Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С разновозрастной аудиторией




РАБОТЫ НА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

§ 1. Дошкольники в музее

Дошкольники являются самыми маленькими посетителями ху­дожественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются нача­ла личности и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методиче­ским аспектам музейно-педагогической работы с маленькими деть­ми.

В указанном выше возрастном периоде расширяется и углубля­ется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5—6 го­дам некоторые психические процессы становятся более произволь­ными в плане возможностей управления ими, хотя непроизволь­ность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к сло­весному общению со сверстниками и в большой степени — со взрослыми. У них высокая зрительная активность: они любят рас­сматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры последних, что свидетельствует о наличии у них психоло­гической готовности к посещению художественного музея и работе на его экспозиции.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1—3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то в 4—5-летнем возрасте она при­обретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу со­циализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации на элементарном уровне и тем


самым приобретает опыт деятельности в них на доступном ему уровне. Важно помнить о том, что в процессе игры активизируют­ся психические качества, необходимые для художественного раз­вития ребенка. Речь идет о творческом воображении, фантазии, а также способности через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра спо­собствует также формированию коммуникативных навыков, при­обретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немало­важное значение имеет и тот факт, что специфика художествен­ного развития детей-дошкольников заключается в их боль­шей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразитель­ная деятельность становится одним из эффективных путей освое­ния ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.

Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, силуэта, композиционной цельностью. По своей стилистике (выразитель­ность контура, цветового пятна) они близки архаическим формам искусства. Очевидно, что и детское восприятие художественных произведений на экспозиции во многом соответствует этим особен­ностям изобразительного творчества. Так, дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания. Опозна­ние крупных и ярких, полностью видимых в картине предметов дос­тавляет ребенку удовольствие. Главное на этой ступени восприятия ребенка — понимание им существования не только объектив­но-физических качеств предмета, но и выраженного в нем об­раза — изображения, являющегося заместителем реального объек­та, «узнаваемого» в системе пятен, линий и форм на картинной плоскости или в объемной скульптурной форме.

На экспозиции народного искусства ребенка также привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их не­обычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение пред­метов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и проч.).

У дошкольников средней возрастной группы в процессе зри­тельного восприятия начинает активно осуществляться познава­тельная деятельность: ребенок самостоятельно или с помощью 150


взрослых уже способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект. Таким признаком на му­зейной экспозиции могут быть форма, размер, цвет, материал, наи­более значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам и героям картин.

Дошкольники 5—6 лет уже способны эмоционально пережи­вать события и образы, запечатленные в произведениях искусст­ва, — разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.

В рисунках детей этой возрастной группы усложняется и разно­образится тематика и сюжеты, становится все более заметной лич­ностная и эмоциональная оценка изображенного события или пер­сонажа. На экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки пер­сонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке («пло­хой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.). Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Так же, как и в их собственном творчестве, цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной ха­рактеристики изображенного сюжета или персонажей картины.

Названные особенности восприятия и художественного творче­ства у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в художественном музее:

1. Посещения музея должны быть не чаще 3—4 раз в год с
продолжительностью пребывания 45—50 минут каждое. Следует
помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются
игра и собственное изобразительное творчество, в процессе кото­
рых ребенок этого возраста познает мир.

2. Эффективность занятия зависит как от психологического
контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспози­
ции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь
экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, при­
водит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает каче­
ство усвоения материала занятия.

3. Большое значение имеют тематика и специфика зрительного
ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом
жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания
воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с от­
ражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и харак­
тера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на дос­
тупном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного
мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с до-


школьниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие памятника и сни­жает утомляемость детей использование метода сравнения.

4. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориенти­рована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмо­циональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполага­ет сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.

В процессе занятий большое значение имеет использование не­вербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятель­ных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактиче­ских играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индиви­дуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а так­же формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.