КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США
Взаимодействие музея со школой в Германии строится на помощи учителю в решении определенных учебных задач. В этом смысле художественный музей не является исключением. Как и в музеях любого другого профиля, учитель здесь выступает «экспертом», то есть на основе своих профессиональных функций выбирает средст- 1 Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art Education. 1998. Vol. 51, № 1. P. 13—19. ва и содержание музейно-педагогического процесса, контролируя при этом поведение и знания ученика. Большое место занимает методическое руководство самостоятельной работой школьников, в помощь которым создаются специальные «рабочие тетради». Разработанные для детей самого разного возраста, они представляют собой удобного формата оригинально оформленные и хорошо проиллюстрированные брошюры с заданиями для работы на экспозиции1. Тематика их созвучна школьной программе, что позволяет как учителю, так и музейному педагогу; углублять и расширять знания и навыки детей по определенным те-мам. Как правило, «рабочая тетрадь» создается музейными сотрудниками на основе консультаций с учителями и состоит из трех час-тей, одна из которых представляет собой короткую информацию об используемых в занятии памятниках, в то время как две другие ориентированы на совместную работу учителя и ученика. Выполнение заданий учеником позволяет углубить полученные им в школе зна-ния. Другая функция «рабочей тетради» — помощь учителю в ос-воении языка музейной экспозиции и оценки музейных подлинни-ков с точки зрения их исторической либо художественной значимо-сти, что весьма важно для формирования музейной культуры школьника. В целом назначение «рабочих тетрадей» в учебно-воспитательном процессе заключается в том, чтобы: — концентрировать внимание на избранных музейными педаго — способствовать осознанию ценности музейного памятника; — побуждать ребенка к творческой деятельности, используя — формировать пространственно-временные представления» — развивать умение выражать свое отношение к экспонируе- Таким образом, взаимодействие музея со школой в Германии определяется прежде всего подчиненностью деятельности музея школьному образовательному процессу и помощью учителю в ос-воении музейного материала. Оригинальной находкой в этом взаи-модействии стала разработка и использование «рабочих тетрадей», развивающих музейную ориентацию учащегося. Однако, ориентиру-ясь в основном на студийные формы работы и индивидуальные, ав- Особенно популярны такие тетради в музеях исторического профиля. торские методики своих сотрудников, художественные музеи Германии не имеют комплексных программ, целью которых является последовательное развитие художественного восприятия. В США, где развитие теории и практики образовательной деятельности шло наиболее последовательно, перестройка взаимоотношений между музеями и школой идет на уровне государственной политики. В условиях децентрализации образовательной системы страны (в школах здесь нет единого учебного плана, а следовательно, и центрального органа, регулирующего учебно-воспитательный процесс) это оказалось трудной задачей, несмотря на то что здесь еще в начале XX в. сложились партнерские взаимоотношения, в которых музею принадлежала ведущая роль. И хотя музеи страны имеют официальный статус образовательных учреждений, налаживание контактов художественных музеев со школой было непростым делом. Проблема заключалась в ориентации школы на технологический прогресс. Это обстоятельство выявило серьезные недостатки в преподавании гуманитарных дисциплин в целом и заставило обратить внимание на исторический опыт развития музейной педагогики. Обращение к нему значительно оживило процесс сближения интересов школы и музея и обогатило арсенал образовательных форм, предлагаемых музеем, добавив к разного рода экскурсиям, студиям, концертам, дидактическим выставкам образовательные программы, созданные для учителей, которые стали активно привлекаться к совместной с музеем работе. В ее основе лежит тезис: посещение музея в США — лишь эпизод в жизни ученика, а потому его эффективность в большей мере зависит от умения учителя согласовать его с изучаемыми предметами, чем от мастерства музейного сотрудника. Подготовка учителя к самостоятельной работе в музее мотивируется следующим: — через учителя музей получает возможность воздействовать — учитель лучше сможет подготовить школьника к восприятию — зная уровень гуманитарной подготовки своих учеников, учи — музейные педагоги получают возможность сосредоточиться Такая практика широко поддерживается государственными и] общественными организациями, ибо способствует позитивным из-менениям в системе образования. Вэтой связи большинство аме-риканских музеев разрабатывает программы по развитию художест- венной культуры учителей и подготовке их к работе в музеях разно-го профиля1. В их основе лежит концепция, согласно которой обу-чение — это процесс исследований, экспериментов и открытий. Большую известность получила деятельность Информационно-ме-, тодического центра музеев Смитсоновского института, включающего в свою структуру шестнадцать музеев различного профиля и из- -дающего учебные пособия и методическую литературу по разным. отраслям знания. Упомянутые программы часто создаются как обязательный компонент определенного учебного предмета и рассчитаны на внедрение в школе. Они предусматривают проведение курсов для учителей и включают в себя методические разработки занятий, облегчающие учителю проведение урока, комплекты информационных материалов, а также методические пособия, выдаваемые учителю во временное пользование («учительские пакеты»). Данные пособия содержат методические рекомендации, разного рода схемы и таблицы, аудио- и видеоматериалы, слайды. Лидером в подготовке таких «учительских пакетов» среди художественных музеев является Вашингтонская Национальная галерея, активно и в комплексе использующая весь арсенал названных средств для раскрытия потенциала изобразительного искусства в образовательном процессе. Сюда относится рассмотрение видов и техник изобразительного искусства, отдельных периодов его развития, а также монографии о мастерах мирового искусства. Подготовка учителей осуществляется в информационно-методическом центре галереи, именуемом Педагогическим институтом. Велика роль в этой подготовке музейных библиотек. Все крупные музеи США имеют образовательные библиотеки с обширными фондами. Учителя, музейные педагоги и их помощники — музейные волонтеры имеют возможность готовиться здесь к занятиям и получать консультации. Важно отметить, что американским музеям в их образовательной практике свойственно оптимистическое намерение откликаться на любую просьбу не только учителя, но и рядового музейного посетителя, а потому приоритет имеют короткие по срокам реализации 1 С 1969 г. в США работает специальный Центр подготовки учителей («Center of Teaching and Learning»), предлагающий им самые разнообразные программы и стажировки для повышения квалификации. программы просветительного характера, рассчитанные только на возможности экспозиции. Музей Метрополитен, например, представляет в год около 20000 таких программ, давая возможность принять в них участие любому из 5-ти миллионов посетителей в год (из них около 150000 учителей). Особенностью программ является их ориентация на сложный этнический состав населения США, а потому американские специалисты часто называют их мультикультураль-ными, то есть включающими историю и художественные достижения народов, представители которых являются гражданами США. Однако при том, что рассматриваемые программы ориентированы на учебно-воспитательный процесс, позволяя школьникам и учителям расширить свое представление об искусстве любой из представленных в музее исторических эпох, следует еще раз подчеркнуть, что они ставят перед собой задачу введения в пространство художественной культуры, а не систематического художественного развития. Это обстоятельство позволяет ориентировать реализацию программ не на штатных музейных педагогов, а на институт волонтеров, назначение которого — в поддержке образовательной деятельности музеев разного профиля. Волонтерами могут стать люди разных профессий и возрастов, и функции их весьма разнообразны: от организации посещений музеев школами — до работы в отделах и информационных службах. В образовательных службах художественных музеев, как правило, работают волонтеры с гуманитарным образованием. Это прежде всего пенсионеры, то есть люди с большим жизненным опытом. После специальной и достаточно продолжительной подготовки в области возрастной психологии, истории искусства и специфики художественного музея, бесплатно или за очень скромное вознаграждение, они начинают проводить экскурсии со школьниками в рамках уже названных программ. Привлечение волонтеров к практике образовательной деятельности вызвано не только соображением экономии музейных средств. При небольшой нагрузке в несколько рабочих часов в неделю они оказывают музеям неоценимую помощь в привлечении новых школ, доказывая им необходимость работы в музее. Подготовка учителей в американских музеях отвечает задачам Национальных стандартов в области преподавания художественных дисциплин, принятых в 1994 г. и позволяющих на практике определить важность преподавания искусства в школе1. 1 См.: Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин в США: (National Visual Art Standards) / Реферативный пер. С. Б. Горюновой // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 240—270. §3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия Отзываясь на запросы школ в подготовке и проведении экскурсионных и лекционных циклов по определенным темам для учеников и занятий для учительской аудитории, отечественные художественные музеи зачастую ориентировались на искусствоведческий тип сознания, не соотнося его с задачами формирования визуальной грамотности и целостного художественного восприятия. Ситуация стала меняться, когда в поисках новых подходов в работе со зрителями музеи стали перестраивать свои образовательные службы, что позволило им в последние годы выйти на новый, системный уровень сотрудничества с образовательными учреждениями и институтами повышения квалификации учителей. Такой опыт есть сегодня не только у таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, но и у художественных музеев Рязани, Твери, Перми, Саратова, Петрозаводска и других городов России. В значительной мере формирование этого процесса было связано с деятельностью Государственного Русского музея, в котором с 1975 г. существует отдел социально-психологических исследований, одним из первых в стране приступивший к диагностике музейной аудитории. Это позволило данному музею раньше других начать корректировку своей образовательной деятельности. На ГРМ, имеющем статус научно-методического центра художественных музеев Российской Федерации, вот уже более четверти века лежит ответственность за разработку стратегии и тактики деятельности образовательных служб отечественных художественных музеев. Отсюда устойчивые связи ГРМ с педагогическими вузами и отраслевыми НИИ, занимавшимися вопросами культуры и образования. Корректировка собственной образовательной деятельности музея была обозначена двумя событиями знакового характера — созданием в 1989 г. Гимназии при ГРМ, а годом позже — Российского центра музейной педагогики и детского творчества, ставшего первой отечественной музейно-педагогической службой. Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупнейших музеев мира в музейно-образовательный комплекс, что позволило начать разработку научно-обоснованной системы взаимодействия областей культуры и образования, инициатором чего выступил музей. 1 См.: Козиев В.Н. Школьники, учителя и студенты в Государственном Русском музее // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998. Поиск „новых решений проблем художественного образования музейными средствами определился в нестандартных подходах к составу сотрудников Центра. В его коллектив вошли искусствоведы, педагоги, психологи, художники, специалисты театрального профиля, сотрудники средней и высшей школы. Это позволило подойти к рассмотрению музейно-педагогического процесса с междисциплинарных позиций. Располагая широким диапазоном лекционных и экскурсионных программ и форм кружково-студийной работы, Центр поставил своей задачей реализовать традиционную для отечественного художественного воспитания цель — формирование средствами изобразительного искусства свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности, что потребовало установления прочных и результативных связей со школой, а значит, и с учителем. Сделав одним из главных своих направлений работу с воспитателями детских садов и учителями начальной и средней школы — ее стержнем стала многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», — сотрудники Центра приступили к созданию системы сотрудничества с учреждениями образования. При этом важно было найти единомышленников не только среди учителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, но и среди директоров школ и представителей управления образованием. В этой системе, получившей широкое развитие в регионах России, сложились четыре основных направления. 1. Информационно-издательское, к которому относится: а) организация и проведение разного рода мероприятий — от б) изготовление и распространение информационных материа 2. Школьно-гимназическое, которое включает непосредствен 13-4008 185 занятий, разработке методических рекомендаций по преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла и развитию у школьников способности художественного восприятия изобразительного искусства, в рецензировании авторских разработок учителей, обобщение экспериментального опыта и т. д. 3. Консультационно-методическое, возглавляемое создан В этом отношении особую значимость для учителей имеют дидактические выставки из циклов «Язык изобразительного искусства: первый диалог» и «В мастерской художника». Их цель — помочь учителю и школьнику «войти» в пространство художественного музея через знакомство с жанрово-видовой спецификой и языком изобразительного искусства, на которых оно постигается не только визуально и вербально, но и тактильно. Эти выставки сопровождаются комплексом мероприятий, включающих: мастер-классы, проводимые известными художниками; массовые творческие акции; игры; семинары для учителей, на которых рассматриваются проблемы преподавания и полихудожественного подхода в изучении изобразительного искусства. 4. Учебное — в рамках данного направления по специальным а) курсовая подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной и средней школы. Ее цель — дать представление о педагогике художественного музея как о междисциплинарном знании и построенной на его основе специфической практической деятельности, ориентированной на передачу художественного опыта; познакомить с педагогическими возможностями художественного музея и изобразительного искусства; 1 Межрегиональный методический кабинет по музейной педагогике создан в 1998 г. на базе Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. сформировать навыки визуальной грамотности и дать представление о методике работы с памятником в условиях экспозиции музея; б) стажировки сотрудников образовательных служб художест в) музейно-педагогические занятия и практики для студентов Опыт сотрудничества Центра с образовательными учреждениями позволил Русскому музею стать одной из важных составляющих художественного и гуманитарного образования на всех его уровнях и приступить к проектированию системы, которая должна иметь четкую организацию уровней и направлений взаимодействия с образовательными учреждениями. Практика показала, что наиболее эффективной моделью приобщения к изобразительному искусству в музее являются музейно-педагогические программы, разработанные с учетом специфики коллекции конкретного художественного музея и современных педагогических методик.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |