Многие предприниматели ошибочно полагают, что единственная задача бизнес-плана – произвести впечатление на инвестора. Это далеко не так. Бизнес-план необходим для внутреннего анализа работы фирмы. Этот документ позволяет владельцу определить перспективы развития своего предприятия. Поэтому составлять его следует по возможности более полно и конкретизировано.
Структура бизнес-плана зависит от того, кому он адресован. Например, инвестор в первую очередь оценивает динамику капитализации бизнеса, в котором ему предлагают участвовать. Банк или займодавец рассматривают риск того, что кредит и проценты по нему могут быть не возвращены. Первый заинтересован в новых инвестициях в бизнес, второй – в ликвидности активов потенциального заемщика. Если компания стремится привлечь капитал и развернуть работу, то отчет не должен состоять лишь из финансовых таблиц. Помимо этих элементов в документ следует включить, например, план маркетинга компании, прогноз возможных действий фирмы на рынке и т. д. Поэтому при составлении бизнес-плана важно помнить, что в зависимости от адресата документа, возможно, придется изменить его содержание, структуру и форму.
Два портрета одного бизнес–плана
Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, бизнес нуждается в чем – то большем, чем деньги, а именно в планировании.
Бизнес–план – это официальный документ, но чтобы его составить, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и/или его развития.
Поэтому целесообразно иметь два вида бизнес – плана.
Первый вид – официальный бизнес - план – является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы и дает понятие об общей цели.
Второй вид – рабочий бизнес – план – представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица фирмы, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Этот документ позволяет: • Понять важность официального бизнес – плана
• Составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело • Детально рассмотреть все возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть готовыми преодолеть их в будущем и избежать ошибок в официальном бизнес – плане • Заранее распознать и оценить два основных риска в бизнесе: внутренний, который вам полностью подконтролен (персонал, материальные запасы), и внешний (состояние экономики, новые законодательство), т.е то, что вы не в состоянии изменить; • Тщательно контролировать состояние дел, учитывая постоянные изменения во внешней и во внутренней среде на основе мониторинга
• По мере необходимости пользоваться им как справочником при модернизации (корректировке) официального бизнес–плана.
Таким образом, рабочий бизнес – план – это широкое пространство, поле для деловой игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес – плана.
Информация в рабочем бизнес – плане должна быть расположена под тем же заголовками, что и в официальном бизнес – плане, чтобы было легко пользоваться документами, делать закладки по основным разделам.
Рабочий бизнес – план должен быть особо конфиденциальным. Рабочие материалы должны отражать информацию, которую по каким – то соображениям может быть не желательно включать в официальный бизнес – план: краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса: маркетинговая стратегия; сведения о конкурентах; сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.
Чем Бизнес-план отличается от Плана проекта?
Необходимо разработать определенную последовательность в реализации бизнес-идеи 1.Появление идеи по созданию бизнеса
2.Проведение предварительных расчетов (финансовых, анализ рынка и пр.) 3.Разработка бизнес-плана
4.Утверждение бизнес-плана
5.Разработка плана проекта (устав проекта, назначение руководства и исполнителей и пр.)
6.Реализация плана проекта,т.е. управление проектом.
В отличие от бизнес-плана, не существует стандартной формы плана проекта. Структура и содержание плана проекта зависят от политики конкретной организации, требований конкретного проекта, знаний и опыта команды управления проектом и пр. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы оценить инвестиционную привлекательность какой-либо бизнес-идеи и получить под нее финансирование. А план проекта разрабатывается и утверждается для последующего использования в целях управления исполнением проекта и может включать в себя: описание продукта проекта, цели и критерии успеха проекта, иерархическую структуру работ, расписание, контрольные события, план управления рисками и т.д. Все это включается в план проекта с той степенью детализации, которая необходима для конкретного проекта.
Бизнес-план: кое-какие полезные детали…
Бизнес-план может быть простым, средним по сложности и полным (сложным). И зависит это не столько от проекта, сколько от объемов расчетов, включаемых разделов, а также назначения этих документов. Допустим, при первичной оценке идеи создания суши-бара достаточно подготовить экспресс-анализ, который даст первоначальное представление о том, приемлем ли проект или нет. Если проект покажется действительно экономически эффективным и при этом появится необходимость заинтересовать партнеров и инвесторов, то можно смело готовить ТЭО (технико-экономическое обоснование). Для банка же нужен полноценный бизнес-план.
Таким образом, бизнес-план может представлять собой: экспресс-анализ, технико-экономическое обоснование и собственно бизнес-план. Для большей наглядности ключевые различия между ними отразим в таблице 1.
Таблица 1
С чего начать?
|
Во многих методиках бизнес-планирования используются различные виды вопросников, осуществляющих сбор первичного материала для вашего будущего бизнес-плана. Приведенные далее вопросы анкеты — это адаптированный к российским условиям вопросник, который поможет вам получить полное представление о будущей структуре вашего бизнес-плана. С аналогичными вопросниками вы уже работали в предыдущих разделах нашего курса.
Анекдот в тему:
Что общего у экономиста и компьютера?
- Они оба нуждаются в данных.
Система вопросов позволяет продумать ключевые моменты, касающиеся вашего предприятия, и даст ответы на большинство вопросов, необходимых в дальнейшем для вашего бизнес-плана. Рекомендуется ответить на них, начиная работу/в процессе работы над бизнес-планом, но вы можете использовать любую технологию работы с данным вопросником.
Если вы чувствуете затруднения с ответом на тот или иной вопрос, обратитесь за помощью к вашему консультанту или продолжайте раскрывать следующие вопросы. Возможно ответы на следующие вопросы, помогут вам в затруднительной ситуации. Возможно, ваш консультант проработает вместе с вами сложные для вас моменты.
Даже если предприниматель полностью не сможет самостоятельно заниматься разработкой бизнес-плана, ответы на эти вопросы помогут более качественно осуществить работу над бизнес-планом вашим помощникам, а вам проконтролировать качество работ. Поэтому, если вы не желаете, чтобы ваш бизнес-план остался лишь невостребованным «талмутом» и, что совсем не желательно, не был реализован, не поленитесь проделать эту работу с усердием и старанием, вдумываясь в каждую строчку, лично проверяя информацию, касающуюся анализа рынка, потенциальных конкурентов, пожеланий целевого клиента и пр.
Не волнуйтесь, если какой-либо из вопросов кажется вам непоследовательным или часто повторяющимся. Постарайтесь извлечь из этого пользу: более детально проработать данный аспект.
Самостоятельно составить полноценный бизнес-план сложно, так как инициатору часто не хватает знаний для выполнения специфических финансовых расчетов. Наш курс поможет вам восполнить эти пробелы и сделать работу самостоятельно. Ведь привлеченный составитель не всегда понимает специфику технологии производства продукции (услуг). Поэтому наша рекомендация – не давать разработку бизнес-плана на откуп «высококвалифицированным специалистам», а активно браться за работу самостоятельно, чтобы на выходе получить первоклассный продукт!
Итак, отвечаем на вопросы:
1.Чем будет заниматься ваше предприятие (розничная или оптовая торговля, производство, оказание каких-либо услуг и т.п.)? | |
2.Для чего разрабатывается бизнес-план.
| |
3.Ваши цели и задачи (бизнес-планирования) | |
4.Ваши цели и задачи (бизнеса) | |
5.Срок, на который необходимо разработать бизнес-план (срок прогнозирования). | |
6.Планируемый ежегодный оборот:
| |
7.Что конкретно вы хотите достичь для себя, как инициатор проекта? | |
8.Принадлежите ли вы к льготной категории, имеющей право на получение государственной поддержки · Коренные малочисленные народы Севера · Предприниматель, зарегистрированный из числа бывших безработных в текущем году · Другое | |
9. Социальная значимость вашего проекта | |
10.Если в предыдущем календарном году вы осуществляли предпринимательскую деятельность, укажите итоги вашего финансового года (торговые издержки, валовая прибыль, накладные расходы, прибыль или убытки) | |
11. Имеете ли вы:
| |
12. Управленческий опыт/потенциал руководителя вашей компании: его сильные и слабые стороны | |
13. Резюме ключевых сотрудников, информация о достижениях компании | |
14. Краткая история/предыстория деятельности вашего предприятия. | |
15.Имеете ли вы финансовые интересы на других предприятиях? Являетесь ли учредителями других предприятий? | |
16.Ваша собственная материально-техническая база (что имеется в наличии для осуществления проекта?) - активы | |
17.Пассивы вашего предприятия – совокупность всех обязательств Вашего предприятия (задолженности и пр.) | |
18.Какие помещения необходимы вам для осуществления деятельности? | |
19.Какие помещения имеются в собственности или арендуются? Квадратура, местонахождение | |
20. Величина арендной платы и коммунальных платежей. | |
21.Укажите прочие предполагаемые накладные расходы · Транспортные · Энергия · Непредвиденные · Амортизация · Прочие | |
22.Сколько процентов от цены реализации товара составят расходы на сырье, закуп товара? | |
23. Достаточно ли у вас складских помещений? | |
24. Далеко ли ваше местонахождение от автострады, железной дороги, аэропорта? Транспортная доступность. | |
25.Требуемый объем капитала на первоначальном этапе работы. Предполагаемые источники инвестирования в приоритетном порядке. · Размер собственных средств (активы) · Размер привлекаемых средств | |
26. Необходимая для работы оргтехника. | |
27. Какое прочее оборудование вам может потребоваться? | |
28.Что планируется приобретать за счет собственных средств? | |
29.Что планируется приобретать за счет привлекаемых средств? | |
30.Ваши поставщики (партнеры) | |
31. Влияют ли на вашу деятельность ваши поставщики/партнеры по бизнесу? | |
32. Имеет ли ваша система поставок резерв времени? | |
33. Какие вы имеете договоры/взаимовыгодные соглашения/контракты? | |
34. Есть ли у вас лицензии, допуски, аккредитации и пр. и какие? | |
35. Жизненный цикл вашей продукции или комплекса услуг с момента начала производства до момента начала реализации. Пример: Отрасль: Свиноводство 3 продукта: молодняк (поросята 2-месячные), свинина живым весом, мясо свинина Продукт: молодняк Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 2 мес. выращивание Продукт: свинина живым весом Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 8 мес. выращивание Продукт: мясо свинина Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 8 мес. Выращивание | |
36. Влияют ли сезонные колебания на вашу сферу деятельности? Укажите сезонные спады и их причины? | |
37. Если да, то как вы сохраните приток денежных средств для периода спада? | |
38. Объем предполагаемой выручки?
| |
39. Какую чистую прибыль вы предполагаете получать от предпринимательской деятельности? | |
40. Требуется ли патентование/лицензирование/сертификация продукции или услуг? | |
41. Если да, то подали ли вы/когда планируете подать заявку на данную процедуру? | |
42. Имеете ли вы какие-нибудь документы, которые могли бы использовать в качестве поддержки при обращении к инвестору (чертежи, графики, схемы, таблицы и т.п.)? | |
43. Технология производства продукции или организации предоставления комплекса услуг. | |
44. Изменения в прогнозный период? Как? | |
45. Как можно добиться увеличения производственных мощностей? | |
46.Производственная мощность оборудования | |
47.График работы · оборудования · персонала | |
48. Обладает ли ваше производство определенной степенью гибкости по выпуску продукции (касательно увеличения выпуска)? Другими словами – хватит ли у вас ресурсов, если на вас свалится десятикратный объем работ относительно текущего объема. | |
49. С какими банками вы работаете? | |
50. Что вы можете представить в виде залогового обеспечения? | |
51.Предполагаемый к использованию кредитный продукт · назначение использования заемных средств · срок кредитования/действия договора лизинга · % ставка |
Основой успешного бизнес-планирования является его подготовка, включающая в себя различные аспекты. Все большее значение в наши дни приобретает уровень информированности заинтересованных сторон. При прочих равных условиях в более выигрышной позиции оказывается сторона, обладающая более достоверной информацией, и умеющая интерпретировать ее в свою пользу.
Целью проведенной работы являлась задача разработать информационную поддержку подготовки бизнес-плана для получения кредита, инвестиций, гос. поддержки и придания жизнеспособности вашей бизнес-идее.
Следующие задачи на этапах планирования бизнеса:
- выявить этапы процесса бизнес-планирования и их информационную емкость;
- выявить источники, необходимые для проведения и подготовки информационного процесса.
В соответствии с намеченной целью необходимо:
1) определить методику сбора коммерческой информации;
2) собрать и проанализировать информацию о положении фирмы на рынке и возможности для нее получения финансовой поддержки;
3) разработать бизнес-план.
Эти задачи могут быть решены следующими методами:
1) сопоставительный анализ источников информации о фирмах, работающих на исследуемом рынке;
2) анализ источников информации о структурах, имеющих способность профинансировать проект;
3) сравнительный анализ литературы по теории и практике бизнес-планирования.
В соответствии с поставленными задачами далее в настоящем пособии рассмотрены основы разработки бизнес-плана. Приведены основные разделы бизнес-плана и особенности подготовки информации при работе над ними на примерах бизнес-планов, разработанных специалистами по планированию бизнеса Центра консультаций «СПЕКТР+» (г.Югорск, ХМАО-Югра). Особое внимание уделено вопросу избегания ошибок, которые могут быть вызваны неправильным подбором информации.
|
|
|
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет