КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социализации в социологии и социальной психологии
Понятие социализации, как и многие другие понятия в психологии, не имеет однозначного толкования. Коротко это понятие можно охарактеризовать как формирование личности индивида в процессе усвоения социального опыта или воспроизводство им социальной системы. Процесс социализации включает совокупность всех социальных процессов. Социализация — это непрерывный процесс вхождения индивида в общество, усвоение им образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в ходе всего онтогенеза. Этот процесс подразумевает усвоение социального опыта и его использование через различные формы взаимоотношений индивида с его окружением, в результате чего человек становится индивидуальностью. Понятия развития личности и социализации совпадают, так как без социального развития невозможно развитие индивидуальное. Социальная среда оказывает огромное влияние на развитие личности, и личность в социализации выступает как социальный субъект. К понятию «социализация» близко понятие «воспитание». В процессе воспитания общество воздействуют на человека с целью передачи ему определенной системы понятий, норм. При воспитании на человека воздействует вся система общественных связей, все общество в целом. Социализация — это процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта в социальной среде, а с другой — воспроизводство им социальной системы посредством включения в социальную среду. Большое влияние на процесс социализации оказывают социальные группы и социальные институты, сменяющие друг друга: семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы. Начало социализации приходится на дошкольный период развития и знаменуется установлением первых иерархических отношений, подчинения социальным нормам. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознать свое место в окружающем мире, перестроить систему подчинения. Выделяют следующие стихийные мотивы формирования личности: • мотивация на цель; • идентификация во взаимоотношениях с окружением; • принятие и освоение социальных ролей. В социальной психологии существует понятие ресоциализации. Это усвоение человеком новых ролей, навыков и ценностей вместо прежних в рамках различных видов деятельности. На каждом жизненном этапе человека присутствуют определенные люди и группы, различные институты, способствующие социализации, именно они и называются агентами социализации. В младенческом возрасте такими агентами, естественно, являются родители и ближайшие родственники, с которыми удетей складываются тесные отношения. Исследования показали, что отсутствие родительской заботы влияет на социальные навыки детей и их способность к обучению. В подростковом возрасте и в юности в жизни человека появляются дополнительные агенты социализации: учителя, воспитатели, врачи, руководители спортивных секций. В этот период меняется и программа социализации: значимым становится обучение знаниям и навыкам. В юности основных агентов могут заменить друзья, сверстники. Огромное воздействие на процесс социализации оказывают СМИ, влияние на поведение человека которых бывает двояким. Одни исследователи утверждают, что СМИ помогают восприятию, другие склонны считать, что СМИ оказывают негативное влияние на людей, не оставляя им времени на дружеское общение и на чтение книг. Одним из важных агентов социализации является школа. Именно в школе благодаря общению, обучению и развитию происходит формирование личности ребенка и его поведения. Социализация в школе значительно отличается от социализации в семье, и это иногда может сопровождаться кризисом. Ранее ребенок находился в маленькой группе, где всегда чувствовал себя комфортно, в школе же он становится членом большого коллектива со своими правилами и установками. К факторам социачизации обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы. Макрофакторы ~ это условия социачизации личности, которые обусловлены ее проживанием в стране, государстве (в больших социачьных общностях). К макрофакторам относят систему духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации человека: биологические (в еде, отдыхе), производственные (в материальном жизнеобеспечении) и социальные (в общении) потребности. К мезафакторам относят проживание личности в составе общностей средней величины (этносы, нации), а также сознание своего единства с окружающими или отличия от них. К микрофакторам относят те институты общества, для которых человек является объектом воздействия.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |