КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Читательская деятельность, как основа выбора эффективных технологий работы с текстом
Внешне текст воспринимается как монолог автора, хотя по своему происхождению текст – это свернутый диалог и дискуссия. Поэтому работа читателя с текстом – это диалог с автором, совместное поэтапное решение учебной или профессиональной задачи. Качество и результат этого решения зависят прежде всего от того, сформирована у студента читательская деятельность или нет, а также от того, на какого читателя ориентирован автор текста. Чтение текста – это всегда взаимодействие читателя и автора (см. рис. 5).
Рис.5. Модельвзаимодействия читателя и автора Этот простой рисунок показывает, что понимание текста читателем будет зависеть от того, активизировал ли автор (или преподаватель, предложивший текст для прочтения) запросы и ожидания читателя. Современные студенты отличаются той особенностью, что если они не видят смысла, не понимают, «зачем», то за «надо» учить и читать не будут. Поэтому эмоционально неприятие учебной задачи ведет к отторжению текста и вызывает большие проблемы в его понимании, а вернее к восприятию текста как нагромождению предложений без всякого смысла, новых непонятных слов, выдуманных для затруднения жизни студентов. Чтение – это особая деятельность, поэтому выбор технологии анализа и интерпретации текста тесно связан со структурой и содержанием этой деятельности. По содержанию работа с текстами в вузе предполагает 3 направления: постижение мира научных текстов, овладение приемами понимания научных текстов, применение научного стиля в соответствующих ситуациях (см. рис.6).
Рис. 6. Содержание основных направлений работы студентов с текстами Любая деятельность начинается с потребности, которая при осознании превращается в мотив. При правильной читательской деятельности читатель имеет познавательную потребность – узнавать, понимать, уточнять. Появление мотива (например, узнать какой-то факт, понять какую-то теорию, уточнить, сравнить идеи 2-х или нескольких авторов) говорит о том, что читатель готов к работе со сложными по логической структуре текстами. Это связано с тем, что такой читатель готов к диалогу с автором. Методика формирования читательской деятельности в отечественной общеобразовательной школе предполагает 3 этапа:
Опыт автора пособия показывает, что на практическом занятии в вузе чтению научного текста можно отвести от 15 до 25 минут. В группах со слабой читательской подготовкой студентов такая организация занятия при каждой встрече оказывает благотворное влияние на формирование общеучебного умения – работать с текстом, а также профессионального самосознания. В отечественной методике, педагогике и психологии (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кудина Г.Н., Ладыженская Т.А., Новлянская З.Н., Матвеева Е.И. и др.) принято выделять 3 группы технологий работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Некоторые авторы (Иванова В.П.) говорят от 4-х стратегиях работы с текстом: 1) диалог, 2) компрессия (сжатие) текста, 3) стратегия моделирования, 4) стратегия систематизации. В следующих параграфах рассмотрены конкретные техники указанных стратегий и элементы технологий. Варианты применения каждой техники представлены в следующих параграфах данной главы в виде примеров работы с текстом: Выготский Л.С. Педагогическая психология. Глава III. Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека. Поведение животного и поведение человека. М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. – С. 36-38. (Приложение 4). Предложенный текст был дан для прочтения студентам-первокурсникам. Он имеет небольшой объем, сравнительно мало неизвестных студентам терминов, логическая структура имеет слабое ветвление и в целом похожа на линейную, отличается пятью уровнями предикаций (на рис. 7 начиная со второго, обозначено как П 2, П 3 и т.д.) Текст имеет 2 трудности: 1) привлечения внимания к проблеме (большинству студентов кажется, что они имеют достаточно житейских представлений об отличиях поведения животного и человека) и 2) предикации 3-го уровня, касающееся активных форм приспособления и удвоенного опыта (сознания), нарушают типичную для всего текста структуру. Для устранения 1-й трудности студентам предлагается перед чтением текста придумать вопросы, которые можно поставить к заголовку текста. Заголовок оглашается, а студенты в течение 1-3 минут предлагают вопросы, наиболее существенные из них отображаются на доске. Например: отличается ли поведение бездомной собаки, которая каждый день поджидает знакомых школьников, всегда угощающих ее, и гостя, приходящего к вам не в первый раз на праздник? Или отличается ли поведение кота и кошки, обучающих своих котят, например, искусству справляться с врагами, и матери и отца, обучающих своих детей тому же искусству? Далее, ответы на эти вопросы будут использованы в ходе дискуссии по анализу текста: что хотел сказать автор, прав ли он, можно ли его формулу применить к бездомной собаке и гостю, кошачьему семейству и человеческому, как будут выглядеть формулы, представленные Л.С. Выготским?
Рис. 7 Дерево предикаций по статье Выготского Л.С. «Поведение животного и поведение человека»
Усложнение структуры представления мысли с 4-го уровня предикаций позволяет привлечь внимание студентов к причинам «нарушения» дерева предикаций. В данном случае привычная последовательная линейная структура является приемом привлечения внимания читателей к фундаментальному вопросу психологии – что такое сознание? Именно этот прием позволяет уточнить взгляды автора, которые отражают марксистский подход. И здесь возникает удобный момент для преподавателя – привлечь внимание студентов к проблеме понимания сознания в разных философских и психологических подходах, актуализировать имеющиеся представления и знания. Итак, в данном параграфе обоснована необходимость формирования читательской деятельности, раскрыты этапы работы преподавателя и студента-читателя, представлен краткий анализ относительно простого научного текста. В следующем параграфе рассмотрим конкретные техники и формы работы с этим текстом.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |