КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические основы стратегического менеджмента
Потребность в стратегическом управлении особенно остро в нашей стране возникла в последние годы, когда надо было уйти от простого реагирования к глубокому осмыслению планирования деятельности организацией в условиях нарастающей конкуренции. Практика показала, что предприятия, которые применяют методологию стратегического планирования и управления, добиваются выше средней прибыли своих конкурентов. Такой способ целевого использования всех имеющихся ресурсов организации дает возможность им устойчивого функционирования в рынке. Впервые слово «стратегия» было применено как «искусство развертывания войск в боевой порядок». В последние годы 20-го века слово стратегия стало применяться к процессу управления организацией. Стратегический менеджмент, стратегическое планирование стали ключевыми словами в понимания перспективного поведения организации. Таким образом, объектом стратегического менеджмента являются: - Структурные элементы, представленные на полной модели СЭО см. рис.3.1тема №3; - Подразделения хозяйствующего субъекта, входящие в производственную структуру и реализующие стратегические альтернативы; - Системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом. Субъектом стратегического менеджмента является персонал, способный реализовать эффективные стратегии. Вывод: Стратегический менеджмент - это способ управления организацией, который максимально учитывает запросы потребителей, исходя из ресурсных возможностей предприятия и потенциала персонала, и за счет этого обеспечивает выживание организации в конкурентной среде, при этом учитывается влияние окружающей среды обитания. Стратегическое управление организацией базируется на разработке следующих основных компонентов: - Анализа окружающей среды (внешней и внутренней); - Определения миссии и стратегических целей деятельности организации; - Анализа, разработки и выбора стратегии поведения организации; - Реализации выбранных стратегических альтернатив; - Оценки и принятия управленческих решений по коррекции выбранной стратегии поведения организации. Миссия – это то, ради чего осуществляется деятельность организации, предприятия, фирмы. Миссия всегда связана с целями деятельности организации. В конечном итоге миссия превращается в глобальную цель деятельности организации, которая в свою очередь может быть декомпозирована на более простые цели деятельности организации. Инструментом управления организацией, с помощью стратегического менеджмента, является разработанная (заранее прописанная) стратегия. Стратегия деятельности организации, это вариант поведения организации в рынке, в его конкретных условиях, предполагает наличие поведенческих альтернатив по достижению конкретных целей организации. Таким образом: Стратегия организации -это спрогнозированное поведение организации, нацеленное на заранее прописанный конечный результат. Для того чтобы спрогнозировать поведение организации и персонала в ней, необходимо четко сформулировать стратегические цели организации. Стратегические цели – это спрогнозированные конечные результаты в виде альтернатив, которые разрабатываются с помощью декомпозиции целей деятельности любого СЭО (см. тему № 2, рис. 2.5.). Стратегические цели характеризуются: - конкретностью и четкостью, - обозримостью (конечные сроки), - реальностью исполнения и их возможностью реализации, - достижимостью целей, - количественной определенностью, - логичностью, - эффективностью полученного результата от реализации стратегических целей. На стратегическую цель или группу целей разрабатываются стратегические альтернативы и технологическая последовательность их реализации. Стратегические альтернативы – это разработанные варианты планов (программ) инвестиционных решений, бизнес – планов и т.п., которые обеспечивают процесс функционирования и развития организации, предприятия, фирмы, объединения. Эти варианты планов и программ придают предприятию или организации четкую определенность, целенаправленность действий и предсказуемость конечных результатов, исходя из инвариантных возможностей самого предприятия. Поэтому разработка оптимальных стратегических альтернатив, с помощью планирования, дает возможность предприятию занимать доминирующее положение на рынке. При этом такое планирование ведется не только на год, но и на ближайшую и далекую перспективы. Различают следующие типы стратегических альтернатив: - Рост производства продукции или услуг; - Сокращение производства продукции или услуг; - Ограниченный рост производства продукции или услуг; - Сочетание всех трех типов стратегических альтернатив. Существенную роль в реализации стратегических альтернатив в условиях рынка играет стратегический маркетинг, с помощью которого изучается и на основании которого планируется глубокое, перспективное потребление продуктов или услуг. Стратегический маркетинг – это способ изучения рынка и прогнозирование перспективного потребления продуктов или услуг. Многие организации применяют стратегический маркетинг, как основной способ управления организацией. Это проявляется, как – способность действовать на рынке, т.е. способ, при котором предприятие достигает поставленных целей по выполнению плана продаж. Каждое предприятие стремится доминировать на рынке и занять соответствующий сегмент рынка. Долгосрочное планирование отличается от стратегического трактованием будущего организации. Долгосрочное планирование осуществляется методом исторической экстраполяции развития организации (и здесь конечные результаты деятельности организаций ниже). Система стратегического планирования и управления строится на предвидении – расчете стратегических прописанных альтернатив развития организации (при таком подходе конечные результаты деятельности организаций выше). Поэтому, стратегическое управление появилось за счет эволюционного процесса из стратегического планирования, которое и является его основой. Стратегическое управление, это процесс последовательных действий организации по разработке и реализации стратегических альтернатив. Процесс реализации стратегических альтернатив предполагает: - Постановку целей; - Разработку стратегии поведения организации; - Экономическое обоснование стратегических альтернатив; - Расчет потребности ресурсов; - Систему оценок, анализа, контроля и коррекции стратегии поведения организации. Таким образом, в качестве методологии стратегического управления организацией многие авторы выделяют следующие типы управления: 1. На основе системного контроля за деятельностью организации и исполнителей; 2. На основе прогнозирования и экстраполяции тенденции движения организации и за счет этого предвидение будущих ситуаций; 3. На основе предвидения изменений, возможных событий, в которых может оказаться организация; 4. На основе гибких аналитических, экстренных решений при критических ситуациях организации.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |