КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональная органиация текстов
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон
Текст — слова и предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти [Большой толковый словарь Кузнецова]. Википедия (www.vikipedia.org) предлагает более широкое понимание текста (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание»), как связную и полную последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» и «репрезентативная» (см. рис.1). Текст
Рис. 1. Характеристика основных трактовок понятия «текст» В системе образования текст обычно понимают в широком значении, ориентируясь при этом на имманентный подход. Именно поэтому в учебных программах по литературному чтению уже в начальных классах идет речь о формировании правильной читательской деятельности. Главными признаками текста являются:
По стилю различают следующие виды текста: научные, научно-популярные, публицистические, художественные, официально-деловые, эпистолярные. Каждый вид имеет свой язык, используемые слова, формы предложений, свои жанры (формы представления – учебник, справочник, письмо, каталог, очерк и др.).
Научно-популярные тексты призваны донести доступным языком до широкого круга читателей научные факты, законы, открытия. Такие тексты используют различные способы и приемы для вовлечения читателя в проблему. Научно-популярный стиль характеризуется следующими особенностями: ü явные апелляции к читателю, когда автор напрямую обращается к читателю – «Я расскажу Вам о…», «Я знаю по собственному опыту…»; ü скрытая апелляция – привязка к теме сказки, легенды, мифа, начало изложения темы через загадку, заданную читателю, обращение к практической значимости предмета разговора и пр. ü много примеров, поясняющих и иллюстрирующих суть изложенного; ü малое употребление терминов, а в случае использования – подробные пояснения, сноски.
Публицистические тексты по стилю схожи с научно-популярными, но и их основное назначение – привлечение внимания читателя исключительно к злободневным общественно-политическим вопросам. Пример научно-популярного текста:
Поскольку основная функция художественного текста – эстетическая, то в нем используют художественный стиль, основными признаками которого являются: ü Детализация (наличие подробностей); ü Передача чувств и эмоций автора; ü Метафоры (слова или выражения в переносном значении); ü Сравнения (вносят колорит и создают ассоциативные связи в воображении читателя); ü Аллегория (представление абстрактного в виде конкретного образа); ü Использование элементов других стилей; ü Инверсия (использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов текста). Пример художественного текста:
Текст имеет л огическую структуру – иерархию речевых высказываний (предикаций) о некотором предмете. От логической структуры текста зависит доступность его содержания для понимания. В отечественной лингвистике принято говорить о предикациях первого уровня – это главная мысль автора. Предикации второго уровня – это те части текста, которые раскрывают, поясняют, уточняют главную мысль. Предикации третьего уровня раскрывают отдельные вопросы и т.д. (см. рис.2) Чем сложнее текст, тем больше уровней предикаций, тем более трудным он воспринимается читателем, особенно слабо владеющим читательской деятельностью и предметом разговора.
Рис.2 Схема логической структуры текста
Читая следующую часть текста про предикации, определите: · сколько предикаций 3-го уровня у введения данного пособия; · какие смысловые части могут быть отнесены к предикациям 3-го уровня; · можно ли говорить о предикациях 4-го и 5-го уровня, если «да», то что в них входит. ì Возьмите ручку или карандаш, тетрадь, делайте записи по каждой строчке, читая следующий ниже текст.
Рис.3. Дерево предикаций для введения
Все тексты по структуре можно грубо разделить на линейные, циклические, иерархические, смешанные (см. рис. 4). Использование различных структур текста позволяет, во-первых, автору ориентироваться на разные по подготовке категории читателей – хорошо подготовленных к самостоятельной читательской деятельности и не очень. Для первой категории читателей можно предлагать сложные тексты, имеющих циклическую или иерархическую структуру. Во-вторых, тексты с разной структурной организацией позволяют автору либо давать готовое решение проблемы, предполагая, что проблема и необходимость ее решения осознаны читателем, либо возбуждать интерес к проблеме. В первом случае нормально воспринимаются все виды построения текста. Для читателей, не осознавших до конца ценность текста, смысл поднимаемой проблемы, варианты ее решения, почти не уместны линейные тексты, так как они дают мало возможности для активизации познавательного интереса. Циклические и иерархические структуры дают в этом случае больше возможностей для того, чтобы возбудить интерес, любопытство, активность читателя. Рис. 4. Варианты структур текста
Итак, текст как особая реальность обладает такими особенностями, которые заставляют читателя строить с ним специфическое взаимодействие, которое зависит от стиля текста, логической структуры и варианта построения и развития главной мысли. Указанную функциональную организацию текста необходимо учитывать преподавателю, который предлагает студентам самостоятельную работу с первоисточниками. В вузе при изучении большинства предметов студенты имеют дело с научными текстами. В отличие от художественных, научный текст ценится за факты, логику разворачивания идей, системность.
Задания для самостоятельной работы ìЗадание 1. Укажите признаки научного текста из приложения 1. ùЗадание 2. Прочитайте текст, размещенный на сайте по адресу: http://www.veraksa.ru/res_ru/0_hfile_407_1.pdf Измените его стиль на научно-популярный, ориентируясь на аудиторию студентов-первокурсников с разным уровнем подготовленности по предмету и разным интересом. Дайте прочитать текст однокурсникам, попросите оценить его с точки зрения привлекательности, содержательности, удобства внешнего оформления. ì Задание 3. Прочитайте текст из учебника по предмету окружающий мир (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Рутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг») В 2-х ч. Ч.1. М.,2012. С.54): Глазами мы видим цвет, форму, размер предметов. Ушами мы слышим звуки. Носом мы чувствуем запахи. С помощью языка мы узнаем вкус. Кожа рук помогает нам определить предметы на ощупь. Глаза, уши, нос, язык, кожа рук – это ораны чувств. Постройте дерево предикаций, укажите вид логической структуры текста. Зачем учителю уметь выполнять такое задание?
ìЗадание 4. Прочитайте тексты, данные ниже. Определите их жанр.
ì Задание 5. Постройте дерево предикаций статьи В.С. Мерлина Отличительные признаки темперамента (Из кн.: Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3—18). (См. приложение 1).
ì Задание 6. Сравните структуру текстов из приложений 1 и 3.
ñ Задание 7. Найдите тексты по педагогике и психологии с разной структурой.
ìЗадание 8. Составьте схем, которая показывала бы, какими жанрами могут быть представлены учебные и научные тексты в вузе.
ñ Задание 8. Прочитайте текст Д.Б. Эльконина (приложение 3). Укажите его стиль, жанр, структуру. Попытайтесь представить его в научно-популярном жанре.
Вопросы для самопроверки
1. В чем разница между имманентным и репрезентативным подходами к пониманию текста? 2. Какие виды текста по стилю различают? 3. Чем отличается научно-популярный стиль от научного? 4. Чем отличаются публицистические тексты от научно-популярных? Что в них общего? 5. Что такое предикации разных уровней? 6. Зачем определять уровень предикации? 7. Какая структура текста самая сложная для понимания? 8. Какие преимущества дают читателю и автору разные структуры текста?
Список основной литературы: 1. Лотман Ю.М. Текст как динамическая система. М., 1981 2. Рачкова Е.В. Структурные особенности научного текста // Вопросы гуманитарных наук. 2005. №3. С. 86-94
Список дополнительной литературы:
1. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. №2. С. 87-95. 2. Мусхешвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 79-91. 3. Шиян O.A. Как читать научные тексты? //Перемены. №1.2001. С. 132-146. 4. Шиян O.A. Научный текст в учебной деятельности студентов: предмет и средство познания // Перемены. №2. 2003. С. 6-31
«… Неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление…» И.Я. Лернер
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |