Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы исполнительной власти. Говоря об органах исполнительной власти, необходимо сказать, что понятие этих органов производно от принципа разделения властей




Говоря об органах исполнительной власти, необходимо сказать, что понятие этих органов производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти.

Органы исполнительной власти, с одной стороны, это разновидность органов государственной власти, с другой, субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление.

Органы исполнительной власти для выполнения возложенных на них функций наделены государственно-властными полномочиями, которые реализуются ими в характерных для этих органов правовых формах. В пределах своей компетенции они издают правовые акты и обеспечивают их выполнение. Наличие у органов исполнительной власти указанных полномочий, предназначенных для реализации именно исполнительной власти, отличает их, с одной стороны, от органов других ветвей государственной власти, а с другой, от организаций, которые не наделены полномочиями подобного рода (от государственных предприятий и учреждений, различных негосударственных образований).

Рассматривая органы исполнительной власти, необходимо иметь в виду, что:

- во-первых, орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти;

- во-вторых, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью в отношениях с субъектами представительной и судебной властей и в осуществлении самой исполнительной власти.

Прямое организационно-распорядительное влияние представительной власти на органы исполнительной власти в настоящее время слабее, чем в предшествующий принятию Конституции РФ 1993 года период. Они формируются при решающем участии Президента Российской Федерации и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам субъектов РФ).

Однако органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Рассматриваемые нами органы осуществляют деятельность, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. Поэтому органы исполнительной власти в соответствии с законодательством обладают как государственными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации, так и широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения, правоохраны.

Однако подзаконность деятельности органов исполнительной власти - это важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции РФ, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают и гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативными правовыми актами, устанавливающими их статус. Организационными гарантами указанных органов являются: президенты; органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры.

Исходя из вышесказанного, можно дать обобщенное понятие органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законодательством, обладает определенными методами работы, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Рассматриваемые органы можно классифицировать по ряду признаков, а именно:

1) исходя из федеративного устройства России:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) исходя из организационно-правовых форм деятельности:

- Правительство Российской Федерации;

- федеральные министерства;

- федеральные службы России;

- федеральные агентства;

- управления.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться аналогичные органы исполнительной власти.

Организационные формы органов исполнительной власти закрепляются в нормативно-правовых актах (Конституциях или уставах субъектов), устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

Перечни и формы органов администраций определяются соответствующими субъектами самостоятельно;

3) исходя из характера компетенции:

- органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;

- органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными отраслями или сферами деятельности, например, Министерство информационных технологий и связи, Министерство сельского хозяйства.

- органы межотраслевой компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (Федеральная служба безопасности).

4) исходя из порядка разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения в коллегиальных органах принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта;

-единоначальные органы - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Преимущества единоначалия обеспечивают оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей).

Классификация органов исполнительной власти не есть раз и на всегда установившаяся, она, как уже говорилось ранее, может изменяться в зависимости от изменений в российском законодательстве. Однако все органы исполнительной власти можно свести в единую систему. Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и способы взаимоотношений на основе разграничения компетенций между ними.

Говоря о системе органов исполнительной власти в РФ, необходимо отметить, что она строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Указанные принципы закреплены в Конституции РФ.

Кратко рассмотрим каждый принцип в отдельности.

ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА. Данный принцип в системе органов исполнительной власти обусловлен федеративным государственным устройством России, который оказывает непосредственное влияние на разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации.

С юридической точки зрения, принцип федерализма выражается в следующем:

- во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

- во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов исполнительной власти и ее субъектов федерации;

- в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации становится административный договор. Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти.

ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ. Данный принцип тесно связан с принципом федерализма, но не тождественен ему, так как сочетание этих элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.

Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством.

Необходимо отметить, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного внимания противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам.

В осуществлении принципа сочетания централизации и децентрализации реализуется единство и многообразие исполнительной власти.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ. Рассматриваемый принцип проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.