Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 13. Понятие социализации; содержание стадии процесса, институты социализации




Понятие социализации; содержание стадии процесса, институты социализации.

Семинарское занятие № 12.

 

Тема: Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Личность в группе: социальная идентичность.

Цель: рассмотреть проблему личности в социальной психологии.

Основные понятия: социализация, социальная установка социально-психологического качества личности, целостность, идентичность, самосознание, «Я-образ», аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

Теоретическая часть:

1. Проблема личности в социальной психологии.

3. Специфика социально – психологической проблематики личности.

4. Личность в группе.

5. Социально-психологические качества личности.

 

Домашнее задание: Конспектирование (по выбору).

1. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. – М, 2005, стр. 34-56.

2. Мермен В.С.Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. - М, 2009, стр. 65-94.

 

Тема: Ролевое поведение личности и социальные установки. Прикладные проблемы социальной психологии.

Цель: рассмотреть понятие социальной установки, аттитюда, проблему изменения социальных установок.

Основные понятия: аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

Теоретическая часть:

 

1. Социальная установка. Иерархическая структура диспозиций личности.

2. Проблема социальной установки в социальной психологии.

3. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение.

4. Иерархическая структура диспозиций личности.

5. Исследование социально-психологических факторов девиантного поведения.

 

 

6.1. Содержание самостоятельной работы студентов

На самостоятельную работу студентов по курсу «Психология» отводится 65% учебного времени от общей трудоемкости курса.

Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:

• согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

• консультации (индивидуальные, групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;

• промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе формирования электронного портфолио студента.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, график её выполнения; создает сетевую информационную и коммуникационную среду для организации самостоятельной работы. Для этого разрабатывается необходимое учебно-методическое обеспечение в виде электронного УМК, проектируется целевая система телекоммуникацианных связей, необходимых для взаимодействия студента в и их педагогического сопровождения в процессе самостоятельной работы.

В процессе изучения курса предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1. проработка и осмысление лекционного материала (изучение материалов по конспектам лекций);

2. работа с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями из списков основной и дополнительной литературы), рекомендуемой для обязательного изучения курса и с на­учной литературой, необходимой для его углубленного изучения: подбор, изучение, анализ и конспектирование;

3. составление терминологического словаря по предложенной преподавателем теме;

4. составление каталога Интернет-ресурсов по теме;

5. выполнение письменных самостоятельных (контрольных) работ;

6. составление планов семинарских занятий и разработка вспомогательных учебно-методических материалов к ним;

7. подготовка презентаций;

8. самостоятельное компьютерное тестирование;

9. написание рефератов (темы прилагаются) или эссе;

10. подготовка докладов или сообщений (темы прилагаются) для различных форм семинарских занятий (проблемных обсуждений, устных журналов, дискуссий, семинаров-конференций);

11. подготовка докладов (тезисов) для научных студенческих конференций;

12. написание научных статей в сборник материалов, ежегодно издаваемый по итогам Недели науки или иные сборники материалов научных конференций.

В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется формированию культуры работы с информационными источниками, приобретению навыков принятия правильного решения, а также формированию готовности к кооперации, работе в коллективе. При подготовке к семинарским занятиям студентам нужно не только ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия, изучить методические рекомендации по выполнению домашней самостоятельной работы, но наметить совместный план работы. После выполнения самостоятельной аудиторной работы студенты в составе малой группы осуществляют обработку полученных результатов и проводят их анализ, делают выводы.

В самостоятельной работе выделяются три составляющие:

- обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню);

- подготовка к экзамену;

-вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ).

6.1.Содержание обязательной самостоятельной работы студентов

Таблица 5

Содержание самостоятельной работы студентов

 

Тема Содержание самостоятельной работы Кол-во времени
Тема 3. Методы социальной психологии. Составление опорных блок-схем  
Место общения в жизни общества. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 5. Структура общения. Актуализация отдельных вопросов темы. Написать реферат по заданной теме. При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники информации по вы­бранной теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в то же время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчи­ку слушателями, так и наоборот.    
Тема 7. Проблема конфликта в социальной психологии. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии Составить опорную блок – схему: «Модели развития отношений между личностью и коллективом». Выделить требования к педагогу, которые выдвигает один из основателей гуманистического подхода в образовании К.Роджерс. Педагогические ситуации: - В чем, на ваш взгляд, заключается объективные и субъективные факторы, осложняющие работу педагога? - Почему одним из наиболее сложных остается такое направление работы психолога образования, как взаимодействие с педагогом. - Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее успешным. Обоснуйте свой ответ.    
Тема 9. Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии.   Составление опорных блок-схем  
Тема 10. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Составить схему: «Условия (факторы) социализации личности», указав макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации личности. Разработка и защита творческой работы по проблеме социализации личности.  
Тема 14. Ролевое поведение личности и социальные установки. Описать способы саморегулирования. Составить схему: «Структура личности». Описать типологию ценностных систем К.А.Абульхановой-Славской  
Тема 15. Прикладные проблемы социальной психологии. Составление опорных блок-схем. Составить словарь терминов по теме. Кратко описать проблемы подросткового возраста. Описать деятельность школьной психологической службы.    
Итого обязательная СРС  
Подготовка к экзамену  
Итого  

 

6.2.Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

 

(6 часов по выбору студента)

 

Содержание работы Количество времени
Составление терминологического словаря по выбранной теме 3 часа
Составление библиографии по теме 3 часа
Составление каталога Интернет-ресурсов по теме 3 часа
Составление аннотированного каталога по теме 2 часа
Подбор, изучение, анализ рекомендованной литературы 4 часа
Составление портфолио по учебному материалу за семестр 8 часов
Разработка презентаций по учебному материалу за семестр 5 часов

 

7. Образовательные технологии:

Для изучения лекционного материала дисциплины «Психологиии» применяются аудиовизуальные (мультимедийные) технологии, которые не отрицают традиционные, проверенные временем методы преподавания, но, при этом, они повышают наглядность, информативность, оперативность в подаче информации, позволяют экономить время занятий.

Практикум включает 13 практических занятий. Каждое практическое занятие имеет свою особую форму проведения, свою методологическую специфику, что позволяет развивать у студентов различные как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Постановка проблемы, разбор актуальных конкретных и гипотетических ситуаций, создание атмосферы диалога между преподавателем и группой, между докладчиками и оппонентами позволяет работать индивидуально и в малых группах, коллективно обсуждать определенный темами семинаров материал, а также инициировать самостоятельную работу студентов. При осмыслении содержания вопросов практических занятий преследуется цель соблюдать преемственность в профессиональном и в творческом развитии студентов.

Контроль самостоятельной работы студентов призван сделать процесс обучения более целостным и органичным. Его задача не оставить без внимания даже, на первый взгляд, малозначительные вопросы.

таблица 7

Семестр Вид занятия (ЛК, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
      Лекции · проблемная лекция, мастер-класс специалиста, · лекция визуализация, диалог, · технология концентрированного обучения, · лекция-конференция, · бинарная лекция    
    Практические занятия § семинар-дискуссия, диспут, § решение ситуационных заданий, § занятие-практикум, § занятие в форме «устного журнала, § занятие с использованием техники «Мозговой штурм» § занятие с использованием техники «Круглый стол», мастер-класс специалиста, § семинар-конференция  
Итого:      

таблица 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.