КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Плавание
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» УДК797(075.8) ББК 75.717.5я73 В43 ПРЕДИСЛОВИЕ
Рецензенты: кафедра спортивных дисциплин Шуйского государственного педагогического университета им. Д.А. Фурманова; А.Н.Дундуков, заслуженный работник физической культуры РСФСР, доцент Викулов А.Д. В43 Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с. ISBN 5-305-00022-Х. Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание». Большое внимание уделено методике обучения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые правила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам. УДК 797(075.8) ББК75.717.5я73 © Викулов А.Д., 2003 © ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 © Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 © Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС- Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания — с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализовать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему развитию личности. Именно с этой точки зрения и нужно, на наш взгляд, изучать плавание. В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственная научно обоснованная концепция управления естественным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка — единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание. Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необходимостью формирования двигательных навыков — тех, которые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эффективными способами без специальных приспособлений и поддерживающих средств. Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной Дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, технику спортивных способов плавания, прикладное плавание, методику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое. Отдавая должное значению педагогических воздействий, следует признать, что в основе физического воспитания и спортивной тренировки все-таки лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным ос- новательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания. С учетом этого в настоящем учебном пособии автор обращается к современным научным данным морфологии, физиологии, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. В России по-прежнему существует проблема несчастных случаев на воде и в связи с ней — проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государственный характер и должны решаться по-государственному, поэтому значительная часть подготовки будущего специалиста по физической культуре и спорту ориентирована на современную материально-техническую базу, на условия оборудованного плавательного бассейна — так, как это сегодня принято во всем мире. Разумеется, не исключается работа и в других условиях. Поскольку система условий, в которых выполняются двигательные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, установить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопротивления поступательному движению тела пловца, основной из которых — механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движениях, которые носят колебательный характер. Поскольку подготовку специалиста по специальности 03.03. — «Физическая культура и спорт» осуществляют и классические университеты, и педагогические университеты, и педагогические институты и даже технические вузы, в учебном пособии предпринята попытка соединения знания фундаментального и знания технологического, поиска наиболее общих основ плавания. Учебное пособие существенно поможет студенту в его самостоятельной подготовке. Объем и содержание курса плавания полностью соответствуют современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста по физической культуре и спорту в новых условиях. Глава I ПЛАВАНИЕ — ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ НАВЫК Плавание — жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (например, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тир, Скион, Амрита (Средиземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел по добыче с морского дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикийские кустари изготавливали известные в то время яркие пурпурные краски. Подводный промысел был широко развит на побережье Средиземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах. Славились своими пловцами — ныряльщиками за жемчугом, раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цейлон, Филиппины. Искусными пловцами были аборигены Австралии. Археологические,находки (вазы, статуэтки, амфоры, барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно подробно узнать по целому ряду исторических документов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей. В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т.е. калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоро-
вье, физические качества и красота человеческого тела достигались физическими упражнениями. Идеальным считалось обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения с правильными пропорциями. Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности. Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при римских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диоклетиана (100 х 50 м). Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Сар-кизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»'. Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции. К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта. Первые официально зарегистрированные спортивные состязания пловцов по первым в истории «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды. В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии». Вслед за Россией и Великобританией соревнования по плаванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Германии и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах. В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов нескольких европейских стран. После этого международные соревнования пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных» дистанций не было. В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем». В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом. В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс. Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), которая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
В нашей стране разработана, функционирует и периодически обновляется Единая спортивная классификация, определяющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий. Плавание — один из наиболее массовых видов спорта. Плавание в дореволюционной России Появление и развитие плавания в России относится к древнейшим временам. Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле. Организованное обучение плаванию стало применяться значительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения — «потехи» с форсированием водных преград и сражениями на воде. Плавание было включено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г. Во второй половине XVIII в. в России отмечается значительный расцвет науки, культуры и искусства. Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный предмет различные физические упражнения, в том числе и плавание. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались советы по технике плавания и методике обучения. Особенно большое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г. Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания. Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе. В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подготовки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, заполненные водой. Часто солдаты и офицеры его полка организованно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам пока- зывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его войскам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений. Применявшийся в тот период метод обучения плаванию описан в «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть». Важнейшее открытие неизвестного автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды и только после освоения этого навыка обучали правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа в целом. Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновременные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду». «Проворство» в плавании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать повыше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью». С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессивный естественный метод изучения плавательных движений утратил свою силу. Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обучение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и ознакомления со свойствами воды воспроизводили в целом показанный преподавателем способ плавания. Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого движения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполнении упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перилами и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые. Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения применялся главным образом среди гражданского населения, а раздельного обучения — в армии.
В 1829 г. вышла «Инструкция предписаний от Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича», в которой были определены правила состязаний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде. По этой «Инструкции» в 1829 г. на реке Березовке было организовано состязание по плаванию. Оно явилось первым соревнованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных. Пловец мог быть назван отличным: «1. Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит притом руками и ногами плавно и сильно; плывя на спине, держит грудь над водой. 2. Если он плавает стоя, держась над водой по грудные 3. Если он бросается в воду как головой, так и ногами, и.при том в определенный пункт (ивовый обруч диаметром 1 аршин) и может из него высвободиться. 4. Если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов с привязанным к ней деревянным валиком, длиною 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре). 5. Если он, бросаясь в воду в сапогах, без портянок, в испод-нях брюках и понтонной рубашке, застегнутой у ворота, и плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег, проплывая при этом 5 сажень. 6. Если затем на следующих 5 саженях, плывя по течению, он приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес человека)». К началу XIX в. предпринимаются первые попытки создания школ плавания. Так, в 1803 г. такая школа открывается в Санкт-Петербурге на р. Неве французом Вольсею. В 1834 г. близ Летнего сада открывается общедоступная школа плавания, которой руководит прибывший из Швеции магистр искусства плавания Густав Муар де Паули. В 1837 г. там же, на р. Неве открывает школу плавания г-н Лидией. В 1838 г. М. Паули издает свою книгу — фактически учебник (Густав Муар де Паули. Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства в войне. С-Пб.). По прибытии в Петербург Паули был поражен, что здесь нет школ плавания и даже хороших купален, тогда как город со всех сторон прорезается и пресекается водой, которая часто разливается и грозит ужасной гибелью. Говоря о пользе обучения плаванию среди гражданского населения и военнослужащих, он описывает технику плавания брассом, на боку, «по-собачьи», русскими саженками, ныряния, прыжков в воду, оказания помощи утопающим. Паули считал, что после каждого курса обучения необходимо проводить состязание, чтобы быть «Признанным магистром искусства плавания». Всех состязающихся предлагалось разделить на три класса (А, В, С). Чтобы стать магистром плавания или кандидатом, необходимо было выполнить следующие нормативы: А — достигнуть меры во всех предметах; В — три четверти сказанной меры; С — специальной меры (для кандидатов). Меры были следующими: 1.Проплыть дальние расстояния «лягушкой на брюхе»: А — 600—800 саженей; В — от 300 до 500 саженей; С — 100 саженей. 2.Проплыть на спине: А — 100—200 саженей; В — 80—90 саженей; С — 15—25 саженей. 3. Ходить по воде без помощи рук, кисти — наружу: А — 40—50 саженей; В — 25—30 саженей; С — 8—10 саженей. 4. Пронести что-нибудь в руке над водой, не замочив предмет и А — 120—150 саженей; В — 60—90 саженей; С — 15—30 саженей. 5. Плыть в одежде и нести ружье, не замочив его: А — 50—80 саженей; В — без ружья 60—75 саженей. 6. Плыть с доской на вытянутых руках: А — 30—40 саженей; В — 15—25 саженей. 8. Нырнуть вдоль берега: А — 10—15 саженей; В — 6—8 саженей; С — 2—3 сажени. 9. Нырнуть и принести несколько вещей, разбросанных на глу А — 8—10 штук; В — 3—4 штуки. 10. Проплыть с человеком, помещенным впереди (спасение утопающего): А — 15—20 саженей; В — 9—10 саженей. 11 • А — должен совершенно раздеться в воде; В — скинуть часть одежды.
12. А, В — должны исправно сделать скачки головой в воду и другие прыжки, отличающие смелого и искусного пловца. 13. Борьба в воде. 14. Надлежит знать еще несколько приемов в плавании. Петербургская школа плавания работала несколько летних сезонов, однако спортивные состязания в ней не практиковались. Регулярно проводимые в 30-е гг. XIX в. в инженерных войсках русской армии военно-прикладные состязания пловцов не нашли распространения среди гражданской молодежи. Первой попыткой организации спортивной работы по плаванию была деятельность кружка любителей плавания, созданного в 90-х гг. под Петербургом, в г. Павловске. Члены кружка обучались там известным в то время спортивным способам. Лишь в самом конце XIX в. в Петербурге и в Риге были организованы первые спортивные соревнования пловцов. Так, летом 1894 г. петербургский «Кружок любителей спорта» организовал близ Петербурга, в дачном местечке Тярлево, на р. Славянка соревнования по плаванию. В 1903 г. в Риге создано «Рижское общество пловцов», а через 2—3 года — «Первое Балтийское общество плавания» и «Второе Балтийское общество плавания». Они стали регулярно проводить в Риге спортивные соревнования. Особой популярностью пользовался традиционно разыгрываемый чемпионат на звание «Лучший пловец Балтийского моря». Он проводился на дистанцию 1 км. Пароход с участниками соревнований отходил от берега Рижского залива примерно на один километр, потом спортсмены по команде судьи стартовали с борта в воду и плыли к берегу. Соревнования проводились на открытой воде. Плавательных бассейнов в те годы не было. Первые учебные крытые плавательные бассейны были сооружены в конце прошлого века в Петербурге: 4 небольших (12,5 х 5,4 м) бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. В самом начале XX века на Николаевской набережной Санкт-Петербурга сооружен первоклассный для того времени крытый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне стали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников морских и кадетских корпусов. В Москве, при Центральных банях, в 1891 г. открылся первый бассейн круглой формы диаметром около 9 м, а в 1895 г. при Сандуновских банях — бассейн длиною 12,5 м, однако они были доступны немногим; никакого обучения плаванию и тем более никаких спортивных состязаний не проводилось. В 1902 г. небольшой крытый бассейн (10 х 5 м) вступил в строй при Киевском кадетском корпусе. В 1897 г. опубликован труд А. Ганике «Самообучение плаванию». В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые рекомендовался способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающихся к уверенным движениям в воде. Он стал с успехом применяться во всех школах плавания. Система обучения детей и подростков, предложенная А. Ганике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения на освоение с водной средой. Во вторую — упражнения для изучения способа плавания брасс. Система, предложенная А. Ганике, в целом явилась прообразом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию. Огромную роль в развитии плавания в России сыграла Шу-валовская школа, созданная в 1908 г. по инициативе доктора В.Н. Пескова на Суздальском (Шуваловском) озере близ Петербурга. Здесь была сооружена на сваях большая водно-спортивная база, включавшая 32-метровую подковообразную купальню, 50-метровый плавательный бассейн для тренировочных занятий и соревнований, деревянный бассейн для обучения плаванию, вышки и трамплины для прыжков в воду, крытые трибуны на 200 мест и ряд подсобных помещений. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям: — обучение новичков спортивным способам плавания (заплату); — подготовка спортсменов-пловцов; — подготовка инструкторов плавания для армии и флота; — проведение еженедельных водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников. Работу в школе возглавляли три платных «главных инструктора» (известные в то время пловцы В. Финников, Ф. Горшу-ков, А. Хямеляйнен) и 14 инструкторов плавания -«общественников». Во главе школы стояло общественное правление. Чтобы стать членом Шуваловской школы, нужно было заплатить большой вступительный взнос, тем не менее каждое лето школа собирала 400—500 активных членов. Она вскоре стала лучшим плавательным центром России. Когда в 1912 г. царское правительство решило послать на Олимпиаду в Стокгольм нацио- нальную команду в составе двух десятков пловцов, она была полностью укомплектована воспитанниками Шуваловской школы. Работа этой школы оказала благотворное влияние на развитие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во многих из них работой руководили профессиональные инструкторы, подготовленные в Шуваловской школе. С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовленности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца — от Москвы и Петербурга. Во всех номерах победу одержали шуваловцы. Летом 1913 г. в Киеве была проведена первая Русская Олимпиада, в программе которой было и плавание. И вновь победу во всех номерах программы одержали шуваловские пловцы. Приведенные примеры показывают, что в дореволюционной России спортивное плавание только стало зарождаться. Спортивные организации по плаванию были созданы лишь в нескольких городах. На всю Россию насчитывалось чуть больше тысячи пловцов. Не получило должного развития массовое обучение плаванию. Правительство России, по сути, не оказывало этому виду спорта никакой поддержки. Может быть, это стало одной из причин того, что тысячи русских воинов во время Первой мировой войны погибли, утонув во время боевых действий при преодолении водных преград. Развитие отечественного плавания после 1917 года В первые годы советской власти развитие плавания было связано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вошло как важнейшая часть военной подготовки. Плавание становится неразрывной частью системы физического воспитания. Коммунистическая партия и советское правительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вводятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию. В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций. В 1924 г. в Ленинграде открыты два зимних бассейна. В начале 30-х гг. сооружаются еще два зимних плавательных бассейна в Москве. Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь созданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными. В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли участие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии. В стране начинают издаваться учебные пособия: «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928) и др. Работа по плаванию не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы сильнейших пловцов и личное первенство СССР. В 1948 г. издается постановление ЦК ВКП(б), в котором указывается на необходимость развития массового физкультурного движения и повышения мастерства советских спортсменов. Количество зимних плавательных бассейнов достигает двадцати. Огромную роль в развитии плавания сыграли Всесоюзные спартакиады, которые с 1956 г. стали проводиться регулярно. Это позволило расширить географию плавания. Помимо Москвы и Ленинграда в лидеры спортивного плавания начинают выходить республики РСФСР, Украина, Казахстан, Литва и др. В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от достижений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков. Намечено улучшение работы во всех плавательных бассейнах, открытие в бассейнах отделений плавания ДЮСШ, создание специализированных ДЮСШ, оснащение бассейнов современным оборудованием, повышение квалификации тренеров, обеспечение круглогодичной работы по массовому обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет.
Предпринятые меры дали свои положительные результаты: эффективнее стали работать ДЮСШ и в целом система спортивного плавания. Это позволило в середине 70-х гг. организовать по всей стране крупные плавательные центры, в которых оказались сконцентрированными сильнейшие отечественные пловцы и тренеры, созданы все необходимые условия для успешного проведения учебно-тренировочного процесса. Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены программы по обязательному массовому обучению детей плаванию в общеобразовательных школах и пионерских лагерях. К 1977 г. число плавательных бассейнов достигло в стране одной тысячи; в них занимались свыше 1 млн человек, работали около 5 тыс. квалифицированных тренеров-преподавателей. Число ДЮСШ и специализированных ДЮСШ достигает 500. Квалифицированных тренеров-преподавателей готовят кафедры плавания институтов физической культуры, факультеты физического воспитания педагогических институтов и университетов. В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совершенствованию техники плавания, методики обучения, принципов спортивной тренировки и отбора пловцов. Существенное влияние на систему подготовки оказала сложившаяся система детских и юношеских спортивных соревнований («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т.д.). Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне мировых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися победами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Кошевой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Москве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом. Сложившаяся система подготовки высококвалифицированного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Жива-невской и многих других. Вместе с тем противостояние двух политических систем, Востока и Запада, ориентация на высокие спортивные достиже- ния, подсчет завоеванных очков и медалей, гипертрофированная забота о престиже страны дали существенный «перекос»: плавание не стало массовым. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 2 тыс. плавательных бассейнов, однако уровень обеспеченности ими в целом по стране — всего 5—6 %, в то время как по плоскостным сооружениям данный показатель составляет около 60 %. Для сравнения: в России один плавательный бассейн приходится на 60 тыс. жителей, в Чехословакии — на 40 тыс.; в Венгрии — на 26 тыс.; в Германии — на 14 тыс.; Японии — на 4 тыс.; в США — на 0,5 тыс. жителей (не считая частных бассейнов). Кроме того, даже имеющееся «зеркало» не используется в должной мере. Недостатки в организации, межведомственная разобщенность, недостатки физического воспитания и спортивной тренировки, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-прежнему велико число несчастных случаев на воде, в том числе со смертельным исходом, а уровень плавательной подготовленности населения крайне низок. Плавание имеет оздоровительное значение. Даже простое нахождение в воде без движений вызывает повышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной скоростью. , У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва. Плавание естественно создает условия пониженной гравитации. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся. Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внутри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кровенаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга. Плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давле-
ние. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет большое профилактическое значение. Особенность положения тела при плавании (больше — при нырянии) способствует задержке дыхания — нарастающей кислородной недостаточности (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии), стимулирующим функцию дыхания. Известно, что небольшое и недлительное кислородное голодание не только не наносит здоровью вреда, но и дает ощутимый тренировочный эффект. При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физических упражнений зависит главным образом от размера активной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее оптимизации. Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный динамический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение — расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старшего, известного римского историка и писателя, читаем: «Римляне в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой». Любое нахождение в воде — это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10— 12° С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно связано с центральной нервной системой. Улучшение качественных характеристик нервных процессов способствует улучшению координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распространяется на жизнедеятельность всего организма человека. Средства для закаливания разнообразны, среди них вода имеет особое значение. Эффект ее холодового воздействия, к примеру, более выражен, нежели воздуха. Более того, водные процедуры можно отлично организовать в порядке нарастающей силы воздействия: обтирание, обливание, ванны, душ, купание в закрытых водоемах, купание в открытых водоемах. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, повышения жизнестойкости организма. Мы живем в неспокойное время: землетрясения, катастрофы — экологические, морские, авиационные, железнодорожные... Все это требует от каждого из нас постоянной собранности, хладнокровия, умения помочь себе и другим в любой опасной для жизни ситуации. Вспомним трагедию на Черном море с пассажирским судном «Адмирал Нахимов» или в Норвежском море — с атомной подводной лодкой «Комсомолец»: в том и в другом случае спаслись немногие. У этих трагедий есть одна общая черта: ни военные моряки, ни гражданские пассажиры не были готовы к противоборству с морем. Сколько сотен пассажиров «Нахимова» расстались с жизнью лишь потому, что не умели плавать! Известно, что многие из подводников «Комсомольца» камнем пошли на дно, едва оказавшись за бортом. Им — подводникам — сама мысль о том, что они могут вдруг очутиться в ледяной воде, казалась дикой. Все они знали: корпус их наисовременнейшей атомной субмарины — самый прочный в мире. Еще меньше думали об опасности пассажиры «Нахимова», не ведавшие, что комфорт круизного лайнера исчезнет в мгновение, и все они вместо роскошных кают и баров окажутся в волнах ночного моря. Но все это произошло. Многие из нас совершают увлекательные путешествия, пользуются маломерными судами, катерами, яхтами, лодками, отдыхают на берегу. Порой появляется реальная угроза для своей или чьей-либо жизни. Вдвойне трагедия, когда под угрозой оказывается жизнь ребенка. Умение оказать помощь уставшему, пострадавшему, тонущему — один из наиболее важных аспектов прикладного плавания. Здесь необходимо знание техники спасения, владение приемами освобождения от захватов тонущего, способов транспортировки, умение оказать первую медицинскую помощь. Часто случается так, что необходимо достать какой-то предмет, находящийся на глубине, или просто преодолеть водную преграду (скажем, в туристическом походе). В мире существуют десятки профессий, где умение плавать является необходимостью (летчики, речники, моряки, рыбаки, спасатели, космонавты, полярные исследователи и т.д.). Приходится согласиться с мнением о том, что на уроках физической культуры порой важнее научить не тонкостям прыжка в высоту перекатом или толканию ядра, а элементам физического выживания: выносливости в беге и в плавании, умению разжигать костры, укрываться от зноя и холода, распознавать лекарственные растения, оказывать первую медицинскую помощь.
За последние 20 лет в Российской Федерации погибли на воде около 350 тыс. человек. По сравнению со многими другими странами количество несчастных случаев на воде остается очень высоким. Если во Франции, Италии, США, Японии, Великобритании, странах Скандинавии коэффициент погибших из расчета на 100 тыс. населения составляет в среднем 1—2, то у нас в стране его величина колеблется в пределах 7—13 и даже выше. Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25—30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде — ребенок. Число потерпевших значительно больше: ведь многие из них оказываются спасенными. От этого проблема становится еще значительнее. Причины несчастных случаев на воде многочисленны, но одна из самых главных — неумение плавать. Последнее становится особенно значимым в отношении детей. Вместе с тем многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что к 7-летнему возрасту более 90 % городских школьников не умеют держаться на воде. Около 50 % учащихся общеобразовательных школ не умеют плавать, а из тех, кто умее* плавать, немногих можно назвать хорошими пловцами. В редких случаях дети в совершенстве владеют спортивными способами плавания, а ведь в спортивной технике сосредоточены, по сути, оптимальные способы передвижения в воде. Есть еще один не менее важный аспект этой проблемы. Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Долгие годы считалось, что природа человека — «делаемая», все в нем вос-питуемо. Сегодня же хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом становится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (В.К. Бальсевич). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования. История развития движений богата. По сути, с начала жизни на Земле способность к активному передвижению в простран- стве стала одним из фундаментальных механизмов приспособления к окружающей внешней среде. По мере усложнения форм жизни усложнялись и двигательные задачи, совершенствовались двигательные аппараты. Потребовался аппарат управления движениями. Такую роль в эволюции взяла на себя центральная нервная система. Таким образом, усложнение и совершенствование двигательных задач миллионы лет шло параллельно с усложнением и совершенствованием нервной системы. Все лучшее наследовалось из поколения в поколение. В настоящем известна многоуровневая система управления движениями, работающая, как правило, по «вертикальному» принципу. Она представляет собой «многоэтажную постройку», где низлежащие уровни управления движениями не только обеспечивают решение определенного круга двигательных задач, но и служат фоновыми при построении более сложных движений. В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двигательных аппаратов, где оно, по меткому выражению Н.А. Бер-нштейна, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще выполняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и непротиворечиво «извлечь» информацию из генотипа, создав соответствующие подкрепления во внешней среде. Водные локомоции* — филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плавательного рефлекса, а уровни построения плавательных движений находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы. Факт, что большая часть первоклассников не умеет плавать, свидетельствует о том, что к началу школьного периода обучения имеются серьезные отклонения в физическом развитии детей и, возможно, в их психическом развитии. Как же организовать массовое обучение плаванию? Многолетний опыт показывает, что обучать можно: а) в условиях крытого плавательного бассейна; * Локомоции — крупные переместительные движения всего тела.
б) в условиях летних спортивно-оздоровительных лагерей в) на пляжах рек, морей, озер (организованно и самостоятельно); г) в домашних условиях. Известно, что качество водоемов оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества и степень загрязненности: «очень чистые» (1-й класс), «чистые» (2-й класс), «умеренно загрязненные» (3-й класс), «загрязненные» (4-й класс), «грязные» (5-й класс), «очень грязные» (6-й класс). Выборочные исследования показывают, что санитарное состояние водных объектов Российской Федерации, особенно в местах отдыха населения, неблагополучное. Более 30 % проб не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-хими-ческим показателям и более 20 % — по микробиологическим. Происходит интенсивное загрязнение водных источников ливневыми и хозяйственно-бытовыми стоками промышленности. Очистительные сооружения предприятий имеют старое оборудование, не справляются с возрастающей нагрузкой, а многие из них вообще не имеют очистных сооружений. Интенсивное судоходство на крупных реках и озерах сочетается с нарушениями технологической дисциплины (слив масел, отходов горючего, сланевых вод, засорение бытовыми отходами и мусором). Самоочищение водоемов происходит очень медленно. Даже малые реки и водоемы, раньше собиравшие относительно чистые талые и дождевые воды, теперь также подвержены интенсивному сбросу загрязняющих веществ. Низкое качество воды открытых водоемов, метеорологические условия многих регионов России, другие причины не позволяют успешно решать проблему массового обучения плаванию на открытой воде. Невелики и возможности обучения в домашних условиях. Здесь речь идет, как правило, о грудных детях. Следует признать, что единственный путь принципиального решения проблемы — обучение плаванию в условиях крытого плавательного бассейна. Настала пора сделать обучение плаванию таким же обязательным, как и среднее образование, и сделать это можно в рамках обычных школьных уроков физической культуры. Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже. В США начальным обучением плаванию охвачены все ученики младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания — кролю на груди и на спине одновременно. После курса обучения ученики обязаны проплыть 50 метров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факультативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, девочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное. В Норвегии половина часов школьной программы, выделенных на физкультуру, отводится плаванию. В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегодно ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащимся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания. Во Франции обучению младших школьников плаванию уделяется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ребенок может благополучно выбраться из воды при опасной ситуации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать как нечто большее и значительное. В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обучения — не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений. В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмотрено программой с первого класса. Задача первых двух лет обучения — прочно освоить подготовительные упражнения и прыжок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Контрольный норматив, определяющий умение плавать, — проплы-вание 25 метров спортивным способом. Основная направленность обучения в школе — овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока — 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски, кольца, мячи, предметы и т.д.). Большой объем упражнений направлен на овладение техникой движений ногами. Начальный курс обучения рассчитан на 40 уроков, затем ученики сдают экзамен по плаванию, где обязаны продемонстрировать умение проплыть 50 метров двумя спортивными способами. На плавание в целом в начальной школе отводится до 250 часов. В бывшей ГДР плавание являлось обязательным предметом. Обучение начиналось с третьего класса. К моменту окончания средней школы все учащиеся должны были уметь плавать. Зачет получали школьники, овладевшие двумя способами плавания, одним из которых обязательно должен быть брасс. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что проблеме обучения детей плаванию во многих странах мира уделяется серьезное внимание. Наиболее отличительными являются следующие признаки системы обучения: уроки плавания включены в школьное учебное расписание; ежегодный экзамен с выставлением оценки; один—три урока в неделю; количество занимающихся в одной группе — не более 15 человек; учебный материал изучается на суше и в воде; изучаются не только элементы начального плавания, но и спортивные способы плавания, — ' главным образом, кроль на груди и брасс. Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми плавательными бассейнами, проблему массового обучения детей (школьников) уже сегодня можно успешно решать. Наши теоретические расчеты показывают, что при умелой организации дела на имеющейся площади так называемого «зеркала поверхности» со всеми третьеклассниками можно организовать 36-часовой курс начального обучения, предусмотренный программой, рекомендуемой Национальной федерацией плавания для обязательного обучения. В ряде городов Российской Федерации есть положительный опыт такой работы. Вода — колыбель нашей жизни. По сути, она — сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в плавании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин. Обратимся к анализу движений пловца. Глава II ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ Основные термины и понятия Для описания движений в плавании, характеристики техники плавания, анализа ошибок, необходимости их исправления и для решения многих других задач педагогу и самому занимающемуся необходимо знание специальных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в плавании. Некоторые из них имеют следующие условные обозначения: Направления выполняемых движений: Вперед — направление, совпадающее с направлением движения пловца. Назад — направление, противоположное направлению движения пловца. Влево и вправо — направления влево и вправо от направления продвижения пловца. Вниз — направление, совпадающее с направлением действия сил тяжести. Вверх — направление, противоположное направлению вниз. Оси тела пловца (рис. 1): «Продольная» — линия, проходящая через средние точки сечений в грудной и тазовой частях. «Поперечная» — линия, проходящая горизонтально и поперек продольной оси через тело пловца, слева направо. «Вертикальная» — линия, проходящая через тело пловца сверху вниз. Плоскости тела (см. рис. 1): «Фронтальная» — вертикально расположенная плоскость, проходящая через тело пловца слева направо (та, которая расположена «во фронт»). «Горизонтальная» — плоскость, параллельная плоскости воды. «Сагиттальная» — вертикальная плоскость, проходящая через тело пловца спереди назад. • Термины Угол атаки туловища — угол, образованный двумя составляющими: продольной осью тела пловца и линией, параллельной поверхности воды, — направлением движения пловца. Угол атаки кисти — угол, образованный линией, характеризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти. Центр тяжести (ЦТ) — точка приложения равнодействующей сил тяжести тела пловца. Центр давления (ЦД) — точка приложения равнодействующей сил давления, действующих на покоящееся или движущееся в жидкости тело. Траектория — линия, которую описывает условная точка тела при своем движении. Угол атаки плоскости — угол между плоскостью и траекторией ее движения. Плоскость — поверхность, имеющая два измерения. Движитель — совокупность биозвеньев, взаимодействующая с водой с целью создания движущей силы. Движущие силы. — силы, способствующие продвижению пловца в заданном направлении. Силы, сопротивления — силы, препятствующие продвижению пловца в заданном направлении. Силы тяги — силы, создающие тяговые усилия за счет активных мышечных сокращений. Опора — место для прочного контакта; сам контакт; активное воздействие; предмет, служащий для поддержки. Реакцияопоры — отражение опоры, контакта; результат последействия; последействие опоры. Рабочая поверхность движителя — та поверхность, на которой происходит контакт движителя с опорой. «Миделево сечение» — проекция контуров тела пловца на фронтальную плоскость. Цикл — система повторяющихся движений, при которых исходное положение и конечное положение совпадают; они аналогичны. Темп — количество движений в единицу времени. Ритм — упорядоченность кинематических и динамических элементов структуры движений. Шаг — расстояние, на которое пловец перемещается в заданном направлении за один цикл движений. Паттерн дыхания — соотношение объемно-временных параметров дыхательного цикла. Движения пловца определяются: а) особенностями среды, в которой происходят двигательные действия пловца; б) особенностями организма пловца; в) особенностями взаимоотношений организма пловца и среды, в которой происходят его движения. Свойства воды Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств. Они описываются с помощью физических величин. Под термином «физическая величина» понимают измеряемые характеристики (свойства) физических объектов (предметов, состояний, процессов). Математические соотношения между физическими величинами выражают физические законы. В физике применяются основные и производные величины. Известны 7 основных величин: длина, время, масса, температура, сила тока, количество вещества, сила света. Остальные величины — производные. Плотность воды. Вода обладает плотностью. Это — величина, производная массы. Тела, имеющие одинаковые объемы, но состоящие из разных веществ, обладают различной массой. Отношение массы тела к его объему называется плотностью (р): где: т — масса; V — объем. Плотность дистиллированной воды при температуре 4°С равна 999,973 кг/м3, т. е. практически единице. Много это или мало? Если обратиться к аналогичному показателю — плотности воздуха, то его величина при такой же температуре (и нормаль-
ном атмосферном давлении — 101,ЗкПа) равна 0,001274 кг/ дм3. Становится ясно, что плотность воды выше плотности воздуха примерно в 760 раз. На этом основании можно заключить, что вода обладает высокой плотностью. Известно, что плотность зависит от температуры материала. Молекулы жидкости обладают подвижностью, вследствие этого изменяется не только плотность, но и объем. Такая динамика становится явно заметной при сравнении данной зависимости с аналогичными, свойственными другим средам. Вместе с тем надо отметить, что плотность воды при изменении температуры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с практической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях плавательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24—26°С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес. На плотность воды оказывают влияние растворенные в ней соли. Так, например, соленая морская вода имеет показатель плотности 1010—1030 кг/м3, т. е. на 2—3 % больше, чем пресная. Плотность воды несколько понижает хлор, используемый в наших плавательных бассейнах с профилактической целью. Плотность слабо зависит от давления жидкости. Вода мало-сжимаема (но сжимаема). При погружении на глубину 1000 м давление увеличивается с 1 атм. у поверхности до 100 атм., плотность же воды повышается лишь на 0,5 %. Вследствие высокой плотности передвижение в воде значительно затруднено. Так, если бегун международного класса преодолевает дистанцию 100 м за 10,00 и его соревновательная скорость равна 10 м/с, то пловец, показывая примерно аналогичный результат международного класса на дистанции 100 м/с 50.00, имеет соревновательную скорость лишь 2 м/с. Ясно, сколь огромна разница. Отсюда одна из главных задач, стоящих перед пловцом, — как можно значительнее снизить сопротивление поступательному движению в заданном направлении. Горизонтальное положение — первое, важнейшее решение данной проблемы. Более того, организм современного человека не готов к передвижению в воде с более высокими скоростями. Буксировка пловца со скоростью 3 м/с вызывает у него неприятные ощущения, а 10 м/с — предельная скорость, которую выдерживает пловец; при этом отмечаются множественные подкожные кровоизлияния, растяжение связок, травмирование суставов (при недостаточно фиксированных конечностях) и даже случаи потери сознания. Вес воды. Известно, что любые два тела притягиваются друг к другу. Это обусловлено их массой. Сила тяготения называется гравитационной силой. Самое известное проявление притяжения масс — это существование силы тяжести, с которой Земля действует на все тела. Величина этой силы определяется законом всемирного тяготения, сформулированным И. Ньютоном: где: F — гравитационная сила, с которой два тела притягиваются друг к другу; т1 — масса первого тела; т2 — масса второго тела; R — расстояние между центрами масс; у — гравитационная постоянная, равная 6,67 10—8 см3/г с2 (в системе СГС). Все тела в данной точке Земли падают с одинаковыми ускорениями относительно ее поверхности. Вследствие суточного вращения Земли ускорение свободного падения будет обусловлено векторной суммой двух сил: силой притяжения Земли и центростремительной силой. Равнодействующая этих сил называется силой тяжести. Сила тяжести есть не что иное, как вес тела. Она определяется следующим выражением: F = mg, * где: т — масса тела; g — ускорение свободного падения. На практике же чаще оперируют понятием «удельный вес»; оно используется в большом количестве специальной литературы по плаванию, то есть отношением веса тела к его объему. В случаях, когда удельный вес измеряется в кг-с/дм3, численные значения удельного веса и плотности вещества совпадают. Сжимаемость воды. Несмотря на большую подвижность молекул жидкости, в частности воды, взаимодействия между отдельными молекулами жидкости остаются очень стабильными.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |