, ме 61. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5: 62. Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997. 63. Музей и дети: «Всесоюзн. межмузейная конференция». Тез. Ташкент, 1982. 64. «Музей и культура» в начальной школе: Программа. Опыт внедрения: Экс 65. Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Ма 66. Музей и образование // Музейное дело и охрана памятников: Обзорная ин 67. Музей и подрастающее поколение (Из опыта музейно-педагогической рабо 68. Музей и подрастающее поколение: Тр. науч.-практ. центра по проблемам 69. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. ст. Вып. 1: 70. Музей, школа, семья: Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1. 71. Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Вып. 2. М., 1999. 72. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.: 73. Музейная педагогика в школе. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2001;
74. Некрасова-Каратеева ОЛ. О природе выставок детского художественного 75. Некрасова-Каратеева О.Л. К проблеме музея детского художественного 76. Некрасова-Каратеева ОЛ., Осорина М.В. Психологические особенности 77. Йеменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: 78. Образовательная деятельность художественного музея (Тр. Российского 79. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 80. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном му 81. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для началь 82. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен: Информацион 83. Ребенок в музее: социологические и психолого-педагогические аспекты // 84. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион 85. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. 86. Руубер О.О. О закономерностях художественного визуального восприятия. 87. Сапеео И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды худож 88. Селевко Г.К- Современные технологии образования. М.: Народное образо 89. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиоло 90. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистиче 91. Столяров Б.А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной 92. Столяров Б.А. Музей в системе образования: (К проблеме специфики му- 93. Столяров Б.А. Музейная педагогика: К проблеме институциализации об 94. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современ 14 — 4008 95. Столяров Б.А. Российский научно-практический центр по проблемам му 96. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молоде 97. Столяров БЛ., Бойко А.Г. и др. Музейно-педагогическая программа 98. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспита 99. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Художественный музей и система образования:
100. Столяров Б.А., Соколова НД., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного 101. Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение / Музейное дело: Экс 102. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский му 103. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: 104. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 105. Хадсон К- Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. 106.Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Сб. 1. Л.: Наука, 107.Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: Специальная 108. Шифферман X. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб., 2003. 109. Шмат Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. 111.Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988. 112. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // 113. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» 114. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика — профессия // Советский музей. 115. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи в дореволюци 116. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педаго 117. Alexander Е.Р. Museums in motion: an introduction to the history and 118. Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art 119. Germalne С Museums and Young People in Continental Europe //
120. Hostel F. Museums and Their Enemies // Journal of Aesthetic Education. 121. KersckefisteinerR. Theorie der Bildung. Leipzig— Berlin, 1926. 122. Lichtwark A. Obungen in der Betrachtung von Kunstwerken. Berlin: Verlag 123. Mayer M. Can Philosophical Change Take Hold in the American Art 124.Museums and children. Paris: UNESCO, 1979. 125.Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3. 126.Museums and Teachers. Paris: ICOM, 1956. 127. Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N. Berry and 128.MuseumspSdagogik in Rusland und Deutschland. Hannover, 1998. 129.MuseumspSdagogik. Museen als Bildungsstatten: Deutcher Museumsbund. T. 130.National Visual Art Standards // Naea News. 1994. Vol. 36, № 3. 131.Osborne H. Museums and their functions // Journal of Aesthetic Education. 132.Preparing Teachers of Art / National Art Education Association. Reston, 1997. 133.Reading, the Arts and the Creation of Meaning / National Art Education 134.Research Methods and Methodologies for Art Education / Ed. by Sharon D. 135.The Art museum as educator / Ed. B. I. Newsome and A. Z. Silver. Berkley; 136. Wenger, Cer van. Educational Programs in Museums // Danish — ICOM, 137. Weschenfelder K-, Zacharias W. Handbuch Museumspadagogik. Orientiren 14* Словарь основных терминов Авторство — удостоверенная подписью или установленная в результате искусствоведческого анализа принадлежность произведения конкретному мастеру. Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков. Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — выражение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных художественных образах. Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — 1. Метод научного исследования, в основе которого лежит мысленное или фактическое расчленение целого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение каких-либо фактов или явлений. 3. Определение состава и свойства вещества. Анахронизм (от греч. ana — назад, против и chronos — время). — 1. Ошибочное отнесение явления или события одного времени к другому. 2. Устарелое явление, понятие, мнение. Античность (от лат. antiquus — древний) — период истории и культуры, относящийся ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима. Арт-терапия — 1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития. Архаика (от греч. archaikos — древний) — 1. Старинный, древний; отличительные черты старины, древности. 2. Ранний период в истории искусства (древнегреческого или древнеегипетского). Археология — наука, изучающая историю на основе вещественных данных, которые зачастую становятся музейными предметами. Архетип (от греч. arche — начало и typos — тип, первообраз, оригинал) — реконструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы разных народов. Архитектура (от греч. architekton — зодчий, строитель) — 1. Область художественно-практической деятельности человека, предметом которой является проектирование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или комплекс зданий. Ассоциация — связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего сознания. Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, определение времени и места его создания. Аудитория (от лат. auditorium) — 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п. Аудитория музейная — группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |