КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационная структура личности. Критерии личностного развития
Понятие социализации в социологии и социальной психологии. Мотивационная структура личности. Критерии личностного развития План. Лекция № 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Термин «мотивация» — довольно широкое понятие, коротко обозначающее совокупность черт психологического характера человека, которые объясняют начало, активность и направленность поведения человека. Сточки зрения мотивации можно рассмотреть различные стороны поведения человека. К таким относятся возникновение поведенческих особенностей, их устойчивость, направленность, продолжительность и эффективность. В настоящее время теорий мотивации насчитывается несколько десятков. Первыми мотивационными психологическими теориями следует считать возникшие в XVII— XVI II вв. теорию принятия решений, объясняющую поведение человека на рационалистической основе, и теорию автомата, основанную на иррационалистическом объяснении поведения животного. Теория принятия решений появилась в экономике, затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики. Развитие теории автомата соединилось с идеей рефлекса. Раздельное, независимое существование двух мотивацион-ных теорий продолжалось вплоть до XIX в. Вторая половина XIX в. ознаменовалась появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние на ряд наук. Своим учением Ч. Дарвин соединил два несовместимых в ана-томо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он показал, что у человека и животных имеется немало об-, щих форм поведения, в частности эмопионально-экспрессив-ных выражений, потребностей и инстинктов. После появления теории эволюции В. Келер, Э. Торндайк начали интенсивное изучение разумных форм поведения у животных. А 3. Фрейд, И. П. Павлов и другие стали изучать инстинкты у человека. Человеку стали приписывать те же органические потребности, которые раньше приписывали только животным. В начале XX в. 3. Фрейд и У. Макдауголл, авторы теории инстинктов, предприняли попытку свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории Фрейда таких инстинктов было три: жизнь, смерть и агрессия, а у Макдауголла — десять: изобретательность, строительство, любопытство, бегство, стадность, драчливость, репродуктивность, отвращение, самоунижение, самоутверждение. Позднее Макдауголл добавил к перечисленным выше еше восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Было определено, что потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни человека, а инстинкты являются врожденными и остаются неизменными. Начиная с 1930-х гг. появляются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. В отечественной психологии предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека, наиболее удачной из которых считается теория деятельностного происхождения мотивапионной сферы человека А. Н. Леонтьева. Согласно данной теории мотиванионная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотиваиионной сферы человека существует взаимное соответствие. Любая деятельность человека протекает в определенном социальном окружении при взаимодействии с другими людьми (семья, детский сад, школа). Социализация — процесс, который начинается с момента вхождения человека в живой мир, с первых минут его жизни. Развитие личности происходит путем увеличения индивидом социальных связей с окружающим миром, все это происходит благодаря общению, деятельности и самосознанию. При проведении исследований в сфере общения важно выявить, что получает личность от процесса общения и при каких условиях связей становится все больше. Социальный контекст, в котором'действует личность, может быть контролирующим или информирующим. Например, контролирующий стиль школьного учителя не вызовет интереса учеников к учебе, если же учитель работает в информирующем стиле, то внутренняя мотивация учеников к учебе возрастет. Это было доказано экспериментально с участием 610 детей возраста 9— 11 лет. Эксперимент проводился при помощи методик: опрос по оценке климата в классе, шкала выраженности чувства компе- тентности у детей, шкала внутренней — внешней ориентации в классе, оценка ориентации учителя по отношению к автономности — контролю. В результате стало понятным, что та психологическая атмосфера, которая создается в классе учителем по отношению к поддержке автономности учащихся, играет важнейшую роль в актуализации внутренней мотивации учеников со всеми вытекающими последствиями. В процессе своего развития человек осваивает множество видов деятельности, параллельно ориентируясь в системе связей, притом определенным образом отбирает наиболее комфортные ей виды деятельности. В процессе самосознания человек идентифицирует себя как личность: познает самого себя, формирует отношение к себе, оценивает себя — т.е. определяет собственное «Я», что зависит и от влияния на человека социального окружения. Формой активности человека является поступок, именно он характеризует человека как личность. Поступок основывается на потребностях, одна из которых — воплощение своего «Я» в мире.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |