КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования
Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и народного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности. Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмотренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образовательной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования. Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они решают целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения знаний о специфике и истории изобразительного искусства и развития способности его интерпретировать. Соответственно музей-но-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрел сти следующие навыки и умения: — развитого визуального мышления; — интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по — изложения самостоятельных суждений; — осмысления художественных достижений общества; — творчески-активного отношения к окружающему миру. Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в музее строится по законам искусства и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется: — целью создания программы и ее задачами; — адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана); — содержанием программы; — формами, средствами и методическими приемами, предла — сроками осуществления программы; — результативностью и оценкой эффективности. Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики музея. Рассмотрим две широко используемые в современной образовательной практике музейно-педагогические программы, которые имеют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации. §3. Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры» Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Разработанная авторской группой «Музей и образова- ние» на базе Московского института развития образовательных систем (МИРОС), она предназначена для учащихся начальной школы и представляет собой московскую общегородскую программу, призванную обогащать программы начальной школы, усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся1. Цель программы — сформировать отношение к музею не как к наглядному пособию (иллюстрации) по определенным учебным дисциплинам, а как к средству формирования ценностного, личност-но-окрашенного отношения к культурному наследию. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу воспитания у младших школьников музейной культуры, акцентируют их внимание на музее как на собрании запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании исторического сознания. Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состоит из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства музея и школы и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе музейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком, закрепляющим полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении учитель снабжается комплектом методических материалов и творческих заданий. Ниже приводится краткая характеристика названных тематических блоков: «Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два музейных путешествия: «С Киплингом по Зоологическому музею» и «Тайны загадок природы». «Город» имеет «москвоведческую» направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий являются богатейшие коллекции музеев Москвы, позволяющие совершить такие путешествия: «Путешествие по древней Москве», «Прогулка по Кремлю», «Как жили москвичи в древности» и др., а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники. 1 Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина СБ., Юхневич М.Ю. М.: МИРОС, 1994. «Дом» знакомит с существованием и функциями «дома» на ма-териале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти о некогда живших в них великих людях. Тем не менее цель музейно-экскурсионных путешествий — не изучение их жизни творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоцио-нальном уровне дать представление об эпохе XIX в., погрузить де-тей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предме-тами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей, где воедино связаны творчество и бытие, а] каждый предмет является музейной ценностью. «Предмет рукотворный» посвящен формированию у ребенка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к эволюции] знакомых предметов и их истории. В рамках музейно-экскурсион-ных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами пред- i метов, которые созданы человеком, — техническими изобретения- ми (телефон, космические приборы и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (балетная туфелька, произведения народных промыслов). Тем самым программа «Предметный мир культуры» на инновационном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету. Учителю, благодаря обширным методическим приложениям, предоставляется большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательного учреждения. Однако, рожденная в условиях образовательного учреждения, она лишена органической связи с музейной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие учителя и музейных сотрудников. Программа не предлагает механизмов формирования такого взаимодействия, что и не позволило ей выйти на широкий простор практической реализации.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |