Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель как «потенциальный союзник» в организации музейно-педагогического процесса




В современных концепциях образования важнейшей педагоги­ческой целью признается развитие способности личности к твор­честву, к самостоятельному осмыслению нестандартных ситуаций в своей личной жизни и профессиональной сфере. Это вызвало наполнение образовательной деятельности художественного музея новым содержанием, переосмысление ее целей и задач, форм и методов работы. Как уже неоднократно отмечалось, специалисты самых различных областей гуманитарного знания считают, что именно музей изобразительного искусства, вводящий человека в художественную реальность, в которой нарушаются привычные нам стереотипы повседневной жизни, способен создать наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала лич­ности. Этот подход к музею как к своего рода модели многомерно­го бытия, в котором опыт рационального познания неразрывно переплетается с опытом чувственного познания, привлекает пре­жде всего учителя, без тесного сотрудничества с которым усилия музея не принесут ощутимых результатов. Вот почему во многих крупнейших музеях мира проблема подготовки «потенциального союзника», как называют учителей, приобрела особое значение. Мысль о том, что целесообразнее подготовить учителя, предоста­вив ему миссию экскурсовода либо помощника музейного педаго­га, высказанная еще в первые десятилетия XX в., приобрела осо­бую популярность сегодня как в западных странах, так и в России. Она опирается на следующие установки:

1. Значение музея в жизни учащегося определяется главным
образом тем, насколько органично учитель «встроит» музей в сис­
тему преподавания в школе, то есть сделает его продолжением и
развитием тех знаний, которые дети получают в школе.

2. Посредством учителей музей имеет возможность воздейство­
вать на значительно большую часть школьной аудитории.


3. Учителя, получившие подготовку в художественном музее,
будут эффективнее осуществлять знакомство детей с коллекциями,
чем музейные сотрудники, так как они обладают профессиональной
педагогической подготовкой и лучше знают уровень знаний своих
учеников, а также круг их интересов.

4. Подготовка учителей выгоднее в финансовом отношении, ибо
не требует от музеев специальных материальных затрат.

Таким образом, музей преследует практические цели, занимаясь подготовкой «посредников» между ним и школьной аудиторией, ко­торые могли бы осуществлять приобщение учащихся к музейным ценностям. Музейные программы для учителей включают курсы по изучению изобразительного искусства и посвящены рассмотрению возможностей музея в интеллектуальном, мировоззренческом и нравственно-эстетическом развитии учащихся. Подготовка учите­лей в музее является одной из форм повышения квалификации и самообразования. В этом плане музей предлагает следующее:

1. Деятельность справочно-методической службы, распростра­
няющей информационные и методические материалы для проведе­
ния занятий по искусству в школе и в виде курсов по изучению му­
зейной коллекции. В рамках этой службы музейные сотрудники
разрабатывают специальные информационные материалы для учи­
телей.

2. Курсы по изучению музейной коллекции. Они проводятся
преимущественно в каникулярное время и, как правило, посвяще­
ны изучению отдельных аспектов искусства. Занятия проходят в
форме лекций и семинаров с преобладанием диалогического спосо­
ба их ведения.

3. Организация и проведение совместных конференций учите­
лей и музейных сотрудников в музеях и в центрах повышения ква­
лификации. Опыт проведения таких конференций в музеях США,
Англии, Германии и России показал, что они весьма результативны
для обсуждения текущих и перспективных моментов сотрудничества
музея и школы, решения актуальных проблем художественного
воспитания.

В мировой образовательной практике особое внимание обраща­ется на сотрудничество художественного музея и школьного педаго­га в решении сложных и многоаспектных задач пропедевтической работы по приобщению школьников к произведениям изобрази­тельного искусства. Эти задачи связаны, главным образом, с разви­тием у них исходного интереса к художественной культуре, и в част­ности к изобразительному искусству. В то же время реализация та­кого сотрудничества определена целым рядом условий, важнейшим


из которых является профессиональная подготовленность учителя в сфере изобразительного искусства для успешной деятельности в указанной области. Кроме этого, сотрудничество музея и школы должно опираться на широкую гуманитарную культуру учителя, его личную заинтересованность и включенность в процесс художест­венного самообразования. Только при соблюдении этих условий процесс взаимодействия музея и школы, направленный на форми­рование художественного восприятия памятника в музейной среде, будет плодотворным. Достигаемый при этом образовательный эф­фект может проявляться на нескольких уровнях способностей лич­ности. Так, американский ученый Э. Эйснер называет здесь три уровня1:

— первый уровень определяется как результат погружения в
отдельные виды искусства (прослушивание музыки, рассматривание
живописных произведений и архитектурных форм с последующим
обсуждением);

— во второй уровень включаются результаты общеэстетическо­
го восприятия. Речь идет о способности дифференцировать воспри­
ятие «чистых» природных форм и форм, которые относят к искус­
ству, то есть умение через художественные произведения увидеть
форму облаков, изгиб улицы, услышать гармонию звуков природы
и т. д.;

— третий уровень определяется как «вспомогательный» и
включает в себя результаты влияния художественного образования
на достижения в чтении, математике и других предметах гуманитар­
ного или естественнонаучного циклов.

Исторический опыт образовательной деятельности музея свиде­тельствует о том, что уже в конце XIX в. работа с учителем была приоритетной для музеев Германии, США и России. Рассмотрим сегодняшнее положение дел в этой сфере в названных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.