Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии работы с текстом до чтения




Работа с текстом до чтения имеет очень важный смысл – сформировать мотив чтения, настроить на текст, подготовить к диалогу с автором.

В начальной школе учеников обучают техникам анализа содержания и формы художественного текста. Например, автор программы по литературному чтению Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) предлагает следующие техники, которые, с нашей точки зрения, разумно применять и для анализа научных произведений студентами:

· составление вопросов к новому тексту, преобразование заголовка в вопрос;

· «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» текста на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось необычным;

· чтение текста «островками»- неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента;

· прогнозированное чтение, при котором читателю предлагается текст с пропусками.

К приемам этой группы технологий также можно отнести 1) постановку вопроса «Что я уже знаю об этом?», 2) прием шести «почему» к заголовку, абзацу, нескольким абзацам. Разберем особенности применения каждой техники подробнее.

 

Составление вопросов к новому тексту, преобразование заголовка в вопрос

Студентам предлагается записать все вопросы, которые появляются при чтении заголовка. Можно выписать все стандартные и оригинальные вопросы на доске с тем, чтобы в процессе чтения находить ответы на них.

При чтении указанного текста студентами были составлены стандартные вопросы: 1) В чем разница между поведением животного и человека? 2) Есть ли разница между поведением человека и животного?

Также были предложены оригинальные вопросы: 1) Почему иногда человек ведет себя как животное? 2) Можно ли надрессировать, воспитать животное, чтобы оно вело себя так же, как человек? 3) Когда люди заметили, что животное и человек различаются по поведению, или Выготский первый?

К записанным вопросам преподаватель побуждает возвращаться в ходе чтения и после чтения, чтобы уточнить: правильно ли было спрогнозировано содержание статьи, на какие из поставленных вопросов автор отвечает прямо, на какие – можно увидеть косвенные ответы.

Постановка вопроса «Что я уже знаю об этом?»

Прием также способствует включению читателя в проблему. Удобным способом, который может предложить преподаватель и использовать студент самостоятельно, можно считать вариант, когда до прочтения текста, после составления вопросов по заголовку, студент конкретизирует свои знания. На первых этапах преподаватель может давать подсказки, какие именно знания можно конкретизировать. Например, после составленных вопросов к заголовку статьи Л.С. Выготского преподавателем было предложено: «Начертите в тетради 3 столбца. В 1-м укажите фамилии известных Вам ученых – философов, педагогов, психологов, физиологов, которые изучали поведение животных. Во втором – укажите ситуации, когда человек ведет себя как животное. В третьем – запишите: когда Вы можете сказать, что животное вело себя как человек?»

 

«Тщательное» чтение текста на этапе первичного восприятия

Методика использования этого приема такова: по мере чтения текста преподаватель побуждает читать частями и делать пометки: тезисы и вопросы, сомнения, которые возникаю при чтении этой части. Студенты соревнуются в поиске и фиксировании всего непонятного, противоречивого. Нам было удобно делать записи в виде таблицы, в которой отражены «точки предпонимания» (см. табл.1).

Таблица 1

Вариант тщательного вычитывания текста

 

Тезис текста Собственные размышления – «точки предпонимания»
· опыт животного его поведение могут быть сведены к наследственным реакциям и условным рефлексам · человек использует опыт прошлых поколений (социальная наследственность) · человек в отличие от животных приспосабливается активно – изменяет тела природы, превращая их в орудия · форма приспособления считается активной, если она сознательна · удвоение опыта: предвидение результата труда и направление собственных реакций к этому результату · Про маленького ребенка, можно сказать так же. Когда и за счет чего поведение ребенка начинает приобретать черты человека? · Социальной наследственности у животных в самом деле нет? Даже у «общественных животных» – муравьи, пчелы? А у животных, живущих группами: волки, дельфины? · Непонятно, почему пчелы, муравьи, которые, как и человек, строят «дома», приспосабливаются по Выготскому неактивно. А обезьяна если взяла палку, чтобы достать высоко подвешенный банан, сделала орудие труда? Значит, у животных тоже есть активное приспособление? · Разве обезьяна действует несознательно, беря палку для сбивания банана? Но ведь кошка, которая сторожит мышку, тоже предвидит результаты своего сидения и все реакции направляет на то, чтобы поймать?! Значит, у кошки есть сознание?

 

Чтение текста «островками»

Этот прием похож на предыдущий, он предполагает неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента. Преподаватель предлагает прочитать часть текста, задает вопрос: согласны ли читатели с прочитанным. Дальше он задает «каверзные вопросы», аналогичный тем, которые представлены в таблице 2 во втором столбике. Такая форма работы очень активизирует мыслительную деятельность. В группе всегда находятся знатоки-сторонники разных точек зрения. Преподаватель побуждает отвечать на вопросы текстом, мыслями самого автора, почему тот не считал свои высказывания противоречивыми, что имел в виду.

 

Прогнозированное чтение

При использовании этой техники читателю предлагается до прочтения текста его начало или сам текст с пропусками. Задача читателя – предположить, что должно стоять на месте пробелов, ориентируясь на знание автора, заголовок. Этот прием активизирует активное прогнозирование развития темы: правильно ли представлял себе читатель, о чем и как будет писать автор. Прием хорош, когда автор для раскрытия темы применяет нетрадиционные приемы, ходы, когда читатель может воскликнуть: «Надо же! Обычно в таких случаях просто приводят пример, а тут…»

Следует обратить внимание, что такой же прием можно применять и после чтения текста. Но тогда он начинает выполнять контрольную функцию. Для работы со статьей Л.С. Выготского этот прием до прочтения текста использован не был, а применялся для контроля понимания основных идей статьи.

 

 

Прием шести «почему» к заголовку, абзацу, нескольким абзацам

Это прием создания искусственной мотивации чтения, когда читатель составляет вопросы, используя «познавательные почему». Почему надо знать: отличается ли поведение животных и человека? Почему все-таки поведение животных отличается от поведения человека? (А может, криминальное предположение: Почему поведение человека все же НЕ отличается от поведения животных?) Почему мы сегодня читаем эту статью, а не какую-либо другую? Почему Выготский написал о поведении человека и животных именно в книге «Педагогическая психология»? Почему, если судить по научно-популярным фильмам, некоторые животные (собаки, слоны, дельфины) по поведению в некоторых случаях очень похожи на человека?

Список «почему» можно продолжать. Далее работу можно организовать так: на доске выписываются самые интересные «почему», и к ним возвращаются при использовании других техник анализа текста в ходе чтения и после чтения. Или преподаватель собирает в большую коробку вопросы всех желающих, знакомится с ними, раскладывает на группы, а затем в ходе анализа текста подбирает поочередно вопросы для раздумий.

Но на начальных этапах работы с текстом слабо владеющие читательской деятельностью студенты имеют большие трудности в постановке даже 3-х «почему», ориентируясь только на заголовок, свои прогнозируемые вопросы по тексту. В качестве защиты такие студенты используют «глупые почему»: почему мы читаем текст Выготского, а не анекдоты, почему у меня нет соседа по парте, почему в этом тексте всего 2 страницы и т.д. В данном случае студенты дурачатся, как правило, потому что у них преобладают непознавательные мотивы и интересы учебной деятельности и составление «познавательных вопросов» – слишком сложная для них задача. Следует поощрять все правильные вопросы таких студентов, и вскоре их затянет работа по правилу.

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях выявлены особенности студентов, различающихся по показателю успешности понимания прочитанного текста. Так, М.А. Холодная [] указывает, ссылаясь на данные Стернберга, что лучшие чтецы отличаются иной стратегией организации внимания: они более дифференцированно распределяют затраты времени в зависимости от целей чтения (читают текст более быстро, если ставится задача схватить общую суть или уловить основную идею, и более медленно, если дается инструкция выяснить детали или осуществить анализ идей).

При этом затрачиваемое испытуемыми на процесс решения, распределялось следующим образом: 54 % - декодирование, 12 % -умозаключение, 10 % - сравнение, 7 % - проверка и 17 % - ответ. То есть фаза построения ментальной репрезентации, судя по объему затраченного времени, явно играла особую роль в организации процесса поиска решения.

Эти особенности следует учитывать преподавателю при организации и использовании разных техник работы с текстами, а также то, что все техники работы с текстом до чтения направлены на то, чтобы ввеси читателя в проблему, заинтересовать его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.