КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы спортивной тренировки в плавании
Многолетняя спортивная тренировка в плавании охватывает период в 10—12 лет. В соответствии с закономерностями роста и развития организма детей и подростков она подразделяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи и содержание. Этап предварительной спортивной подготовки. Основное содержание этапа составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с акцентом на игровых методах обучения. Количество учебно-тренировочных занятий постепенно увеличивается с 3 до 6 в неделю, что ведет к увеличению объема физической подготовки и сопровождается некоторым повышением тренированности. Этап базовой подготовки. Этап очень важен для развития аэробных потенций организма. Для него характерно прогрессирующее от года к году увеличение общего объема плавательной подготовки, а также широкое использование средств ОФП. Объем плавания за сезон на последнем году этапа может достигать у девочек 1000—1200 км, у мальчиков — 1200— 1400 км. 60—65 % общего объема нагрузок на данном этапе составляют упражнения аэробной направленности, 25—30 % — упражнения аэробно-анаэробной и анаэробно-аэробной направленности и 2—3 % гликолитические и алактатные нагрузки. На протяжении всего этапа увеличиваются пульсовая мощность и скорость плавания. На данном этапе приступают к обучению технике выполнения силовых упражнений. Упор делается на воспитание общей силовой выносливости. Упражнения с небольшими отягощениями в основном выполняются на суше. В воде специальную силу развивают в процессе технической подготовки за счет сознательного контроля темпа и шага. Возможно небольшое дополнительное сопротивление. Этап углубленной специализации. На данном этапе должна осуществляться индивидуализация тренировки с учетом индивидуальных темпов биологического созревания. С момента вступления пловцов в собственно пубертатную фазу объем и интенсив- ность нагрузок могут увеличиваться скачкообразно. До 12— 13 лет у девочек и до 14—15 лет у мальчиков применение нагрузок аэробного характера сопровождается улучшением спортивных результатов и на длинных, и на коротких дистанциях. В дальнейшем аэробные нагрузки стимулируют рост достижений толькона длинных дистанциях, а на коротких и средних дистанциях факторами, лимитирующими работоспособность, становятся анаэробная производительность и силовые способности. К моменту завершения этапа суммарный объем может достигать 1600—1900 км за один сезон, при этом на долю аэробной и аэробно-анаэробной работы может приходиться 65—85 %, а на долю анаэробно-аэробной, гликолитической и алактатной работы — от 15 до 35 %. Наиболее эффективным средством становится непосредственно плавание в полной координации, меньше используются другие виды физической активности. К концу этапа наибольшего развития достигает силовая выносливость. Постепенно в тренировку включаются упражнения с предельными усилиями, выполняемые в преодолевающем, уступающем и изокинетическом режимах. Этап спортивного совершенствования. Прирост двигательных способностей и функциональной производительности идет низкими темпами. Увеличивается интенсивность подготовки на суше и в воде. Используются специальные тренажеры, лидирующие устройства, гидроканалы. Объем плавания в анаэробно-аэробной зоне может достигать 30—35 %, в гликолитической — 15—18 %, в алактатной — до 3—4 %. Суммарный объем к концу этапа может достигать 2200 км в год для спринтеров, 2600 км — для средневиков и 3500 км — для стайеров. Наиболее «подвижным», тренируемым компонентом тренировки становятся силовые способности. Большой объем силовой подготовки позволяет сделать запас силы. Для того чтобы ее реализовать в воде, нужен большой объем плавательной подготовки. Используются все индивидуальные особенности спортсмена и модельные характеристики. Спортсмен достигает своих максимальных результатов. Средства обучения и тренировки. При обучении плаванию и в спортивной тренировке используются следующие средства: 1) общеразвивающие упражнения; 2) подготовительные упражнения;
3) специальные упражнения; 4) игры и развлечения на воде; 5) упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания. Указанные средства используются на суше и в воде. Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения) Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребенка остается открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно удалить. Для этого — склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте). Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повышенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно — с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой. Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой. В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизистую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закрывают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами. Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже 1ужно привыкнуть. Такой же трудностью становится неопределенность звука. 5вук с высокой скоростью распостраняется во все стороны одновременно. Соответственно возникают неприятные ощущения. Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду. Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ребенком, требуют сосредоточения, а с другой — длительное нахождение в одной позе, ограничение движений быстро вызывают озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи. Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач. Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, — но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах. При знакомстве с водой нужны последовательность и постепенность. Обучение можно начинать уже в домашних условиях. Упр. 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде свободно стекать, не стряхивая ее с лица. Упр. 2. То же, что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать возможность воде свободно стекать с лица. Упр. 3. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе шею. Дать воде свободно стекать. Упр. 4. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по затылочной части. Упр. 5. И. п. — то же,. Произвольно поливать водой голову, давать ей свободно стекать. Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина. Здесь особенно нужны внимание и забота старших. Их нахождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребенка уверенность и желание выполнять задания. Как правило, эти упражнения выполняются во время гигиенических процедур. Такие же упражнения можно проделать, стоя под душем. Для начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли
по голове, лицу, по поверхности тела. Вода должны быть теплая и приятная, располагающая к комфорту. С помощью кранов можно отрегулировать напор воды.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |